Вводная картинка

Все на экспорт Как вывести малый бизнес на зарубежные рынки

Экономика

Одна из целей нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — повышение доли экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме несырьевого экспорта до 10 процентов. О том, как реализуется данный проект, — в материале «Ленты.ру».

Национальный проект «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разработан Минэкономразвития России для достижения целей, поставленных президентом России Владимиром Путиным в майском указе: численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, должна возрасти с 19,2 миллиона человек до 25 миллионов в 2024 году; доля МСП в ВВП страны должна увеличиться с 22,3 процента до 32,5 процента в 2024 году, и доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта должна вырасти с 8,6 процента в 2017 году до 10 процентов в 2024 году.

Структура нацпроекта включает пять федеральных проектов, в числе которых «Акселерация субъектов МСП». Бюджет всего нацпроекта составляет 478,1 миллиарда рублей. Причем объем финансирования программы модернизации системы поддержки субъектов МСП- экспортеров в рамках проекта «Акселерация субъектов МСП» до 2024 оценивается в 14,3 миллиарда рублей.

Под контролем Минэкономразвития

По данным Минэкономразвития, в 2018 году объем несырьевого экспорта достиг 235 миллиардов долларов. При этом вклад сектора МСП — около 9 процентов, или 21,3 миллиарда долларов. Для увеличения числа компаний МСП, продвигающих свою продукцию на зарубежные рынки, в регионах создаются центры поддержки экспорта. При обращении в центр поддержки экспорта предприниматели могут получить широкий спектр услуг, а результатом обращения станет заключение субъектами малого и среднего предпринимательства экспортных контрактов. Сегодня центры поддержки экспорта работают в 76 субъектах России. Для сравнения: в прошлом году в стране работало 67 таких центров.

С этого года АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) официально определен агентом правительства РФ по распределению субсидии бюджетам субъектов РФ на создание и развитие центров поддержки экспорта, а также координации работы ЦПЭ. Кроме того, РЭЦ будет оценивать соблюдение центрами поддержки экспорта требований, устанавливаемых к ЦПЭ. Также среди полномочий РЭЦ – разработка методических рекомендаций по вопросам внешнеэкономической деятельности субъектов МСП.

На местном уровне

Желание компаний МСП поставлять продукцию за рубеж зачастую сдерживается незнанием рынков сбыта, отсутствием навыков работы с иностранными потребителями, сложными процедурами оформления разрешительных документов для продвижения товара на иностранные рынки. «Нужно помочь субъектам МСП понять рынок, логистику, разобраться в правовых аспектах международной торговли, оказать поддержку в получении необходимых сертификатов», — говорил в интервью РБК член генерального совета «Деловой России» Алексей Порошин. Это могут сделать центры поддержки экспорта во всех субъектах РФ, создание и развитие которых предусмотрено нацпроектом.

Региональные центры поддержки экспорта осуществляют проведение маркетинговых исследований, продвижение информации о компании за рубежом, организацию встреч и переговоров с иностранными партнерами, оказание помощи в стандартизации, сертификации поставляемой на экспорт продукции, заключении экспортного контракта, организации участия субъектов МСП в российских и иностранных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, в бизнес-миссиях за рубежом, а также информационно-консультационную поддержку в формате семинаров и тренингов. Так, например, Школа экспорта «Российского экспортного центра» разработала образовательную программу для экспортеров и предпринимателей, планирующих вывести на экспорт свои товары и услуги. Семинары и тренинги проводят как федеральные тренеры из Школы экспорта РЭЦ, так и специально обученные сертифицированные региональные тренеры.

В основном предоставление субъектам МСП таких услуг финансируется за счет федерального и регионального бюджетов и осуществляется на безвозмездной основе.Так, например, центр поддержки экспорта Владимирской области сейчас предлагает производителям стать участниками международной бизнес-миссии в Ханое (Вьетнам). В рамках государственной поддержки центр организует поиск потенциальных клиентов, аренду мест проведения встреч В2В, их техническое оснащение и лингвистическое сопровождение переговоров. Компания-участник несет расходы только по командировке своего представителя.

Подобные мероприятия показывают хорошие результаты. Не так давно Агентство развития бизнеса Красноярского края организовало для местной компании «Сталь-Партнер» индивидуальный выставочный стенд на международной выставке-конференции по горнодобывающей промышленности «Expo Mongolia 2019», прошедшей в Улан-Баторе. «Мы были очень заинтересованы именно в монгольской выставке, поскольку для нас это шанс выйти на азиатский рынок, — говорит директор по развитию «Сталь-Партнер» Захар Сиваков. — За время работы нашего стенда поступило три заявки, и сейчас совместно с нашими потенциальными иностранными партнерами мы прорабатываем технические параметры необходимых резервуаров и емкостей, а также вопросы логистики. Ожидаем, что к концу этого года будут подписаны контракты на поставку». Суммарный объем поставок по первым контрактам может составить более 10 миллионов рублей. Это восемь резервуаров для нефтепродуктов и две металлические емкости для воды на ТЭЦ.

Калининградский «Знаменский композитный завод» также является получателем помощи для ведения экспортной деятельности. Используя инновационные технологии, предприятие производит композитные материалы для строительной отрасли. «Фонд развития предпринимательства Калининградской области сыграл очень большую роль в нашей деятельности, — рассказал «Ленте.ру» генеральный директор компании Дмитрий Христов. — Они перевели нам сайт на восемь языков, предоставили льготный заем на развитие бизнеса, зарегистрировали на электронной площадке, зарегистрировали нам торговую марку». По его словам, в прошлом году Корпорация МСП включила предприятие в список быстрорастущих компаний. Каждый год компания растет минимум на 30 процентов, и в этом году ее оборот уже превысит 2 миллиона долларов.

Еще один получатель помощи от регионального экспортного центра — смоленская компания «Лакос», производитель медицинской одежды. «Недавно мы принимали участие в выставке KIHE в Казахстане, все финансирование взял на себя центр поддержки экспорта, — рассказала «Ленте.ру» гендиректор компании Марина Лакос. — По ее итогам мы уже подписали одно дилерское соглашение и отправили в Казахстан образцы нашей одежды». По словам Марины, в настоящее время региональный центр поддержки экспорта помог «Лакосу» сделать презентацию компании, создать видеоролик, а в настоящее время специалисты центра занимаются модернизацией сайта компании «Лакос», делают его англоязычную версию.

Первые результаты

Работа региональных экспортных центров уже себя оправдывает. По итогам 9 месяцев 2019 года центры оказали услуги 11 694 малым и средним предприятиям. 1 728 компаний заключили экспортные контракты, а объем экспорта благодаря господдержке составил 1,4 миллиарда долларов. Данные меры помогли компаниям малого и среднего бизнеса получить комплексную поддержку государства в режиме одного окна. В том, чтобы работа приносила результаты, ЦПЭ заинтересованы напрямую, так как эффективность работы центров с самого начала оценивается с учетом ключевых показателей эффективности их деятельности.

Увеличение финансирования программы до 3,5 миллиарда рублей в 2019 году позволило расширить услуги центров, в том числе акселерацию субъектов МСП по выходу на внешние рынки. Центры поддержки экспорта проводят акселерацию как на базе собственной инфраструктуры, так и участвуя в партнерских программах РЭЦ. Одним из современных инструментов поддержки является, например, содействие в размещении субъекта МСП на международных электронных торговых площадках. По данным Федеральной таможенной службы и Росстата, количество субъектов МСП, осуществляющих экспортную деятельность, в 2018 году составило 45 311 единиц. К 2024 году Минэкономразвития России прогнозирует увеличение этой цифры почти в два раза, до 89 тысяч компаний.