«Мы обзывали их спортсменами, это было оскорблением»

Брейк-данс включили в программу Олимпиады. Что ждет культуру хип-хопа дальше?

Культура

Фото: Little Shao / Red Bull

Брейк-данс, один из самых старых и популярных танцев хип-хоп-культуры, сегодня находится в точке бифуркации — дисциплину включили в программу Олимпийских игр. У этой новости нашлись критики, утверждающие, что брейк все же в первую очередь — вид искусства, а не спорт, и в баттлах танцоры демонстрируют свой уникальный стиль, а оценки судей зачастую субъективны. С другой стороны, включение в программу главного спортивного мероприятия в мире означает приток финансов, от которого многие би-бои и би-герлз, мягко говоря, не отказались бы. О том, как судят уличные танцы, что хип-хоп сделает со спортом и при чем тут духовное развитие — в репортаже «Ленты.ру» из индийского Мумбая, в котором прошел международный чемпионат по брейк-дансу Red Bull BC One.

Мумбай — родина болливудского кино, известного любовью не только к обилию спецэффектов, взрывов и масштабных баталий, но и к традиционным для индийских фильмов танцам. Организаторы Red Bull BC One, судя по всему, надеялись вдохновить этим участников, однако на финал чемпионата по брейку мало повлияла атмосфера жаркого и многолюдного индийского города, от которого танцоры закрылись в холодных спортивных залах с работающими на всю мощность кондиционерами. А вот что действительно оказалось на устах у всех би-боев и би-герлз — так это включение брейка в программу летних Олимпийских игр, которые пройдут в Париже в 2024 году. Уличный танец уже появился в качестве дисциплины на юношеской Олимпиаде в 2018-м — тогда золото взял российский би-бой Bumblebee (Сергей Чернышев), который также принял участие в Red Bull BC One, правда, не сумев в этот раз выйти из четвертьфинала. Теперь же ставки возрастут, а чемпионаты по брейку уже сейчас начали привлекать куда больше общественного внимания.

В соревновании между би-герлз (в этот раз танцоров решили разделить по гендеру) победила 21-летняя россиянка Наталья Килячихина, выступающая под псевдонимом Kastet, — в финале она оказалась вместе с сразу тремя танцовщицами из Японии. Среди би-боев лидером стал голландец Menno — известная в кругах брейк-дансеров фигура — уже дважды побеждавший в чемпионатах Red Bull BC One. В последнем баттле ему противостоял Николай Черников из Казахстана (Killa Kolya).

Черников на этом чемпионате оказался одним из самых любопытных участников — в частности, потому, что был одним из андердогов, которому, в отличие от 14 приглашенных на финал би-боев, пришлось бороться за право выступать в нем на состязании Last Chance Cypher, прошедшем за два дня до Red Bull BC One. На сайфере бились 16 би-боев, победителей национальных отборов разных стран. Это мероприятие, по словам знатоков, интригует не меньше главного чемпионата — если на главной площадке выступают уже известные во всем мире звезды, то здесь соревнуются неизвестные би-бои, от которых можно ожидать что угодно.

Пять судей, определявших лидеров Last Chance Cypher, зачастую расходились во мнениях, и победу то и дело отдавали какому-либо участнику из-за перевеса всего одного голоса. Ведущим предшествовавшего финалу состязания выступил украинский би-бой и эмси DJ Scream — и, по его словам, решающим фактором в таких ситуациях всегда выступают личные взгляды и вкусы. «Брейкинг — все-таки искусство, хоть он сейчас и попадает на Олимпиаду как вид спорта. А мнение относительно искусства всегда субъективно. Как не выводи критерии, все равно решающий фактор — твое личное отношение. Однако би-бой мог победить, показав более сильную трюковую часть, или просто оказавшись более энергичным. Обычному зрителю, который не протанцевал десять лет, кажется, что какой-то элемент выглядел сложнее, эффектнее и круче, однако есть много маленьких деталей, спрятанных как бы между строк. Именно их специалисты чувствуют», — объясняет Scream. При этом, подчеркивает он, спорные решения в этих случаях неизбежны.

«По сути, судить искусство — это абсурд. Сравнивать двух композиторов, художников или поэтов — искусство не для этого создано, это не спорт, оно доставляет эстетическое удовольствие. Нужно понимать, что баттл — это игра, и в нее можно играть жестко, но главное — сам танец, и для би-боев важно выступить, продемонстрировать свое искусство. Они годами вписывают свой стиль, свой почерк в историю как танцоры», — отмечает Scream.

В начале нулевых в брейк-данс-сообществе людей, которые не слушали соответствующую музыку, а только делали спортивные фишки в танцах, не жаловали, рассказывает Scream: «Мы их обзывали спортсменами, и это было оскорблением для би-боя. А сейчас брейк — спорт. И многие би-бои моего поколения были просто контужены этой темой. Но можно найти много плюсов в этой ситуации. Нужно делать хип-хоп на спортивной арене, это же круто!»

Scream (Андрей Андроников) заинтересовался брейк-дансом еще в конце 1990-х, когда на MTV начали крутить клип на ремикс композиции It's Like That от группы Run-D.M.C. В музыкальном видео на обработку трека от диджея Джейсона Невинса актеры танцевали брейк-данс — причем би-герлз бились с би-боями и вроде бы даже одерживали победу. Я интересуюсь, почему на чемпионате Red Bull BC One девушки соревнуются отдельно от парней. «Би-герл проиграет би-бою из-за физической составляющей. Пацаны просто физически мощнее. Но при этом девчата часто выигрывают у би-боев, и убирают их довольно жестко — есть баттлы, в которых нет этого разделения. Я же говорю, это просто игра, и правила сегодня такие», — отвечает Scream.

Российский би-бой Beetle из Калининграда, один из участников чемпионата в Мумбае, солидарен с Андрониковым — но уточняет, что разделение на женские и мужские команды в брейк-дансе произошло не сразу: «Раньше ребята и девчонки танцевали без разделения, но сейчас это происходит почти везде, и это вполне логично. По физическим параметрам большинство девчонок послабее будут. Но не по стилю или по танцу — есть, например, Аюми из Японии. Я смотрел с ней сайфер и понимал, что половина парней влегкую могла бы ей проиграть по всем критериям. Она может дать фору любому, я с ней тоже пересекался на баттлах, то проигрывал, то выигрывал».

Для организаторов Олимпийских игр разделение танцоров по гендеру точно будет более органичным — однако для спортивной дисциплины понадобятся строгие критерии оценок, и вопрос в том, как будет котироваться оригинальность стилей би-боев и би-герлз. А это, по мнению DJ Scream, главная составляющая брейк-данса, и танцоры годами оттачивают его, выявляя свой почерк, чтобы их угадывали даже по силуэту во время движения. Также сложно представить, что, как это делает достаточно демократичный Red Bull BC One, Международный олимпийский комитет перенесет в спортивную дисциплину и сопутствующие брейк-дансу другие элементы хип-хопа — например, искусство эмси, мастера церемоний.

Еще на заре существования хип-хопа эмси поддерживали диджея речитативом, на ходу выдавая фристайл-куплеты. Позже из этой практики появился рэп, который сейчас уже и не ассоциируется с брейк-дансом. DJ Scream утверждает, что задача нынешних звезд брейка — проследить, чтобы традиции андеграундных баттлов были сохранены и в Олимпийских играх: «Это, конечно, едва ли получится сделать, но тем не менее большинство каких-то особенностей мы можем сохранить».

«Ни в одном виде спорта не существует традиции судейских выходов — нигде судьи не выходят и не танцуют, а у нас это есть, и мы будем первым видом спорта, в котором судьи показывают, на что они способны. Вдруг это отразится на других видах спорта? Каждого судью можно вызвать на баттл, если ты недоволен решением. Представляете такое в спорте вообще? Там могут только дисквалифицировать страну за то, что ты поспоришь с судьей», — говорит Андроников.

Хип-хоп, как утверждают его многочисленные адепты, стоит на четырех столпах — танцы, диджеинг, искусство эмси (рэп) и граффити. Scream добавляет пятый — знание. С поверхностной точки зрения это знание элементов хип-хоп-культуры, понимание того, как музыка взаимодействует с танцем, как эмси взаимодействует с музыкой. Однако, по словам Андроникова, в этом знании запрятана куда более важная вещь: «Это очень глубокий элемент, потому что в самом хип-хопе очень много религиозного. Там спрятана любовь, ценности типа “не драться, не воевать, не стрелять друг в друга”, просто играть в игру, в которой ты соревнуешься в виде какого-то искусства, и через этот баттл из тебя выходил весь негатив. Поэтому знание — емкий элемент. Через хип-хоп ты приходишь к духовному развитию, очищению от пороков».

В целом, считает Scream, появление брейк-данса на Олимпиаде — хорошая новость: «Олимпийским играм это нужно для привлечения новых глаз. Для хип-хоп-культуры и брейкинга это тоже имеет положительные стороны — привлечение финансирования, спонсирования, сборные, поездки. Ну и, в конце концов, это просто очередная игра — Олимпийская игра, где за тебя будет болеть целая страна».

Илья Кролевский (Москва — Мумбай)

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности