То, что скрыто

Когда-то лицо прикрывали только при болезни и на войне. Почему носить маску стало модно?

Фото:Shutterstock

Одетые в медицинские маски прохожие — непременный атрибут городов Азии начиная с конца XX века. Однако в середине 2010-х маски стали частью стиля многих популярных рэперов, а в последние два года захватили и подиумы. «Лента.ру» разобралась в том, как маски-респираторы и балаклавы из части медицинской униформы и спортивной одежды стали модным трендом.

Защити себя и окружающих

Первые медицинские маски появились в Европе в Средние века во время эпидемий бубонной чумы. Доктора надевали на голову кожаные маски с длинным клювом, который заполняли ароматическими солями, лекарственными травами и чесноком. Задача была простой — защитить доктора от тошнотворного запаха разлагающейся плоти. В основном маски использовались только во время работы с уже мертвыми людьми, но все изменилось в начале XX века, когда была доказана эффективность защиты маски с хлопковым фильтром от микроорганизмов.

Настоящий бум спроса на медицинские маски возник в 1918-1919 годах во время длившейся 18 месяцев эпидемии испанского гриппа. По современным оценкам, заражены были до 550 миллионов человек, а скончалось от 50 до 100 миллионов. Особенно мощный удар пришелся на Азию. Пораженные масштабом бедствия, власти Японии развернули широкую пропаганду ношения масок в профилактических целях.

Японцам объясняли, что носить маски обязательно во время эпидемий, а люди, не до конца уверенные в своем полном выздоровлении, должны надевать их, чтобы не заразить окружающих. Вскоре отсутствие маски у не до конца здорового человека стало восприниматься как проявление неуважения к окружающим. В дальнейшем привычку носить маски переняли в Корее и Китае, где скрывающие лица жители также стали привычной частью городского пейзажа.

Причем носили маски не только пожилые японцы и корейцы, но и молодежь. Однако, как показал проведенный в марте 2011 года изданием News Post Seven опрос молодых людей в модном токийском районе Сибуя, лишь 30 процентов из них надевали маски, чтобы защититься от чужих микробов или оградить других людей от своих. Большинство носили их, так как считали, что выглядят в них лучше. Неудивительно, что вскоре производство стильных масок наладили местные модные бренды.

За пределами Азии маски-респираторы вне медицинских учреждений носили разве что уличные художники. Они, с одной стороны, должны защищать дыхательные пути от краски, а с другой, скрывать лицо от случайных свидетелей творческого процесса. Ведь подчас граффити наносились на стены различных сооружений нелегально.

Лучший друг гангстеров

Другим видом масок, завоевавшим сердца модников, стала балаклава, или лыжная шапка, как ее еще иногда называют. Популярная версия гласит, что маска, покрывающая всю голову (за исключением лица) и часть шеи, была изобретена английскими солдатами во время Крымской войны. Зима 1854-1855 годов выдалась на редкость холодной, а соответствующего зимнего обмундирования англичанам не подвезли. Пришлось выкручиваться своими силами — солдаты и офицеры натягивали на голову подобие чулка, в котором вырезали отверстие для лица.

Название новому головному убору дали в честь крымского города Балаклава, служившего англичанам базой во время войны. С тех пор балаклава регулярно использовалась английской армией как часть зимней формы. Специальные подразделения вооруженных сил и полиции разных стран используют ее для сохранения анонимности своих сотрудников. С той же целью эти маски надевают террористы и бандиты всех мастей. Ну а гражданские чаще всего натягивают на голову балаклаву для занятий горными лыжами.

Благодарить же за интеграцию балаклавы в мир моды следует рэперов. Несмотря на то что рэп уже не первое десятилетие является многомиллиардной индустрией, а многие звезды хип-хопа далеки от уличных банд и вооруженных разборок, образ вышедших с улиц плохих парней эксплуатируют практически все. Непременным атрибутом любого уличного гангстера является бандана или балаклава, скрывающие лицо. Цвет и принт являются опознавательными знаками, демонстрирующими принадлежность ее обладателя к той или иной банде.

Однако на официальные мероприятия даже звезды гангста-рэпа вроде Тупака Шакура, Снуп Дога или P.Diddy приходили в дорогих итальянских костюмах. Максимум, что могли позволить себе звезды хип-хопа 1990-х — подражание стилистике американских гангстеров времен сухого закона. Тот же Тупак любил костюмы в полоску. Первыми рэперами, позволившими себе надеть маску во время выхода в свет, стали в 2013 году Канье Уэст и A$AP Rocky.

Сначала Уэст использовал серию масок от дома Maison Martin Margiela как часть костюмов во время концерта в Атлантик-Сити. Они представляли собой балаклавы, полностью скрывавшие лицо исполнителя. Маски были украшены стразами, звездами и различными элементами геометрической формы. Они были впервые показаны на Парижской неделе высокой моды сезона весна-лето 2013, которая прошла в январе того же года. Однако тогда критики посчитали маски лишь фантазией команды дизайнеров Maison Martin Margiela, не ожидая когда-нибудь увидеть их за пределами подиума.

Затем Уэста заметили в Париже в красной лыжной маске. В том же 2013 году A$AP Rocky заявился в балаклаве Y-3 на неделю моды в Нью-Йорке. Рэпер заявил, что балаклава не только согревает его зимой, но и оберегает от излишнего внимания папарацци и поклонников. Эксперты в мире моды заговорили о зарождающемся среди рэперов тренде и были правы.

За Уэстом и Rocky последовали Трэвис Скотт, 2 Chainz, Tyga, Дрэйк и многие другие. Причем помимо балаклав в ход пошли и обычные медицинские маски. По сути, для рэперов новые маски стали лишь оригинальной альтернативой привычного атрибута, а не революционным изменением стиля. К тому же речь шла не о банальных белых или черных масках, а об аксессуарах, не уступающих по яркости привычным банданам.

Маска в законе

Однако большинство рэперов все же следовали примеру Канье Уэста, а не A$AP Rocky, и надевали маски и балаклавы лишь во время прогулок по улицам. Исключением стал Future. Рэпер надел украшенную стразами Swarovski маску не только на себя, но и на свою дочь, с которой пришел на церемонию вручения призов телеканала BET (Black Entertainment Television — черное развлекательное телевидение) в 2017 году.

Некоторые рэперы и вовсе выстроили весь свой внешний образ вокруг того, что скрывают свое лицо. Например, прославившиеся в 2017 году исполнители Ayo & Teo носят медицинские маски с ярким принтом, а рэпер Leikeli47 всю свою карьеру скрывает лицо за балаклавой и банданой. Причем в последние годы первая почти вытеснила вторую.

Среди брендов первыми на новшество отреагировали любимцы героев стритстайла BAPE и Off-White. Вирджил Абло назвал появление своей дизайнерской маски за 68 долларов «попыткой соответствовать запросам аудитории». Затем, как это часто бывает в последние годы, стритстайл проник и на подиумы. Началось все с балаклав в стиле изделий Maison Martin Margiela 2013 года, которые весной 2017-го показал Gucci. На показах сезона осень/зима 2018-2019 спустя год свои менее радикальные версии этого головного убора представили Calvin Klein и Christian Dior. Любимый рэперами дом Gucci и вовсе стал главным специалистом по балаклавам, представив множество вариаций на эту тему.

Естественно, с подиумов они тут же переехали в гардероб рэперов. Рианна в 2017 и 2018 годах почти весь фестиваль Coachella проводила в балаклавах и масках, полностью скрывающих лицо. Регулярно появлялись на концертах в балаклавах от Gucci Трэвис Скотт и 2 Chainz, а команда A$AP Mob в полном составе сделала балаклавы частью своего имиджа.

Вслед за балаклавой пришла очередь и маски-респиратора. Во время показов на неделях моды сезона осень-весна 2019/2020, которые прошли в феврале-марте 2019 года, маски в том или ином виде появились в коллекциях Dolce & Gabbana, Alexander Wang, Moschino, Comme des Garcons, Marine Serre и ряда других. Изделия многих домов моды несли не только эстетический, но и функциональный смысл.

Новые смыслы

Дом Gucci в Париже и вовсе построил вокруг маски всю философию своего показа. По замыслу Алессандро Микеле, маска скрывает лицо и отвлекает от гендера модели, позволяя легче принять и понять женскую одежду на мужчинах и мужскую — на женщинах. Маска выступает универсальным уравнителем, скрывающим биологический пол, цвет кожи и физические особенности носителя. Вторят Микеле и другие любители масок.

Например, Трэвис Скотт заявил, что маска подчеркивает его личность путем ее сокрытия. Одновременно с этим маска является и символом тех проблем с экологией и рисками пандемии, с которыми сталкивается планета. Наконец, для некоторых афроамериканцев маска стала своеобразной частью культурного кода. Маски даже поучаствовали в разгоревшейся в 2019 году борьбе с «блэкфейсом». Gucci представил сначала маску с вырезом для рта и принтом в виде толстых красных губ, а затем и водолазку с высоким воротником и тем же изображением.

И то, и другое посчитали аллюзией на «блэкфейс» и обвинили бренд в расизме. Дом Gucci вынужден был приносить официальные извинения, водолазку срочно сняли с продажи, а целый ряд влиятельных афроамериканцев — от рэпера 50 Cent до режиссера Спайка Ли — объявили бренду бойкот. 50 Cent и вовсе публично сжег футболку Gucci. А вот его более молодой коллега Young Thug нашел асимметричный ответ и выложил в своем Instagram-аккаунте видео, где он позирует в блэкфейс-водолазке.

Затем рэпер снял еще одно видео, где он уже носит белую версию расистской маски. Некоторые пользователи задались вопросом, не является ли это черным расизмом. Любопытно, что первоначальное появление блэкфейс-маски на неделе мужской моды в Париже сезона осень-зима 2018 в январе 2018 года прошло практически незамеченным и не вызвало резонанса.

Так или иначе, но в 2019 году тема масок настолько захватила умы дизайнеров, что даже не склонные к эпатажу бренды обыграли эту тему в своих показах. Просто вместо балаклав и респираторов использовали вариации на тему театральных масок, скрывающих область глаз либо все лицо.

Как и любой другой остромодный тренд, всеобщая любовь к респираторам и балаклавам вряд ли продлится дольше пары лет, но для отдельных субкультур и регионов область ее применения увеличится. Белые исполнители так и не кинулись носить балаклавы, а афроамериканцы и не думают отступать от заданного ими же тренда. То же самое касается респираторов в Азии, где на каждой неделе моды в Токио и Сеуле дизайнеры буквально соревнуются в эпатажности и оригинальности, создавая все новые и новые варианты маски.

Антон Ширяев

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности