Экономика
07:19, 7 ноября 2019

Удача по расписанию О составляющих успеха малого и среднего бизнеса в строительстве железных дорог

Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

После 1991 года в нашей стране было построено около полутора тысяч километров железных дорог. Специфика развития железнодорожного дела в России заключается в том, что основную долю инвестиций РЖД направляет на модернизацию действующей сети дорог, поэтому строительство новых участков инициируют и финансируют заинтересованные в них компании с применением механизмов государственно-частного партнерства. Эта ситуация создает благоприятную среду для деятельности частных малых и средних предприятий, занимающихся строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием железнодорожных путей, в том числе ведомственных. О том, как всего за два года существования подмосковной компании «ПроектПутьСтрой» ее оборот увеличился на 150 процентов, и о составляющих ее успеха — в материале «Ленты.ру»

Три составные части успеха

Два года назад профессиональные железнодорожники Максим Качурин и Александр Мытницкий решили уйти в собственный бизнес и образовали компанию «ПроектПутьСтрой», которая предоставляет услуги по проектированию, строительству и ремонту железнодорожных путей. Максим Качурин отвечает в компании за строительство и ремонт, Александр Мытницкий — за проектирование. Четкое разделение функций каждого участника бизнес-процессов компании — это главное ее конкурентное преимущество и первая составляющая успеха «ПроектПутьСтроя».

Второй фактор — профессиональная репутация руководителей. «За два года обороты у нас выросли более чем на 150 процентов. Мы открыли компанию с нуля, то есть у нас не было никакого стартового капитала. Все, чего мы достигли, стало возможным благодаря наработкам прошлых лет: авторитету, уважению, клиентской базе. За счет этого нам доверили очень хорошие проекты, а реализовав их, мы добились вот такого ощутимого прогресса», — говорит генеральный директор «ПроектПутьСтроя» Максим Качурин.

Если какой-либо компании необходимо спроектировать железнодорожную линию, проложить новый путь, провести реконструкцию старого или заняться текущим содержанием железнодорожного пути, «ПроектПутьСтрой» подготовит соответствующее техническое решение «под ключ», предоставит качественные материалы — словом, сделает все то, что в советское время было под силу лишь какому-нибудь солидному тресту.

Оптимизация и рационализация производства — третья составляющая успеха компании. Для каждого объекта «ПроектПутьСтрой» разрабатывает индивидуальную программу производственного процесса, что в разы сокращает сроки производства работ и как следствие — смету для клиента. Все этапы производства строго отслеживаются руководством. Над достижением результата трудятся инженеры-профессионалы, грамотный руководящий состав, проектный отдел, бригады рабочих компании «ПроектПутьСтрой», которые оснащены — и это тоже очень важно — самым современным и высококачественным техническим оборудованием.

Воплотить в жизнь все составляющие успеха компании было бы невозможно без важного для любого малого и среднего предпринимателя ресурса — Бизнес-навигатора МСП, который один заменяет несколько отделов или управлений иной компании большого бизнеса.

«Интересный портал как для начинающих, так и для опытных предпринимателей. С начала этого года его активно используем. Например, мы часто закупаем материалы, которые продают сотни компаний, — говорит Максим Качурин. — И через Бизнес-навигатор МСП есть возможность совершенно бесплатно и качественно проверить надежность контрагента — раньше за эти услуги приходилось платить. Также здесь есть возможность отслеживать тендеры как по госконтрактам, так и по частному бизнесу. Мы планируем это направление активно развивать».

Главное — найти общий язык со всеми

Сейчас у «ПроектПутьСтроя» два крупных объекта — агроиндустриальный логистический комплекс «Селятино» в Московской области и железнодорожные пути для госкорпорации «Роскосмос» в Московской области.

«Если для "Роскосмоса" мы только реконструируем железнодорожные пути, то в Селятино мы и проектируем, и строим. Работаем с ними с 2017 года, с момента основания нашей компании. С начала этого года компания построила в Селятино пять километров железнодорожных путей, шесть стрелочных переводов и провела большой объем земляных работ — свыше 200 тысяч кубов. Так что была реализована третья очередь строительства», — с гордостью говорит Максим Качурин.

Для небольшой компании, где в настоящее время работает 16 человек инженерного и управленческого состава и 30 рабочих, это большой объем работы. «У нас есть еще несколько интересных договоров по проектированию. Сейчас мы проектируем крупный логистический объект Дмитрова Гора», — рассказывает генеральный директор «ПроектПутьСтроя».

«У меня очень хороший партнер, который всегда поддерживал и поддерживает. Особенно сложным для нас был первый год, но мы пережили его вместе, справились, — вспоминает итоги прошедших двух лет Максим Качурин. — Во-вторых, за последние 12 лет мне довелось поработать на различных крупных проектах в России, познакомиться со многими заказчиками. И у меня практически всегда получалось находить общий язык с предпринимателями. И главное — нам всегда удавалось выдержать сроки и качество строительства. Нас с Мытницким знали по прошлым проектам, поэтому когда компании был всего день, меня пригласили и предложили вторую очередь в Селятино. Тогда мы проложили три пути протяженностью 850 метров и три стрелочных перевода в сложнейших погодных условиях, при минусовой температуре и снегопадах. Мы не подвели, и нам отдали третью очередь строительства».

О важности опыта и призвания

Когда успешный человек смотрит в будущее — оно смутно просматривается сквозь пелену желаний, предчувствий и расчета. Но когда состоявшийся человек обращается в прошлое, ему очевидно, что все, что с ним случилось, — звенья одной логической цепи.

Железнодорожником Максим Качурин считает себя с пяти лет, когда начал заниматься футболом в детской спортивной школе московского «Локомотива». Но с мечтой о большом спорте пришлось расстаться: надо было помогать матери растить младших братьев.

В 90-е годы на железной дороге платили немного, зато стабильно, и это решало практически все. С выбором профессии помогла мать, работающая в железнодорожной гимназии, да и воспитанник футбольного «Локомотива» паровозы любил с детства, Максиму «нравилось смотреть из окна поезда на города, поля, речки, на красоту».

«Я сам прошел путь в строительстве железных дорог от рабочего третьего разряда и монтера путей до главного инженера, работал техническим директором, исполнительным директором», — вспоминает Максим Качурин.

В 16 лет Максим поступил в Московский колледж железнодорожного транспорта имени Андреева, а по его окончании через два года пришел работать на Московско-Ярославскую дистанцию пути, где за 12 лет построил карьеру от монтера до главного инженера дистанции пути.

С благодарностью Максим вспоминает полезный, хоть и тяжелый опыт тех лет, приобретенный в том числе на таких объектах, как реконструкция станции «Пушкино» и строительство скоростной линии «Москва — Мытищи», первого бизнес-проекта РЖД пригородного сообщения по принципиально новой технологии.

Совмещая работу и учебу, Максим закончил Московский государственный университет путей сообщения по специальности «Строительство железных дорог».

Отработав несколько лет на руководящих должностях в филиале РЖД, Максим Качурин уходит в частную компанию, связанную со строительством железных дорог. Начал инженером, а через десять лет закончил исполнительным директором, то есть по сути руководил компанией. Здесь ему тоже есть чем гордиться в профессиональном плане — например, в качестве технического директора ему удалось поработать на крупном проекте реконструкции железнодорожных путей для компании «Акрон» в Великом Новгороде и Смоленской области.

Максим Качурин рассказывает, что справляться паровозом не умеет, зато управлять дрезиной для него легко. Кроме того, он имел дело с ремонтными машинами, приходилось быть машинистом электрички, железнодорожного крана и снегоуборочной техники. Интерес ко всему железнодорожному у предпринимателя профессиональный, с самого первого дня учебы в колледже. По его словам, «настоящий железнодорожник — неважно, машинист, ремонтник, любой сотрудник железной дороги — всегда человек, преданный профессии. Это огромная ответственность, потому что ты понимаешь: по твоим путям едут пассажиры, и они должны чувствовать себя комфортно и безопасно. Ты отвечаешь за жизни людей, ошибаться нам нельзя».

По словам Максима Качурина, «сейчас мы являемся предприятием малого бизнеса, но не собираемся останавливаться на достигнутом, планируем расширять производственные мощности, чтобы стать ведущей компанией на рынке железнодорожного строительства».

Константин Ляпунов

< Назад в рубрику