Культура
00:02, 7 октября 2019

«Ада не существует, я знаю» Сара Брайтман о России, загробной жизни и неудавшемся полете в космос

В мюзикле «Призрак Оперы»
Фото: Dennis Cooper / Shutterstock / REX

29 октября в московском зале «Крокус Сити Холл» и 30 октября в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге пройдут концерты Сары Брайтман (Sarah Brightman). Всемирно известная певица представит альбом «Hymn». Зрителей ждут новые композиции, хиты из знаменитых мюзиклов, костюмы от Swarovski и яркие декорации. «Лента.ру» расспросила одну из самых известных сопрано-певиц нашего времени о том, как ей удается сохранить голос, давая по 125 концертов в год, о выборе репертуара, бывшем муже Эндрю Ллойд-Уэббере, неудавшемся полете в космос, России и вере в загробную жизнь.

В балетную школу Сара Брайтман поступила в три года, в 11 лет уже играла в лондонском театре на площади Пикадилли, в 14 начала петь, в 16 сниматься в музыкальных сериалах, а в 18 уже попала в первую десятку британских чартов. Затем был спад, но это не история девочки-вундеркинда, сгоревшей на сцене. Карьера певицы и дальше шла по восходящей. В 20 лет Сара серьезно занялась вокалом, и вскоре ее пригласили в мега-популярный мюзикл «Кошки» гениального Эндрю Ллойда-Уэббера (автора мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда»). Через три года Эндрю и Сара поженились, а еще через год Ллойд-Уэббер поставил свой знаменитый «The Phantom of the Opera», в котором роль Кристины была написана специально для Сары Брайтман.

Сольная карьера певицы тоже оказалась сверхуспешной. Ее альбомы разошлись по миру миллионными тиражами (180 золотых и платиновых дисков в 40 странах мира), певица записала дуэты с самыми известными исполнителями, дважды открывала Олимпийские игры, получила множество призов и наград.

В какой-то момент Саре стало скучно на Земле, и она решила отправиться в космос. В 2012 году ее кандидатура была одобрена для полета на МКС на российском корабле «Союз» в качестве космической туристки. В 2015 году певица начала подготовку к полету, длившуюся полгода, но затем от затеи отказалась.

Альбом «Hymn» вышел в ноябре 2018 года и поднялся до 50 места в американских чартах. Тур в поддержку альбома певица начала в Бразилии и завершит в ноябре этого года концертом в лондонском «Ройал Альберт Холле».

«Лента.ру»: Вы сделали великолепную карьеру, стали знаменитой, получили множество наград и заработали кучу денег. Как вам это удалось?

Сара Брайтман: Как я это сделала? Интересный вопрос, сама часто об этом задумываюсь. Скорее всего, это стало результатом сочетания многих, многих обстоятельств. Во-первых, я очень рано сделала правильный выбор. Поняла, что мне нужно. Во-вторых, я встретила правильных людей, которые мне в этом помогли. Мне очень повезло с правильной школой, где мне помогли понять, кто я на самом деле. И, повторяю, все это произошло очень рано.

Чтобы стать успешным артистом, нужна комбинация многих вещей: вы должны полностью посвятить себя искусству — а я именно так и поступила, вы должны чувствовать музыку костями, музыка должна стать удобной одеждой вашей души, у вас обязательно должна быть страсть, вы обязаны действовать очень решительно и очень много работать.

И, конечно же, мне повезло. Повезло оказаться в правильном месте в правильное время.

Вы очень рано начали работать в театре. Как вы считаете, с какого возраста ребенок может начать профессионально выступать на сцене?

Это сложный вопрос. Я думаю, что подход должен быть очень индивидуальным. Я начала профессионально работать на сцене в 11-12 лет. Моя мама рассказывала, что уже тогда я точно знала, чего хочу, и очень быстро адаптировалась к новым задачам. Проблема заключалась в том, что после этого мне оказалось непросто вернуться к обычной жизни нормального 12-летнего ребенка, вернуться в школу, сдавать экзамены... Все, чего я тогда хотела, — это выступать на сцене, а не ходить в школу и учить уроки. Я знаю немало примеров, когда раннее начало творческой карьеры ломало детям дальнейшую жизнь. К счастью, со мной этого не произошло.

Со стороны ваша карьера выглядит идеально. А есть что-то, что вы хотели бы изменить?

Не думаю, что хотела бы что-то изменить в своей прошлой жизни. Бывали, конечно, ситуации, в которых мне следовало принять иные решения. Я делала ошибки, но все в итоге заканчивалось хорошо. Жизнь и карьера — это всегда совокупность определенных ситуаций, решений, поступков, и, изменив какую-то мелочь, ты можешь разрушить все. Но раз вы даете мне этот выбор, возможно, мне стоило быть более терпимой к близким людям.

Хочу спросить вас об Эндрю Ллойде-Уэббере: каков он в обычной жизни? Вы давно с ним виделись?

Когда же я виделась с ним в последний раз? Дайте вспомнить… Так, это было года два назад в Нью-Йорке, на его 70-летнем юбилее. А до этого мы с ним нередко встречались в разных частях света, ведь мы крутимся в одном и том же бизнесе. Какой он в обычной жизни? (Смеется). Я думаю, лучше вам его самого об этом спросить.

Что вам нравится больше — играть в мюзиклах, давать живые концерты или записываться в студии?

Все, что вы перечислили, мне интересно. Хотя в театральных шоу я уже довольно давно не участвую. Но если делать выбор, то, пожалуй, я бы остановилась на живых концертах. Это всегда вызов, всегда эмоции. Мне нравится ездить в большие мировые туры, хотя это тяжелая работа.

У вас очень разнообразный репертуар. Как вы его выбираете?

Я всегда стараюсь выбирать самое лучшее. Когда я была молодой, мне хотелось писать и исполнять собственные песни, и я была уверена, что могу сделать это хорошо. Но всегда находились люди, которые умели это лучше, чем я. Сейчас я выбираю то, что наилучшим образом подходит к моим вокальным возможностям. Я слушаю материал и понимаю: это моя песня, она мне подходит, а эта — хорошая, но совсем не моя, как бы я ее ни интерпретировала.

Вы уже несколько раз выступали в России. Какое впечатление произвела на вас наша страна?

Я часто бываю в России с концертами. Кроме того, я провела здесь определенное время в рамках космической программы, когда четыре года назад готовилась к полету. Я думаю, это помогло мне гораздо лучше понять вашу страну и русскую культуру. В России много хорошо образованных людей, глубоко понимающих музыку, философию, литературу. Это выгодно отличает вашу страну от моей собственной. Так что мне всегда приятно приезжать в Россию и работать здесь.

Попробуйте описать Россию в трех словах.

Россия очень живая… э-э-э… Вы застали меня врасплох, мне нужно подумать... Не могу выбрать еще два. Давайте я подумаю и вам перезвоню, чтобы назвать еще два слова…

Договорились. Несколько лет назад вы готовились к полету в космос на российском космическом корабле «Союз». Почему это было важно для вас и почему не получилось?

Когда я была ребенком, я мечтала полететь в космос. В то время все дети хотели стать космонавтами. Поэтому участие в космической программе было для меня чем-то вроде исполнения мечты! Но не получилось. Вначале я достаточно легкомысленно отнеслась к этому проекту, но когда весной 2015 года стала проходить подготовку — поняла, насколько все это сложно. Это был не тот случай, когда можно заплатить деньги и кто-то все сделает за тебя. Я должна была приложить максимальные усилия, к которым оказалась не готова. В общем, я набила себе приличную шишку, но этот опыт позволил мне более объективно взглянуть на себя со стороны. Можно сказать, спуститься с небес на землю и снова стать собою. Я многое узнала и получила опыт, которого нет у большинства людей. Так что это была важная часть моей жизни, я очень ею дорожу.

Расскажите о вашем последнем альбоме. Hymn вышел в конце 2018 года после паузы в пять лет. В чем особенность этого альбома?

Из-за того что я занималась подготовкой к полету в космос, у меня был довольно длительный перерыв в работе. Поэтому перед тем, как записывать новый альбом, мне было необходимо восстановить голос. Я много занималась вокалом со своим преподавателем. Каким должен быть новый альбом, я не знала, но мне хотелось сделать что-то красивое, легкое, поднимающее настроение, ведь у людей сейчас не так много поводов для веселья. Во Флориде я вновь встретилась с любимым продюсером Фрэнком Петерсоном, с которым мы работали 15 лет. Мы гуляли по пляжам и подбирали материал для альбома. Наверное, поэтому первой песней, которую мы выбрали, стала Sky and Sand.

А открывает альбом Hymn, написанный английской группой Barclay James Harvest. Это не что-то религиозное. Для меня гимн — это радость, надежда, легкость, что-то личное и очень эмоциональное. Мне хотелось, чтобы люди в зале стоя пели Hymn вместе со мной, чтобы играла чудесная музыка, сияли огни… Мне нужно было вернуться в ту атмосферу, которую я знаю и люблю больше всего и которой некоторое время была лишена.

125 концертов в туре! Как вы это выносите? У вас есть какие-то секреты подготовки?

Когда работаешь в туре, между концертами не бывает длинных перерывов. Это обусловлено логистикой и финансовой стороной проекта. Времени на отдых практически не остается. Чтобы восстанавливать голос и быть в форме, мне приходится постоянно заниматься с тренером по вокалу. Тем не менее я всегда стараюсь найти способ познакомиться с самыми интересными достопримечательностями тех мест, где бываю. А еще мы строим наше расписание таким образом, чтобы между выступлениями на разных континентах у нас была пауза для отдыха.

Последний и традиционный мой вопрос. Верите ли вы в бога, в рай, ад и жизнь после смерти.

Я не верю в ад. Ада не существует, я знаю. Но что-то после жизни обязательно есть. Что-то, чего мы не можем себе даже представить. Обязательно есть, в этом я нисколько не сомневаюсь.

P.S. Пока не перезвонила… (см. выше)

Беседовал Петр Каменченко

< Назад в рубрику