Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Найдутся все Как технологии спасают людей

Фото: Rawpixel Ltd / Alamy / Diomedia

Технологии все глубже проникают в нашу повседневную жизнь, и порой создается впечатление, что люди не успевают следить за прогрессом. Многие его проявления на первый взгляд кажутся бесполезными. Тем ценнее те инновации, что помогают попавшим в беду. Одну из таких разработок представили специалисты мобильного оператора «Билайн». Вот уже несколько лет они сотрудничают с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт», и теперь партнерство выходит на новый уровень — находить людей будет искусственный интеллект. Поиски надежды — в материале «Ленты.ру».

Инициатива снизу

Отряд «Лиза Алерт» зародился в 2010 году, когда в подмосковном Орехове-Зуеве пропали четырехлетняя Лиза Фомкина и ее тетя. Спасти их не удалось, но участвовавшие в поисках добровольцы — всего около 500 стихийно собравшихся человек — решили создать некоммерческую организацию и назвать ее в честь замерзшего в лесу ребенка. С тех пор отряд «Лиза Алерт» развивался и находил новых партнеров. Среди них полиция и МЧС, с которыми волонтеры обмениваются информацией, система экстренных служб 112, кинологическая группа Пожарно-спасательного центра Москвы.

Уже много лет с поисково-спасательным отрядом сотрудничает и «Билайн». В 2012 году он открыл горячую линию с номером 8-800, круглосуточно принимающую звонки по всей России. До этого люди, особенно из регионов, до последнего тянули со звонком на номер с московским кодом 495, опасаясь, что он окажется платным. Параллельно были запущены мобильное приложение и сервис СМС-оповещений, с помощью которого волонтером мог стать любой желающий. Для этого достаточно подписаться на рассылку и получать уведомления о начале новой поисковой операции. С декабря 2017 года к проекту таким образом присоединились 40 тысяч человек из 50 городов, причем только 30 процентов из них являются абонентами «Билайн» — сервис обслуживает клиентов всех отечественных операторов. Еще один способ коммуникации между волонтерами — форум на сайте «Лизы Алерт» с отдельной веткой для каждой поступившей заявки.

Для тех, кто готов лично участвовать в активных поисках (а это могут делать даже свободные от заказов таксисты и курьеры), проводятся специальные курсы и тренинги. Всем остальным предлагают внести вклад в общее дело иначе: распечатать и расклеить объявления, подвезти волонтеров к месту операции, обзванивать больницы и другие учреждения. Еще одна важная миссия — отсматривать сделанные на месте фотографии. Зачастую поиски ведутся в труднодоступных местах. «В начале августа к нам поступила заявка на поиск 73-летней женщины в подмосковном Щелкове. Этот случай можно назвать знаковым и принципиальным для нас. Мы направили на место пешие группы. Треки неровные и их видно. Но пробраться в определенную территорию внутри одной большой зоны ни у одной группы не получалось. Таких территорий в этом лесу было несколько. Если группа сюда попробует пройти, она потратит как минимум три часа», — говорит руководитель направления применения беспилотной авиации «Лизы Алерт» Александр Ломоносов.

Летучий помощник

В таких ситуациях на выручку волонтерам приходят беспилотные дроны. Впервые их начали применять прошлым летом, и за полгода они помогли найти пятерых человек: одного живого и четверых погибших. «Бывает так, что потерявшийся человек может забраться в такие труднодоступные места, что добираться туда поисковым группам либо очень долго, либо почти невозможно. Дрон это делает за 15 минут», — рассказывает Ломоносов.

У этого способа есть недостатки, например, ограниченное время работы аккумуляторов. Однако куда большие сложности возникают именно при проверке фотографий, которые аппарат передает на компьютер в штабе волонтеров. До недавнего времени им приходилось работать вручную, что существенно замедляло процесс и снижало его эффективность, ведь человек далеко не всегда способен точно распознать на изображении пропавшего. К тому же после нескольких часов мониторинга глаз элементарно замыливается, а отсматривать надо в среднем по 2,5 тысячи снимков — за месяц набирается около 33 тысяч. «В нынешнем случае в Щелково люди потратили в общей сложности 240 часов на отсмотр фотографий и поиск на них пропавшего или каких-либо связанных с ним артефактов. И результатов это не принесло — поиски продолжаются», — сетует глава «Лизы Алерт» Григорий Сергеев.

Решение «Билайн» призвано существенно облегчить и ускорить процесс анализа такого количества снимков. В начале августа он представил принципиально новое решение — нейросеть «Beeline AI — Поиск людей». Оператор применил весь накопленный опыт, ведь в рамках основного бизнеса ему ежедневно приходится обрабатывать огромные массивы данных.

Научат любого

Специалисты компании использовали возможности машинного обучения, в рамках которого созданные человеком алгоритмы учатся самостоятельно распознавать какие-либо процессы или прогнозировать их на основе первоначальных данных. «Мы при работе с "Лизой Алерт" в основном используем принцип прогнозирования. При прогнозировании программа может подсказать, что изображено на картинке, — продолжает Джордж Хелд. — Программу надо научить распознавать не только человека как такового среди окружающей местности, но и отдельные части его тела или предметы одежды».

«Эти задачи обычно решаются при помощи нейронных сетей. Если подумать, то все мы каждый день пользуемся искусственным интеллектом. Например, каждый раз, когда задаем запрос в Google. В нашем же случае дрон, летящий над лесом, делает огромное количество фотографий и отсылает их в нашу систему. И уже нам надо определить, что конкретно на них изображено», — объясняет вице-президент «Вымпелкома». Как раз этим и занимается нейросеть «Beeline AI — Поиск людей». Она использует технологию, названную компьютерным зрением: изучает не только верхний слой объекта с фотографии и его границы, но и более глубокие слои — всего от 13 до 30. Каждый снимок буквально разрезается искусственным интеллектом на множество слоев, которые затем накладываются друг на друга.

В этом тонком процессе решающее значение имеет правильное построение алгоритма, невозможное без ресурсов для обработки больших данных. Похожие механизмы и раньше использовались специалистами в самых разных областях, говорит Хелд. К примеру, американские метеорологи, накладывая изображения полей на карту прогноза погоды, достаточно точно предсказывают урожаи сельскохозяйственных культур в конкретном районе. Разработка «Билайн» — первая в своем роде, от которой в буквальном смысле зависят жизнь и здоровье людей. Сотрудники «Лизы Алерт» активно участвовали в ее создании. «При обучении нейросети мы столкнулись с проблемой: нигде в мире до сих пор не существовало фотобазы, в которой были бы собраны люди в разных положениях и которая могла бы стать своеобразным учебным пособием для программы. Поэтому мы предоставляли "Билайну" изображения из наших архивов, а заодно специально фотографировали прохожих на улицах, спасателей во время операций, и за счет этого нейросеть смогла обучаться», — вспоминает один из руководителей поисково-спасательного отряда Александр Ломоносов.

По словам разработчиков, полученные от дрона снимки нейросеть способна обрабатывать в среднем на скорости три секунды на одну фотографию. Точность на тестовых датасетах при этом достигает 98 процентов, а это значит, что шанс пропустить фотографию, на которой есть человек или следы его присутствия, минимален. «Мы решаем задачу в два этапа. На первом смотрим на все изображения и определяем те (а их большинство), на которых, как мы считаем, человека нет и нет никаких предметов или атрибутов, информативных для поисковиков. На втором этапе нейросеть должна научиться распознавать, есть ли на снимке непосредственно человек», — уточняет Хелд. Дальше волонтерам остается исследовать участки, отмеченные на отобранных искусственным интеллектом фотографиях, или же отправить дрон за новой порцией кадров.

В любых условиях

В базовой онлайн-версии «Beeline AI — Поиск людей» снимки от беспилотника передаются в облачное хранилище BeeCloud, к которому имеет доступ группа отсмотра. Однако для нее требуется качественная и быстрая связь, которая далеко не всегда есть на месте поисков, где работает дрон. В идеале нужны сети пятого поколения, известные как 5G. «Билайн» уже несколько лет готовит технические условия для этого: в прошлом году была запущена самая масштабная в истории кампания по модернизации сети «Москва «Суперсити», предполагающая обновление текущих базовых станций и строительство новых. По результатам первого этапа скорость мобильного интернета уже выросла в 2-3 раза. В Москве 91 процент всех базовых станций имеет статус 5G-Ready, то есть готов к внедрению новых технологий, однако бюрократические препятствия по-прежнему мешают полноценно запустить прорывной стандарт связи в России. «А жаль, ведь поиски людей — это один из тех случаев, когда использование скоростной связи новейшего поколения оправданно как никогда», — говорит Джордж Хелд.

Анализ 100 фотографий при первичном отборе в сети 5G занимает 10 секунд, в 4G — 400 секунд, в 3G — 1000 секунд. Но волонтерам «Лизы Алерт» приходится работать в существующих условиях, поэтому «Билайн» разработал офлайн-версию своей нейросети. Она устанавливается на ноутбук поисковой группы, которая отправляется на место операции и принимает фотографии от дрона.

В совместной работе «Лизы Алерт» и «Билайн» хватает и других сложностей. Российские законы запрещают мобильным операторам отслеживать местонахождение абонентов. «Мы как оператор связи понимаем, что второй звонок, который приходит от семьи потерявшегося человека, поступает оператору. Первый поступает "Лизе Алерт", а второй — уже оператору. И там плачущий человек начинает говорить, что у него потерялся близкий, и просит его найти: "Вы же оператор". И здесь начинается огромный этический и регуляторный парадокс. В некоторых случаях, когда телефон на самом деле еще "живой", когда человек находится в зоне покрытия, мы можем технически определить его местонахождение. Но существующая регуляторика нам этого не позволяет», — жалуется Хелд. Из-за этого волонтерам «Лизы Алерт» приходится тратить драгоценное время и вручную прозванивать потерявшихся.

Отчасти по этой же причине родственники пропавших людей чаще обращаются к волонтерам вместо того, чтобы получить нужную информацию у мобильного оператора. Нагрузка на «Лизу Алерт» растет: количество заявок, полученных в нынешнем году, уже сопоставимо с итоговыми прошлогодними результатами: 12,8 тысячи против 13,9 тысячи; 10,4 тысячи человек найдено живыми (в прошлом году — 11 тысяч). Благодаря инновационным решениям, подобным нейросети от «Билайн», есть надежда на то, что в скором будущем ситуацию удастся исправить.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше