Фестивальная столица

Как в Сочи открывают новых звезд и прививают любовь к классике

Культура

Фото: предоствалено пресс-службой Фонда «Талант и успех»

В начале июля Сочи превратился в музыкальную столицу России: сначала здесь прошел первый Всероссийский конкурс молодых музыкантов «Созвездие» на базе образовательного центра «Сириус», а затем один из старейших оркестров мира — Дрезденская государственная капелла — под руководством легендарного австрийского пианиста и дирижера Рудольфа Бухбиндера провел настоящий Бетховенский марафон, исполнив все пять фортепианных концертов немецкого композитора за два вечера. При этом в городе не намерены останавливаться на достигнутом. О том, как в ближайшие пару лет черноморский курорт планируют превратить в одну из главных фестивальных площадок России, а заодно и в отправную точку для будущей профессиональной карьеры талантливых юных музыкантов со всей страны — в материале «Ленты.ру».

Созвездие талантов

Идея провести в Сочи масштабный профессиональный конкурс юных музыкантов, который уже решено сделать ежегодным, родилась в «Сириусе», где на протяжении уже четырех лет работают с талантами из всех регионов России. С момента открытия центра в 2015 году участниками образовательных музыкальных программ здесь стали более полутора тысяч детей в возрасте от 11 до 17 лет. Причем многие из них уже добились успехов и на международном уровне. Например, Иван Бессонов, который приезжал в «Сириус» в 2016 году, стал победителем «Евровидения» для исполнительной академической музыки в 2018-м.

Новый конкурс, по задумке организаторов — фонда «Талант и успех», попечительский совет которого возглавляет президент России Владимир Путин, должен помочь еще большему числу юных музыкантов влиться в профессиональную среду, получить возможность выступать на известных площадках и развивать свое мастерство. В отборочном туре приняли участие 63 выпускника «Сириуса» из 23 регионов страны. В финал конкурса прошли 17 музыкантов из 11 регионов, соревнующиеся по трем академическим направлениям: фортепиано, оркестровые струнные инструменты, а также оркестровые духовые и ударные инструменты.

Финальный этап «Созвездия» прошел в два тура, 8 и 9 июля, причем в отличие от большинства конкурсов после первого тура никого из участников не отсеивали. В результате каждый смог исполнить две сольные программы продолжительностью 20-30 минут — по словам организаторов, это сравнимо с полноценным сольным концертом.

«Я категорически не приемлю конкурсы, где участники выступают по 5-7 минут и за это им сразу дают какие-то дипломчики, — рассказал художественный руководитель конкурса, директор Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени Чайковского Валерий Пясецкий. — А здесь участники выступают с продуманной программой, это ближе к фестивалю по своему уровню, по своей сути. Плюс все в любом случае получают определенные призы».

К слову, призы, как отметил Пясецкий, на «Созвездии» тоже необычные: все они имеют денежный эквивалент, но наличные деньги никто из детей не получает. «Они получают все, что связано с их музыкальным ростом. Это могут быть музыкальные инструменты, это могут быть коллекции нот, оплата поездок на мастер-классы», — пояснил он.

Кроме того, в дальнейшем благодаря участию в конкурсе музыканты смогут претендовать на получение президентских грантов и выступать в других регионах — затраты на гастроли также планирует покрыть «Сириус». Победители же «Созвездия» — гобоистка Варвара Петрова, играющий на ударных инструментах Андрей Тарануха и скрипачка Мария Артеева, которая стала и обладательницей Гран-при конкурса, — также получат право выступить на сцене Московской консерватории.

Подобная поддержка и дальнейшее сопровождение музыкантов и других выпускников «Сириуса» — одна из главных задач центра. Причем опыт «Сириуса» в этом направлении уже стараются перенимать и в других регионах страны — там по инициативе Путина создаются свои центры по типу сочинского.

«Никто никогда не сможет изменить архитектуру пирамиды — у нее обязательно должна быть вершина, которая находится в столице, хотя питается она, безусловно, регионами. Наш президент сейчас пытается расширить основание этой пирамиды, чтобы регионы могли, идя по пути "Сириуса", развивать свои таланты на месте», — отметил председатель жюри «Созвездия», художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин.

Мосты культуры

Впрочем, в Сочи не только открывают новых звезд, но и пытаются формировать полноценную культурную среду для всех горожан. В Парк науки и искусств «Сириуса», где выступали участники «Созвездия» (кстати, вход на конкурсные прослушивания был свободным, так что послушать юных музыкантов могли все желающие), уже не раз приезжал и Игорь Бутман с Московским джазовым оркестром и Юрий Башмет со своим камерным ансамблем «Солисты Москвы». Отдельной заслугой фонд «Талант и успех» считает и организацию выступления на сцене «Сириуса» Венского камерного оркестра в июне этого года. Однако самое масштабное событие сезона пришлось на 12 и 13 июля — в эти дни, сразу после финала конкурса для молодых музыкантов, жители Сочи в рамках фестиваля «Мосты культуры: Россия-Германия» смогли вживую услышать один из лучших оркестров мира — Дрезденскую государственную капеллу.

Дрезденская государственная капелла, или, иначе, Саксонская государственная капелла, основана в Саксонии в 1548 году. За годы существования оркестра его руководителями становились выдающиеся музыканты и композиторы, в том числе Рихард Вагнер. В Сочи коллектив приехал вместе с выдающимся музыкантом уже нашего времени — австрийским пианистом Рудольфом Бухбиндером, который подготовил для россиян уникальную программу.

За два дня Бухбиндер, который выступал одновременно и в роли солиста, и в роли дирижера, исполнил с капеллой все пять концертов Людвига ван Бетховена, написанных для фортепиано с оркестром. Программа эта, по признанию организаторов, совершенно новая — ее премьера состоялась весной, и Сочи стал одним из первых городов в мире, где она была сыграна. Так, например, поклонники классической музыки в Берлине или Барселоне смогут услышать бетховенские концерты в исполнении австрийского пианиста только осенью.

«Этот концерт уникален не только для Сочи — это событие для всей России. Безусловно, когда на курорт приезжают исполнители такого уровня, это еще больше поднимает престиж Сочи в мировом сообществе», — отметил художественный руководитель фонда «Талант и успех», режиссер Ханс-Йоахим Фрай.

Фрай начал работать в «Сириусе» в 2017 году. До этого он уже основал Оперный бал в Земперопере в Дрездене (теперь это крупнейшее развлекательное событие в мире классической музыки в Европе), занял должность советника гендиректора Большого театра и успел поездить по российским городам, работая над оперными постановками в местных театрах. По его словам, когда он только приступил к работе в Сочи, на концерты в «Сириусе» приходили не более 20 человек. Теперь же выступления музыкантов в Парке науки и искусств собирают тысячи зрителей.

Как надеется художественный руководитель, в дальнейшем Сочи сможет привлекать еще больше творческих коллективов со всего мира, а насыщенная концертная жизнь будет способствовать росту притока туристов, интересующихся культурными мероприятиями. С этой целью уже к 2022 году для «Сириуса» в городе планируется построить новый концертный комплекс площадью около 33 тысяч квадратных метров. Там будут располагаться концертный зал, балетный зал, а также репетиционные залы. Кроме того, прилегающую к зданию территорию обустроят под проведение опен-эйр-фестивалей.

Строительство начнется уже в октябре этого года. За качество звука в новом комплексе будет отвечать специалист по акустике из Японии Ясухиса Тоета. Он спроектировал более 50 концертных залов по всему миру, в том числе концертный зал Мариинского театра в Санкт-Петербурге, концертный зал «Зарядье» в Москве, концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, а также залы Дома музыки в Хельсинки и филармонии в Гамбурге.

«Я действительно верю в эту идею "Сириуса", это очень увлекательная работа», — заявил Фрай, рассказывая журналистам о своих планах в Сочи.

Вот и иностранные гости тоже верят, причем как в «Сириус», так и в воскрешение российско-немецких культурных связей. Как рассказал директор оркестра Дрезденской капеллы Ян Наст, в 2018 году коллектив после «довольно длительного» перерыва, наконец, снова побывал в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде, и возможность вернуться в Россию год спустя музыканты восприняли с энтузиазмом.

«Мы знаем, как часто капелла приезжала в Россию до изменения политического курса Германии, поэтому сейчас нам очень отрадно, что мы снова возвращаемся к такой регулярности наших визитов. Надеемся, что здесь, в Сочи, мы играем не в последний раз», — поделился он.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности