Лента добра
Культура

«Мы частицы в операционной системе Вселенной»

Dream Theater о проге, металле, мертвой музыке и русском хоккее
Фото: Petra Schà Nberger / imago stock&people / Globallookpress.com

11 июня в Москве на площадке Adrenalin Stadium пройдет концерт лидеров прогрессив-метала, легендарной американской группы Dream Theater. Группа представит программу, состоящую из материала нового альбома Distance Over Time и своих главных хитов. Накануне концерта на вопросы «Ленты.ру» ответил участник группы, барабанщик-виртуоз Майк Манджини.

Вы уже бывали в России, что вы знаете о нашей стране?

Я увлекаюсь реальной историей, много читаю и всегда стараюсь сравнить то, что я узнал, с собственными впечатлениями. В конце 1970-х, когда я был подростком, я был очарован великолепным хоккейным вратарем Третьяком и советскими гимнастками. Хорошо помню Ольгу Корбут — она была невероятна. Ваши спортсмены подарили мне страсть к спорту.

Мне очень понравилась ваша публика. Российские фанаты знают и любят музыку, это всегда чувствуется на концертах. А еще мне понравилась русская кухня. Всегда стараюсь попробовать что-то новое, когда приезжаю в другую страну.

Насколько США отличаются от России и в чем, на ваш взгляд, главная разница?

Я много путешествую по миру и всегда обращаю внимания не на различия людей, а на их сходство. Это наполняет меня надеждой. Народы имеют разную историю, основанную на различиях их вождей, на особенности их философии. Но я знаю, что в глубине души все люди одинаковы, просто их учили разным вещам. Удивительно, как музыка превосходит эти различия. В каждой стране я вижу тысячи людей, которые, не глядя друг на друга, смотрят все вместе в одном направлении, поют, танцуют, веселятся… Я вижу в них так много надежды. И это происходит во всем мире!

Расскажи об альбоме Distance Over Time. Я читал в ваших интервью, что запись проходила в комфортных и расслабляющих условиях. Четыре месяца вы работали в тихом и спокойном месте, в штате Нью Йорк, фактически в лесу, среди изумительной природы, далеко от больших городов. И в то же время темы песен оказались настолько серьезными — страх, тревога, пост-травматический стресс, смерть… Это имеет отношение к общей ситуации в мире, к насилию, терроризму?

В действительности темы для текстов вторичны. Вначале мы всегда сочиняем музыку. Могу предположить, что эмоции, связанные с ужасом и насилием, являются частью того, что есть во всех нас. В наших умах. Мы читаем газеты, интернет, смотрим ТВ, поэтому я уверен, что большинство текущих событий, хороших и плохих, проникают в нас извне, а затем находят выражение в нашей лирике. А иногда это просто чистое искусство. Например, я написал песню о физике Вольфганге Паули. Физика, конечно, серьезная вещь, но я нашел удивительную историю о его одержимости числом 137. Дело не в том, что его история была чем-то, о чем я захотел написать, а в том, что темп нашей песни был как раз 137. В этом случае я просто сопоставил художественный факт с информацией из глубины моей памяти.

Dream Theater - Wither

В 60-70-х годах людей в основном интересовали мир, любовь, свобода… А теперь основные темы — это безопасность, страх, смерть. Как вы думаете, почему это произошло? Люди изменились — или изменился мир вокруг них?

Я верю, что со времен зарождения человечества в нас мало что изменилось, а вот мир вокруг действительно изменился очень сильно. Произошло увеличение скорости распространения информации. История из поколения в поколение полна радостью жизни и борьбой за одни и те же вечные ценности. А вот разговоры о том, как быть хорошим, добрым и порядочным, — это совсем не так круто, как противоположные им.

В 60-70-е годы далеко не все жили в мире и любви. За кулисами всех стран и всех обществ были те, кто контролировал остальных через власть, деньги, товар, СМИ. Я не думаю, что какое-то поколение смогло избежать своих душевных войн. Всегда происходит одно и то же. Но в наше время современные технологии коммуникаций позволили существенно упростить доступ ко всему дурному. Надеюсь, они же могут быть использованы и для продвижения чего-то хорошего.

Новое поколение в гораздо меньшей степени интересуется музыкой, чем это было в 70-х, 80-х и даже 90-х годах. Это означает, что золотой век рок-н-ролла прошел безвозвратно?

Я считаю, что золотой век рок-музыки прошел из-за технологий. Всему свое время. Суть этого явления может вернуться, но не человеческая суть. Если кто-то упорно трудится, чтобы произвести автомобильную шину, потребитель должен эту шину купить. Но если кто-то упорно трудится над созданием музыкального продукта, потребитель может просто взять его бесплатно, потому что результат труда находится в цифровом формате. Он материализуется через интернет и проявится у потребителя на его девайсе.

Это означает, что потребитель музыки скорее всего будет менее заинтересован в ней, потому что он ничем не пожертвовал ради ее получения. Потребитель получает доступ к миллионам музыкальных произведений через интернет, и он теперь куда более занятой, у него не остается времени просто посидеть в одиночестве и послушать музыку. Он больше не собирает друзей, чтобы в их компании послушать альбом, который он не мог бы позволить себе купить.

Опыт 60-х и 70-х годов, состоял, в частности, в сборе друзей. Жизнь тогда была медленнее, и это позволяло создавать больше музыки, о которой вы говорите. Золотой век может вернуться, только если жизнь вокруг нас замедлится, и музыкальный продукт станет больше похож на автомобильные шины. Но это не выглядит многообещающим.

Каким вы видите будущее развитие прогрессив-рока и прогрессив-метала?

Я не особенно уверен, но думаю, что в своем развитии прог и прог-метал должны попытаться уйти от чисто цифрового звука, сделать попытку вернуться к музыке, которая бы не ассоциировалась с технологией. Благодаря цифровой обработке качество записи достигло очень высокого уровня, но музыка стала стерильной, из нее ушла жизнь. Нужно попытаться вернуть музыке ее спонтанность. Но в этом случае наверняка возникнет другая сложность: людям придется заново учиться играть и петь без помощи цифровых технологий. И в этом может состоять проблема, так как обычно люди выбирают легкий путь и не склонны особенно напрягаться. Так что, скорее всего, развитие прога и дальше будет связано с развитием цифровых технологий, и саунд-инженеры постепенно заменят музыкантов.

Dream Theater - The Looking Glass

На концертах Dream Theater довольно часто преподносит своим фанатам сюрпризы в виде исполнения оригинальных каверов знаменитых групп — Metallica, Pink Floyd, Deep Purple… Собираетесь ли вы сделать что-то подобное на концерте в Москве?

Нет. У нас уже слишком много собственной музыки, которую нам бы хотелось исполнить для своих слушателей, а время концерта, увы, ограничено.

Вы известны как человек, всегда имеющий собственное независимое и оригинальное мнение. Что вы думаете о будущем? Каким будет наш мир через 20, 50, 100 лет?

Спасибо за столь высокую оценку и доверие. Я понятия не имею, что произойдет в следующие 20, 50 и 100 лет, но у меня есть определенные надежды. Я вижу позитивные знаки: люди задают вопросы, изучают реальную историю, пытаются объяснить и понять реальные мотивы поведения других людей. Я вижу, что многие пытаются делать добро и нетерпимо относятся к несправедливости.

С другой стороны, особенного оптимизма в отношении будущего я не испытываю. Я неплохо знаю историю, а история трагична, она учит, что даже если большинство людей имеют все возможности быть добрыми и делать добро, всегда найдется меньшинство тех, кто предпочитает грешить, разрушать, брать столько, сколько они смогут, и в конце концов все испортить.

Люди не особенно интересуются тем, кто мы есть, откуда мы пришли и зачем живем. После того как появился язык, вся Вселенная возникла из существительного. Ничто не произошло от глагола. Но мы не рассматриваем этот факт и не действуем соответственно ему как вид. Мы действуем ради того, что видим и хотим, а не ради того, что это может означать. Мы действуем в операционной системе, которая заставляет частицы делать то, что они делают на самом деле. Мы лишь частицы в операционной системе Вселенной. Человек — существительное, а не глагол. Думаю, что человечество так и будет жить в соответствии с этим направлением мысли и продолжать делать то, что оно делало всегда, предпочитая борьбу за материальные блага чему-то более важному.

Чего вы ожидаете от выступления в России и что хотели бы передать своим поклонникам в нашей стране?

Я хочу, чтобы наши фанаты ощутили нашу страсть. Почувствовали, что мы хотим быть хорошими музыкантами и хорошими людьми — настолько, насколько это вообще возможно. Мы хотим передать этот посыл с нашей музыкой. Это те семена, которые сеет наша группа в душах людей.

< Назад в рубрику
Другие материалы рубрики