Лента добра
Экономика
Больше интересного — в нашем Telegram

Внутренняя энергия

Эти люди — опора экономики России. Их уже 20 миллионов, а будет еще больше
Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС

Малый и средний бизнес — фундамент любой развитой экономики. Это одновременно и главный работодатель, и налогоплательщик успешного государства. Численность россиян, работающих в этой сфере, достигает 20 миллионов человек. Российские власти понимают всю важность развития предпринимательства, ежегодно поддерживая его развитие. В конце 2018 года заработал национальный проект по развитию малого бизнеса, его основная задача — диверсифицировать экономику России и довести долю малого бизнеса в ВВП страны до 30 процентов. Некоторые проекты в этой области стали новыми для всего мира, однако Россию по-прежнему тормозят старые ошибки. Погоня за самыми успешными экономиками мира — в материале «Ленты.ру».

Новые цели

Правительство решило помочь малому бизнесу выйти на новый уровень. В конце прошлого года был запущен нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». На развитие бизнеса планируют выделить за пять лет (с 2019 по 2024 год) 481,5 миллиарда рублей. Из этой суммы 416,2 миллиарда рублей возьмут из федерального бюджета; 11,4 миллиарда дадут бюджеты субъектов Российской Федерации; оставшиеся 53,9 рассчитывают привлечь из внебюджетных источников. На эти деньги, как указано в паспорте проекта, планируют обеспечить необходимые меры по поддержке предпринимательства на всех этапах развития бизнеса: от появления идеи до выхода на экспорт.

План помощи малому и среднему бизнесу был разработан Минэкономразвития во исполнение указа президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В нацпроект входят пять программ: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Популяризация предпринимательства». Паспорт нацпроекта утвержден 24 декабря 2018 года, но его начали реализовать уже 15 октября. Руководит нацпроектом министр экономического развития Максим Орешкин, куратор — первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

Ожидается, что благодаря нацпроекту за пять лет численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, вырастет с 19,2 миллиона человек до 25 миллионов. При этом доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны к 2024 году составит 32,5 процента против 22,3 процента в 2017 году. Доля экспорта со стороны МСП в общем объеме несырьевого экспорта должна вырасти с 8,6 процента в 2017 году до 10 процентов в 2024 году. Помимо этого в рамках нацпроекта планируется развивать систему льготного налогообложения для самозанятых граждан. Ожидается, что к 2024 году в ней зарегистрируются 2,4 миллиона человек, хотя общее число самозанятых в стране выше в семь-восемь раз. Также для малого и среднего бизнеса должны упростить получение кредитов и господдержки (в частности, за счет доступа к системе госзакупок). Параллельно будут запущены образовательные программы для взрослых и школьников.

Регионы перекосило

Различные программы по поддержке малого и среднего предпринимательства в стране реализуются с 2005 года. Участники делового сообщества не могут однозначно оценить их: с одной стороны, вектор развития по отдельным направлениям был намечен правильно, с другой — очевидны и заметные недоработки. «Я активно участвовал и как бизнесмен, и в составе разных рабочих групп в реализации прошлого нацпроекта и считаю, что она была достаточно успешной. Благодаря бешеным мерам поддержки появилась куча региональных программ, была создана Корпорация МСП, которая активно поддерживает бизнес. То, что нацпроект решили продлить, добавив новые направления, говорит о том, что первые результаты оказались заметны», — говорит Алексей Парошин, член генерального совета «Деловой России», управляющий партнер инвестиционно-консалтинговой группы First. Тем не менее, как он заметил, «во многих регионах были и перекосы».

Владимир Путин в 2016 году ставил задачу довести численность работников на предприятиях малого и среднего бизнеса до 20 миллионов человек к 2018 году. На 1 июля 2018 года их реальная численность составляла 19,2 миллиона, а количество предприятий МСП превысило 6 миллионов. Счетная палата в своей оценке программы по итогам 2017 года отмечала, что выполнить задачу полностью не удалось, однако за небольшими недочетами «в основном показатели программы оказались выполнены». Среди недочетов, например, всплыло то, что объем кредитов малому бизнесу в 2015-2017 годах уменьшился. Также не удалось увеличить объемы долгосрочного кредитования субъектов МСП. И это несмотря на то, что Корпорация МСП создала собственную национальную гарантийную систему, которой удалось увеличить долю кредитов, обеспеченных гарантиями к 2018 году, до 4,8 процента против 1,5 процента на 1 января 2016 года.

«Фактически был заложен фундамент для дальнейшей работы, создана Корпорация МСП. Действительно, на фоне общего объема отрасли программа господдержки была мала, затронула лишь три процента. Во многих регионах были перекосы, когда определенным лицам уходила вся помощь, гранты, но на федеральном уровне были выстроены нужные механизмы, которые теперь можно будет последовательно развивать. Во многом уже удалось добиться поставленных целей», — полагает Парошин.

Вице-президент «Опоры России» Марина Блудян считает, что основные проблемы сложились на региональном уровне, они связаны с бесконтрольным расходованием средств: «Прошлому проекту нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, на глобальном уровне были сделаны некоторые важные и принципиально новые вещи, но, с другой стороны, было и тупое распределение денег по регионам, это уже отдельная песня. В каждом регионе утверждались свои отдельные программы, и субсидирование займов, и специальные гранты — все это крайне слабо освещалось. Информации об этих конкурсах не было — по сути, сложился такой междусобойчик, который никак не повлиял на экономическую ситуацию в регионах». Блудян рассказала, что «Опора России» уже ставила этот вопрос перед Минэкономразвития, ведомство пообещало усилить контроль за распределением средств, но, по ее мнению, надо не увеличивать контроль, а принципиально менять механизм работы.

Главный ресурс

Хотя распределение средств всегда вызывает вопросы, весь бизнес смог получить другой ценный ресурс — информацию. В сентябре 2016 года Корпорации по развитию МСП запустила онлайн-портал «Бизнес-навигатор малого и среднего предпринимательства». Гендиректор корпорации Александр Браверман сообщал, что портал изначально задуман как ресурс, где в режиме одного окна небольшие компании могут получить полную информацию о возможной федеральной, региональной и муниципальной поддержке малого бизнеса, узнать, что нужно для открытия нового бизнеса. Навигатор использует данные Росреестра и «Яндекс.Карт».

«Из положительных моментов, которые дала программа, в первую очередь я бы выделила Бизнес-навигатор. Больше нигде в мире нет таких технологий, они прорывные и обязательно заработают. Фундамент уже заложен. За счет Бизнес-навигатора можно быстро получить массу информации, на поиски которой раньше уходили годы: по инфраструктуре, наличию помещений, потокам покупателей. Раньше серьезные исследования проводили только крупные игроки, это стоило очень дорого, поэтому малый бизнес все делал интуитивно. Сейчас же можно получить исчерпывающую информацию даже не по району, а в пределах указанной улицы, можно сразу увидеть конкурентов, рассчитать прибыль», — говорит Блудян. Она отметила, что также там можно получить информацию о банковских программах, доступных кредитах, юридическую помощь.

«Мы демонстрировали платформу зарубежным коллегам, они сказали, что Россия ушла вперед. Аналогичные проекты еще есть в мире, но за них надо платить, а у нас вся информация бесплатная», — говорит Блудян. По словам Бравермана, бизнес-план, составленный навигатором, учитывают, принимая решения о выдаче кредитов, все банки-партнеры корпорации по программе льготного кредитования «6,5 процента», в том числе ВТБ, Сбербанк, Промсвязьбанк, «Открытие» и «Возрождение».

Также Блудян сообщила, что уже проделана огромнейшая работа по обеспечению доступа малых предприятий к тендерам крупных компаний с госучастием. «Все заказы сведены в единый реестр, где можно с ними ознакомиться. Такого информационного ресурса раньше никогда не было. По закону, предприятия должны отдать 18 процентов заказов малому бизнесу, теперь все могут узнать о квотах, принять участие в конкурсе и выиграть. Раньше существовала порочная практика, когда некие люди, владеющие компьютерными технологиями, находили конкурсы по всей стране, выигрывали их, а потом находили субподрядчиков по заниженным ценам. Сейчас реестр порушил эти практики, и каждый может участвовать и выигрывать», — говорит Блудян.

По оценкам Корпорации по развитию МСП, госзакупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах в 2018 году достигли 85 миллиарда рублей, по сравнению с 2017 годом он увеличился почти на 31 миллиард рублей. В целом по итогам 2018 года объем госзакупок у малого и среднего бизнеса составил в России 3,25 триллиона. Согласно нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», объемы госзакупок у МСП в 2020 году должны увеличиться до 3,4 триллиона рублей, в 2021-м — до 3,8 триллиона, к 2024 году — до 5 триллионов рублей.

Кредиты за креатив

В рамках нового нацпроекта появились новые направления, которые помогут развитию высокотехнологичного бизнеса. «Сейчас появилось много интересных вещей — например, льготное кредитование под исключительные права интеллектуальной собственности. На мой взгляд, это позволит получить объемную поддержку — Корпопорация по развитию МСП активно участвует и предлагает свои варианты, ЦБ активно прислушивается, много ожиданий связано с программой, доступ к получению финансовых ресурсов удастся вывести на новый уровень», — говорит Парошин. Хотя и раньше Гражданский кодекс позволял закладывать по кредиту результаты интеллектуального труда, такие случаи были единичными в России. Это связано с тем, что в инструкциях ЦБ механизмы подобного кредитования отсутствовали. Обычно в качестве залога принимались лишь крупные и уже известные бренды. Например, «Альфа-банк» брал в залог товарный знак «Московский провансаль», «Новикомбанк» — «Конфаэль», Сбербанк — бренд «Дикая орхидея».

Теперь эту практику хотят сделать массовой и доступной для стартапов. Согласно паспорту нацпроекта, в период с 2019-го по 2024 год запланировано выделить 31 миллиард рублей на кредитование субъектов МСП под залог прав на интеллектуальную собственность. Так называемая креативная экономика начала развиваться в стране сравнительно недавно, для нее сейчас активно разрабатывают новые инструменты и сервисы. Уже была представлена первая в России цифровая краудлендинговая платформа CO-FI, которая позволяет получать займы под залог интеллектуальной собственности. Такой проект поможет, в первую очередь, найти финансирование для креативных идей. Кроме того, платформа CO-FI включена в сеть IPChain — распределенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Реестр обеспечивает максимальную прозрачность всех сделок с объектами интеллектуальной собственности, включая патенты, полезные модели и товарные знаки.

«Прошлая программа выявила проблемы в части раздачи денег и финансирования стартапов. Теперь нужны прозрачные программы, которые будут широко известны всем и доступны во всех регионах. На мой взгляд, в первую очередь нужна именно поддержка стартапов, причем не только высокотехнологичных, но и лежащих в области услуг», — считает Марина Блудян.

В новом нацпроекте включены новые направления, также связанные с социально ответственным предпринимательством, сейчас для него прорабатывается законодательная база. Представители бизнеса отмечают, что само направление крайне важно, однако пока невозможно оценить, насколько успешными окажутся меры по его поддержке. То же относится и к прочим новым направлениям, заложенным в нацпрограмме. Исходя из опыта прошлых лет, можно предположить, что лучше всего будут реализованы задачи по созданию новых институциональных механизмов. А вот воплощение конкретных программ, которые отданы на региональный уровень, потребует повышенного контроля.

< Назад в рубрику
Другие материалы рубрики