Экономика
14:30, 12 февраля 2019

Изменения ради жизни Ретейл адаптируется к новым трендам, чтобы привлечь покупателей

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Прошло чуть больше 20 лет с тех пор, как в России стали появляться первые крупные продуктовые сети. В конце 90-х годов они начали активно теснить небольшие магазины, работавшие еще с советских времен, а также продуктовые ярмарки и рынки, повсеместно возникшие в конце перестройки. Плюсами новой торговой модели стали широкий ассортимент товаров, качество продукции, комфорт для покупателей и, конечно, цены. Всего за несколько лет по всей стране появилось более сотни продуктовых сетей. Кто из них стал лидером рынка, а кто канул в забвение — в материале «Ленты.ру».

Сыграли в минус

Первый супермаркет «Седьмой континент» распахнул свои двери в 1994-м году, в 1998 году в столичном микрорайоне Жулебино открылся первый магазин «Патэрсон». Магазины с единой торговой площадью быстро набирали популярность у населения. По экспертным оценкам, доля сетевой торговли с каждым годом увеличивалась как минимум в два раза и стала играть серьезную роль в общероссийском торговом обороте.

Впрочем, не все пионеры движения дотянули до дней сегодняшних. «Седьмой континент», «Патэрсон», «Монетка», «Копейка», АЛПИ, «Мосмарт», «Рамстор», «Я любимый», «Царь-Продукт», «Гастрономир» и многие некогда известные бренды стали достоянием истории. Только в Москве за последние три года свое существование прекратили 12 сетевых брендов. Основные причины закрытия — неграмотное управление, сокращение покупательской способности населения, большие долги и растущая конкуренция со стороны крупных федеральных сетей.

В тренде

Но есть и те, кто сумел не только прожить эти два десятка непростых лет, но и занять лидерские позиции в сегменте. Так, например, у торговой сети «Пятерочка» (принадлежит X5 Retail Group) 15 февраля будет юбилей. В этот день ровно 20 лет назад в Санкт-Петербурге открылись сразу четыре магазина этого бренда. К началу 2000 года компания насчитывала уже 17 магазинов с оборотом в 35 миллионов долларов, а в течение 2000 года в три раза увеличила годовой оборот и стала победителем общенационального рейтинга «Топ-200 российской розничной торговли» в номинации «Лучшая торговая сеть Северо-Запада».

В июле 2001 года «Пятерочка» начала завоевание столичного рынка, показав самые высокие темпы введения торговых площадей. По итогам 2001 года оборот «Пятерочки» составил уже 212 миллионов долларов, а количество покупателей превысило 100 миллионов. «Мы начинали с малого — в компании работало несколько десятков человек. За прошедшие два десятка лет торговая сеть открыла более 13,5 тысячи магазинов, сейчас уже 206 тысяч сотрудников помогают посетителям каждый день покупать свежие продукты по доступным ценам прямо рядом с домом», — комментирует представитель торговой сети.

«Двадцать лет успеха — это серьезный показатель для российского ретейла. За это время “Пятерочка” успела многое: мы достигли своей цели стать лидерами в сердцах наших покупателей, расширили географию нашего присутствия, регулярно запускаем новые акции, которые находят отклик у нашей аудитории, и продолжаем внедрять инновации в ретейле», — говорит Александра Калюкина, директор по маркетингу торговой сети «Пятерочка».

С 1999 года универсамы «Пятерочка» существенно расширили ассортимент и площади, полки пополнились свежими фруктами и овощами, за которыми следит директор по свежести. Своих гостей «Пятерочка» встречает открытыми фасадами, яркими огнями и теплой дружеской атмосферой.

Все эти годы универсамы сети планомерно менялись к лучшему в соответствии с последними трендами рынка ретейла. Не так давно завершился процесс централизации закупок, была оптимизирована продуктовая матрица, увеличена доля продуктов под собственной торговой маркой, а также выбрана стратегия предложения более качественного сервиса. Так, в 2013 году была запущена программа обновления магазинов сети, а в ассортименте появилось больше продукции с короткими сроками хранения, снижена плотность расстановки продуктов на прилавках, все магазины открыли фасады.

В честь юбилея торговая сеть готовит подарки для покупателей. В период с 5 февраля по 25 февраля 2019 года все гости универсамов сети могут присоединиться к акции «Пятёрочка. 20 лет» и получить более 50 миллионов подарков, а также дополнительные скидки на покупку.

Ретейл будущего

Надо отметить, что в планах компании на 2019 год — дальнейший рост сети, повышение эффективности бизнеса и внедрение инноваций (речь о возможностях «больших данных» и автоматизации бизнес-процессов — прим. «Ленты.ру»). Долгосрочная цель — адаптироваться к ретейлу следующего поколения. Поэтому еще один фокус стратегии — новые технологии.

В первую очередь это кассы самообслуживания, электронные ценники и штрихкоды с интегрированными в них данными о датах для контроля сроков годности товаров. Также внедряется технология отслеживания потребления электроэнергии и климатической обстановки, что должно сократить затраты на энергообеспечение на 15 процентов.

Спустя 20 лет со дня открытия первой «Пятерочки» торговая сеть работает более чем в 3000 городов по всей России, ежедневно обслуживая 27 миллионов покупателей. И, надо сказать, опросы гостей торговой сети показывают, что «Пятерочка» давно стала магазином «первого выбора» для покупателей, а узнаваемость бренда приближается к 100 процентам. Бренд не только знают, но и любят — об этом говорят и заполненные магазины, и рыночные показатели. Значит, компания все ближе к своей главной цели — быть магазином номер один в России и в следующие 20 лет.

Константин Ляпунов

< Назад в рубрику