Россия
14:09, 7 февраля 2019

До неузнаваемости Как масштабная транспортная реформа изменит жизнь москвичей

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Проект строительства нового транспортного каркаса Москвы, реализуемый столичными властями, за последние годы стал постоянным источником новостей. Открываются новые остановочные пункты Московской железной дороги (МЖД), монтируются пересадочные узлы, совмещаются линии Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД).

Так, в январе 2019 года пассажирам стал доступен очередной пункт Горьковского направления МЖД — станция «Карачарово», открытие которой посетили мэр Москвы Сергей Собянин и гендиректор РЖД Олег Белозеров. На подходе — запуск новой станции метро «Нижегородская», а одноименная остановка МЦК уже принимает возросший поток пассажиров. Для удобства пересадки платформу «Карачарово» перенесли на целые полкилометра, сместив все подземные коммуникации и наземные сооружения. И все ради того, чтобы пассажиры сэкономили 10 минут на пересадке.

Оправданные риски

Если сложить поток подобных новостей в общую картину, то можно увидеть, как претворяется в жизнь масштабный проект развития транспортной инфраструктуры огромного мегаполиса. Проект амбициозный, сверхсложный для исполнения и довольно рискованный, учитывая степень социальной важности, когда любая ошибка вызывает волну общественного недовольства, даже если это перенос сроков запуска отдельных объектов. Тем не менее черты нового транспортного каркаса Москвы с каждым годом становятся все более реальными. Реализация проекта идет полным ходом, а его исполнители ставят перед собой очередные задачи, еще более сложные и амбициозные.

Одна из них связана с формированием в Москве принципиально новых условий для жизни людей, более комфортных и удобных. Столица впервые начинает думать об эмоциональной стороне вопроса и заботиться о тех, кто приезжает сюда жить и работать. Выше уже упоминался перенос платформы «Карачарово» на 550 метров, чтобы люди шли пешком от поезда до метро не четверть часа, а 5 минут, однако это не все. Новая остановка — лишь часть инфраструктуры транспортно-пересадочного узла «Рязанская», который будет полностью готов в 2020 году. Здесь будут крытые теплые пассажирские терминалы, быстрые переходы от пригородных поездов к станциям столичной подземки и МЦК, откроется центр «Мои документы». Безусловно, это делается в интересах города, для разгрузки центральных железнодорожных вокзалов, кольцевых станций метро и перераспределения потоков Горьковского направления МЖД. Однако в данном случае интересы города и его жителей полностью совпадают.

Принцип «сухие ноги»

Еще один пример из другой части Москвы — интеграция железной дороги Павелецкого радиального направления с Московским центральным кольцом. Для этого были построены станции «Варшавская» МЖД и «Верхние котлы» МЦК. Здесь также созданы теплые галерейные переходы, и их появление — не просто дань урбанистической моде. Принцип «сухие ноги», предполагающий, что пассажир в ходе пересадки не должен выходить на улицу, был заложен еще на этапе проектирования. В условиях столичного климата это оптимальное решение, однако его реализация на каждом этапе требует больших усилий.

Начиная от согласований переноса коммуникаций и действующей инфраструктуры между несколькими разными структурами («РЖД», «Метрополитен», московские власти, департаменты архитектуры и транспорта), до обеспечения отопления и вентиляции крытых пространств на условиях экономии электропотребления. Все для того чтобы пассажиры могли с комфортом пересесть с электрички на метро и обратно в любую погоду.

Диаметрам — быть

Говоря о большой столичной стройке, нельзя не отметить проект создания «Московских центральных диаметров», цель которого — пустить электрички разных направлений через центр города. Чтобы пригородные поезда не «кучковались» на центральных городских вокзалах, а пассажирам не нужно было бы ехать через полгорода на метро, если нужно сесть в другую электричку.

Проект предельно сложный, учитывая плотность московской застройки и необходимость демонтажа, переноса и реконструкции сотен километров полотна и коммуникаций. Тем не менее он попал в план реализации и находится под контролем столичных властей. Исполнителем здесь выступает «Объединенная строительная компания» (ОСК, входит в группу компаний 1520), на счету которой реализованный проект интеграции МЦК и Горьковского направления МЖД, речь о котором шла выше.

По словам руководителя компании, работы по созданию первых двух центральных диаметров «Одинцово — Лобня» и «Нахабино — Подольск» идут полным ходом, а сами объекты будут сданы уже через год. «В настоящий момент мы заканчиваем работы на конечных станциях в Подольске, Лобне, Одинцово и Нахабино», — комментирует генеральный директор «ОСК 1520» Сергей Клевакин. «Далее будем двигаться по двум линиям, реконструируя полотна и терминалы станций, некоторые объекты будут построены заново, всего предстоит сделать около 60 пунктов. Особого внимания потребуют участки внутри действующей инфраструктуры МЦК, здесь строительным бригадам предстоит реализовать довольно сложные решения, — как инженерные, так и архитектурные. Движение поездов по двум диаметрам будет запущено в декабре 2019, некоторые участки — в начале 2020 года», — рассказывает он.

В дальнейшем запланировано открытие еще трех диаметров: «Зеленоград — Раменское», «Апрелевка — Железнодорожный», «Пушкино — Домодедово». Предполагается, что поезда будут ходить с интервалом в несколько минут, а не часов, как это происходит сейчас. Что касается наземных объектов, таких как станции, платформы, павильоны, то здесь основной упор делается на комфорт и удобство пользования. «Будут учтены интересы пассажиров старшего возраста, слабовидящих, пассажиров в инвалидных колясках», — говорит Клевакин.

Есть в столице примеры весьма интересных инженерных проектов, например, строительство путепровода через ТТК в районе Москва-Сити, который свяжет Пресненский и Дорогомиловский районы. «Проект действительно уникальный, поскольку половина путей будет проложена по железобетонной эстакаде над дорогами третьего кольца. В предельной точке высота эстакады составит 35 метров», — рассказывает гендиректор «ОСК 1520». «В настоящий момент идет бурение скважин под буронабивные сваи для опор», — отмечает он.

Все вышеперечисленное — отдельные штрихи к новому портрету города, который формируется постепенно, шаг за шагом проявляя все больше реальных черт. И то грандиозное итоговое полотно, появление которого уже угадывается, поражает воображение. В первую очередь из-за масштаба, сравнимого разве что с проектами строительства в Дубае или Китае. Но гораздо важнее то, что эта большая стройка затеяна не ради демонстрации имперских амбиций (за множеством локальных работ, реализованных в разное время, бывает сложно разглядеть размах), а ради развития столичного мегаполиса и обеспечения комфортной жизни его обитателей, число которых с каждым годом лишь возрастает.

Константин Ляпунов

< Назад в рубрику