Лента добра
Экономика

Высокие технологии для удобства пассажира

Пригородное железнодорожное сообщение переживает цифровую революцию
Фото: Екатерина Штукина / РИА Новости

В рамках XII Международного форума «Транспорт России» отдельное внимание было уделено актуальным вопросам внедрения digital-решений в целях улучшения работы транспорта и повышения его привлекательности в глазах пассажиров. О том, чего ждать от цифровизации жителям Москвы и Подмосковья, а также других регионов России в ближайшем будущем, — в материале «Ленты.ру».

Великая сила синергии

Решение задач, поставленных майскими указами президента, невозможно без опоры на научно-технический прогресс, на современные IT-решения, отметил в ходе своего выступления генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров. «Цифровизация для наших клиентов — это, прежде всего, удобство. За последнее время большое количество цифровых сервисов на железной дороге было внедрено при перевозке пассажиров и грузов», — говорит начальник управления информационных технологий «Центральной пригородной пассажирской компании» (ЦППК), крупнейшего пригородного перевозчика России, Игорь Евдокимов.

Пригородный железнодорожный транспорт — один из ярких примеров того, как самые современные цифровые технологии на глазах меняют отношение пассажиров к этому, как еще недавно казалось, архаичному виду транспорта, делая его комфортным и простым для использования.

«Основной тренд развития сегодня — это синергия различных видов транспорта и создание единого сервиса, когда пассажирам не надо особо задумываться над тем, как ему добраться из точки "А" в точку "Б". И это касается как внутригородских, так и пригородных и междугородных перевозок, — считает президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. — Речь идет о реализации интеллектуальных систем, которые позволяют пассажиру быстро выбрать удобный путь. Буквально через два-три года мы сможем выстраивать маршрут, учитывая сложную систему перемещения, когда человек может рассчитать в режиме онлайн поездку на маршрутном такси до пересадочного пункта, где можно будет сесть на городской электропоезд Московских диаметров или метро».

Решение вопроса оплаты билетов

Развитие Московских центральных диаметров (МЦД), которые свяжут ближайшие пригороды напрямую через столицу, по такому сценарию невозможно без решения важной технической задачи: создания единой билетной системы между пригородным железнодорожным транспортом, метро, МЦК и наземным транспортом столицы. Именно эта задача является одним из главных приоритетов для участников проекта.

«На МЦД мы, прежде всего, будем работать над тем, чтобы поддержать все виды билетов городского транспорта Москвы и интегрировать их в тарифное меню пригородного железнодорожного транспорта», — уточняет Игорь Евдокимов.

ЦППК недавно получила престижную премию CNews Awards 2018 за проект модернизации транзакционной системы обработки пригородных проездных документов. В рамках этого проекта была разработана единая цифровая платформа, которая объединяет все существующие и развивающиеся бизнес-процессы компании, работает почти на 20 моделях устройств и поддерживает самый широкий в России спектр билетных носителей: «Тройка», «Стрелка», социальные карты Москвы и Московской области, электронные транспортные требования РЖД, кобрендинговые и банковские карты. Ежедневно билетной инфраструктурой компании пользуются более 1,8 миллиона пассажиров, поэтому она должна быть современной и удобной для пассажиров.

Сегодня купить билет можно как за наличные, так и банковской картой, а также используя различные pay-сервисы, подчеркивают эксперты. Записать проездной документ — тоже не проблема. Можно выбрать любой носитель — транспортную карту ЦППК, «Тройку» или «Стрелку». Билеты через мобильное приложение пригородной компании уже возможно купить до станций Павелецкого и Ярославского направлений.

Среди цифровых проектов ЦППК, реализованных в этом направлении за последнее время, есть несколько интересных примеров. К Чемпионату мира по футболу организована система оформления безденежных билетов болельщикам по Fan ID и билету на матч для прохода через турникеты железной дороги. Совсем недавно внедрили опцию предоставления льготных билетов по социальным картам Москвы и Московской области для пенсионеров и других граждан, которые имеют право на бесплатный проезд с 1 августа.

Потрясающие возможности цифровизации

Об уровне цифровизации сегодняшнего пригорода можно судить, например, по такому параметру, как точность следования поездов. У ЦППК она составляет 99,86 процента, что свидетельствует о том, что вопрос соблюдения графика с целью сделать поездку предсказуемой для пассажира находится у компании в явном приоритете. Для сравнения, в крупных европейских городах точность следования пассажирского железнодорожного транспорта, по данным доцента Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского Марии Роженко, варьируется от 94 до 96 процентов.

Еще одна нужная вещь, которая будет реализована, в том числе, в будущих поездах МЦД «Иволга» — специальное устройство для подсчета пассажиров. По словам председателя Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, подсчет пассажиров крайне важен, поскольку благодаря ему будет возможно выстраивать расписание и принимать дополнительные меры по перевозке пассажиров. Где-то интервал можно будет увеличить, а где-то уменьшить. Это имеет особое значение с учетом того, что поезда МЦД будут следовать в тактовом режиме.

«Для предстоящего революционного рывка всей системы пригородного железнодорожного сообщения важно решить вопросы, связанные с управлением и организацией движения, — отмечает Владимир Косой. — Как известно, метрополитен работает в тактовом режиме до полутора минут. Пока с целью сокращения времени ожидания пассажирами обсуждается вопрос тактовой частоты на МЦД в шесть минут в часы пик. Это принципиальный вопрос — человеку не надо знать расписание. Это другое качество жизни. Это революция, сравнимая с появлением конвейера в автомобилестроении. И это серьезная работа на будущее и для РЖД, и для пригородных перевозчиков.

Оптимизация, обратная связь и перспективы

Мониторинг текущего состояния электричек — цифровой способ, позволяющий узнать, что происходит с поездами, в полуавтоматическом режиме. С помощью мобильного устройства со специальной программой локобригада может проверить исправность электропоезда и, в случае обнаружения поломки, сообщить об этом в режиме реального времени в депо и аппарат управления. «Мы можем оперативно послать ремонтников на определенную станцию исправить проблемы, например, в конкретной двери. А это положительно влияет на график движения, дает потрясающую возможность избежать длительных простоев и, как следствие, опозданий или даже отмены поездов», — говорит Игорь Евдокимов.

Цифровизация обеспечивает компании обратную связь с каждым конкретным пассажиром, позволяя учитывать требования к качеству как в повседневной работе, так и при разработке дальнейших стратегий, что свидетельствует о клиентоориентированном подходе со стороны ЦППК. Кроме того, технологии меняют суть понятия «транспортная услуга», которая расширяется и добавляется сопутствующими сервисами. Так, например, пассажиры электричек могут бесплатно читать и слушать электронные книги с помощью мобильного приложения компании.

Сейчас ЦППК будет проводить исследования возможности и целесообразности применения в пригородных пассажирских перевозках биометрической системы контроля. Идея в том, что по желанию пассажира при покупке отдельных видов проездных документов в базе данных будут зафиксированы его биометрические данные. Это позволит проходить через турникеты без предъявления билета или абонемента: система автоматически определит, что у пассажира есть действующий проездной документ.

«Наша цель — облегчить жизнь человеку. В наших возможностях сэкономить пассажирам дополнительные пять, десять, пятнадцать минут. Мы рассматриваем ситуации даже тогда, когда счет идет на секунды, потому что потом они конвертируются в часы и дни», — отмечает Игорь Евдокимов.

Цифровизация пригородного железнодорожного комплекса дает не только экономию времени и сил, но и повышение комфорта и безопасности пассажиров, подчеркивают эксперты. Внедрение современных сервисов повышает уровень качества пассажирских перевозок и предоставляет новые возможности для потребителей. И даже если сегодня кто-то не до конца понимает, что означает цифровизация для него лично, уже завтра, будучи пассажиром электрички, он сможет это почувствовать. Это и называется новым качеством жизни.

< Назад в рубрику
Другие материалы рубрики