Лента добра
Дом

Без крыши

Молодежь не хочет покупать жилье. Или не может?
Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

Сегодня, 10 октября, отмечается Всемирный день бездомного человека (World Homeless Day). Традиционно в этот день внимание общественных активистов сосредоточено на проблемах тех, кто не может обрести крышу над головой — в основном по причине крайней бедности.

По подсчетам специалистов ООН, в мире примерно 100 миллионов бомжей, и их число стабильно увеличивается, особенно в крупных городах. Одновременно набирает силу другой процесс — обесценивания самой идеи владения жильем. Многие молодые люди сегодня сознательно не приобретают квадратные метры, даже будучи вполне обеспеченными. По сути, они становятся бомжами по собственному желанию. И это, похоже, нормально.

Квартирный не вопрос

Доля арендаторов жилья в США — стране с крупнейшим рынком недвижимости — достигла 37 процентов от общего числа домохозяйств еще в середине 2017-го. Это максимальное значение за более чем 50 лет. Предыдущий рекорд по количеству съемщиков был установлен в далеком 1965 году, когда квартиры и дома арендовали 37 процентов американских домохозяйств.

В исследовательском центре Pew Research Center подсчитали: общее число домохозяйств в США за период с 2006-го по 2016 годы увеличилось на 7,6 миллиона, при этом доля собственников жилья на протяжении всего десятилетия оставалась стабильной, в то время как процент арендующих недвижимость заметно вырос — с 31-го до 37 процентов.

В итоге получилась следующая картина: почти две трети молодых (в возрасте до 35 лет) жителей американских домов и квартир сегодня являются арендаторами (в 2006-м — 57 процентов), в возрастной категории от 35-ти до 44 лет съемщиков меньше — 41 процент (против 31 процента в 2006-м), среди 45-64-летних — 28 процентов (в 2006-м — 22 процента). Стабильной — на уровне 20 процентов — остается доля арендующих жилье людей в возрасте от 65 лет.

Бесспорно, росту числа арендаторов жилья немало поспособствовал ипотечный кризис 2007 года, но и сама идея владения недвижимостью постепенно теряет свою ценность. Причин много — рост стоимости квадратных метров, увеличившиеся расходы на содержание домов (в том числе налоговая нагрузка) и трансформация стиля жизни: молодежь XXI века неусидчива — предпочитает работать дистанционно, чаще, чем ее ровесники из XX века, переезжает с места на место, и тайно или откровенно презирает формулу «дом-работа-дом».

Революционные антисобственнические настроения, которые могли бы запросто довести до инфаркта любую домохозяйку из 1950-х (и пяти последующих декад), активно поддерживаются средствами массовой информации, специализированными и не очень. На русском языке публикаций о бессмысленности приобретения жилья немного, зато в англоязычном сегменте интернета их сотни, если не тысячи. Заголовки прозрачные, как стекло: «Почему миллениалам стоит арендовать жилье и игнорировать совет его купить», «Почему лучше арендовать, чем покупать», «Аренда завоевывает рынок жилья», «23 научных доказательства того, что аренда лучше».

«Нет денег, вот и не покупаем»

Научная ценность последнего материала, опубликованного на сайте CreditDonkey, вызывает вопросы, но кое-какие весомые аргументы в пользу аренды он действительно содержит: как отмечают финансовые эксперты, есть лучшие, чем кирпичи, объекты инвестирования; второе — съемщик освобожден от необходимости платить налоги на недвижимость и страховые выплаты за дом; третье — во многих регионах арендовать жилье (пусть даже всю жизнь) дешевле, чем покупать. А еще арендатор не теряет деньги в случае обесценивания квадратных метров, не должен копить на первый взнос по ипотеке, может легко адаптироваться к собственным финансовым возможностям в зависимости от положения дел: урезали зарплату — снимет квартиру подешевле и начнет покупать продукты в «Пятерочке». Никаких драм с продажей ранее приобретенного жилья, ипотечные выплаты за которое стали непосильными.

Самая экзотическая причина снимать квартиру или дом, а не покупать, — это любовь. Авторы статьи указывают — миллионы американцев по тем или иным причинам вынуждены жить отдельно от своих вторых половин, при этом любовь на расстоянии начинает неизбежно угасать по прошествии 4,5 месяца. Нет «гнезда» — нет проблем: бросил съемное жилье и воссоединился с тем, кто дорог сердцу.

Пользователи американских интернет-форумов, отказавшиеся от идеи приобретения дома, все вышеперечисленное называют одним словом: гибкость (flexibility). «Если я потеряю работу, или найду другую, или решу поселиться поближе к родным — смогу легко это сделать, без затрат, которые неизбежно несешь при продаже недвижимости. Я пока не знаю, где захочу жить через пять или десять лет, поэтому нет никакого смысла покупать», — пишет Дэвид, пользователь форума Bogleheads.org.

«Я не снимаю дом, но очень хотел бы, чтобы мои дети снимали. Они не должны отказываться от всех преимуществ найма и покупать жилье в стремлении сделать в этой жизни что-то якобы взрослое», — добавляет TomatoTomahto.

«Владеть жильем? Мне всегда казалось, что это как иметь вторую работу: постоянно нужно что-то чинить. Я лучше потрачу время на свои хобби», — признается пользователь того же форума Дэрил.

В России квартирный вопрос все еще мешает молодежи (по крайней мере, явно большей ее части) жить свободно и беззаботно. На портале pikabu в комментариях под одной из перепечатанных статей, посвященных добровольному отказу от владения жильем, развернулась настоящая война — с явным перевесом в пользу граждан, поддерживающих собственничество. «Можно конечно путешествовать с детьми по съемным квартирам. Будешь опытным челом в старости», — съязвил sinner1.

«Не знаю, как там у них в стране мечты (имеются в виду США — прим. "Ленты.ру"), но я, например, люблю знать, что у меня есть свой дом/квартира, откуда меня не выпрет арендодатель в любой момент, — указывает пользователь ItsAllForMe. — И вообще, отказ от собственности — это скорее не шаг вперед, а капитуляция молодежи перед дороговизной собственности, необходимости вложений в нее, ответственностью и собственной неуверенностью в завтрашнем дне».

«Да сейчас никто ничего не покупает, потому что хер заработаешь с такими зарплатами/ценами, получить квартиру через государство сейчас практически нереально, так что простой вывод: нет денег, вот и не покупаем, имхо», — режет правду-матку Arigelis.

Золотая середина

Решением, которое устроило бы всех — и тех, кто не может без собственного угла, и ценящих свободу, могли бы стать мобильные и быстровозводимые дома. Американский преподаватель Джефф Уилсон в 2014-м провел уникальный социальный эксперимент: оборудовал для жизни мусорный контейнер, поставил его на территории одного из университетов в штате Техас и провел в нем целый год. Мужчина прославился как «профессор из мусорного бака», но это не главное: по итогам необычной акции он полностью переосмыслил суть понятия комфортного и доступного жилья. Впоследствии он спроектировал дом, который якобы идеально удовлетворяет жилищные потребности человека. Его площадь — всего около 33 квадратных метров. Внешне жилище напоминает коробку.

«В США и России, да и во многих других странах культ владения недвижимостью уже, возможно, достиг своего пика. Миллениалы отрицают традиционное восприятие жилья как лучшего и главного в жизни объекта вложения средств. Отчасти, вероятно, они вынуждены это делать», — указывает Уилсон.

На Украине стартап PassivDom еще около года назад разработал проект первого в мире полностью автономного, то есть не нуждающегося в сторонних ресурсах, дома. Создатели утверждают, что владельцам таких коттеджей просто больше не придется платить за услуги ЖКХ — они на 100 процентов автономны и обеспечивает себя солнечной энергией в любом климате. Жилье печатается с помощью 3D-принтера, и его можно возить с собой повсюду. В комплект уже включена вся необходимая мебель и даже бокалы для вина.

Аналогичные проекты запускаются фирмами в разных странах, но бума продаж мини-домов нет, а цена традиционного жилья медленно, но верно растет. По данным Savills, совокупная стоимость всей недвижимости мира в 2018-м достигла рекордного значения — 280,6 триллиона долларов, увеличившись за год более чем на 6 процентов.

В сравнении с этими триллионами 370 тысяч публикаций в Instagram, посвященных жизни в домах на колесах (хэштег #homeonwheels), — это просто слезы.

«Мы слишком много времени торчим в комнатах. Слишком много думаем в четырех стенах. Слишком много живем и отчаиваемся взаперти. А на лоне природы разве можно впасть в отчаяние?
— Еще как! — сказал Равик.
— Опять-таки потому, что мы очень привыкли к комнатам. А сольешься с природой — никогда не станешь отчаиваться. Да и само отчаяние среди лесов и полей выглядит куда приличнее, нежели в отдельной квартире с ванной и кухней. И даже как-то уютнее» («Триумфальная арка», Эрих Мария Ремарк).

< Назад в рубрику

Ссылки по теме

Другие материалы рубрики