Лента добра
Культура

Сажайте — и вырастет

Кино недели: ужасы тайской зоны, католичества и женской дружбы
Кадр: фильм «Бои без правил»

В прокате — один из самых неожиданных успехов прошлогоднего Каннского фестиваля, импрессионистский боевик о судьбе английского кикбоксера-наркомана, угодившего в одну из самых лютых тюрем Бангкока. Кроме того: спин-офф «Заклятия», посвященный одной очень страшной монашке, и детективная комедия о женской дружбе.

«Бои без правил» (A Prayer Before Dawn)
Режиссер — Жан-Стефан Совер

Билли Муру (Джо Коул) слегка за двадцать, но он уже успел потерять берега — как родной Англии, так и благоразумия. Не ему первому и не ему последнему, конечно, способна вскружить голову свобода и беззаконие бангкокских улиц. Проблема Билли в том, что, зарабатывая на жизнь участием в подпольных схватках по тайскому боксу (за счет борзоты и мышечной массы, а не отсутствующей техники боя), он уже докатился до того, чтобы курить крэк прямо перед выходом на ринг и прибарыживать таблетками в злачных ночных клубах. Неудивительно, что не пройдет и пяти минут нового фильма Жана-Стефана Совера, как англичанина уже примут — с особой жестокостью — тайские копы. На десятой минуте «Боев без правил» Билли, за драчливость переведенный в блок строгого содержания, станет свидетелем группового изнасилования, а затем и самоубийства сокамерника, его пережившего. Придется то есть заплутавшему экспату привыкать к новой жизни — среди татуированных с ног до макушки зеков, готовых порезать как за пачку сигарет, так и за редкую в стенах зоны дозу.

Со временем герой, конечно, заслужит доверие в виде относительных привилегий, полагающихся тем заключенным, что входят в команду тюрьмы по боксу, но в целом притворяющиеся боевиком «Бои без правил» представляют собой все-таки драму о выживании в невыносимых жизненных обстоятельствах, более того — основанную на бестселлере, мемуарах реального Билли Мура. Если Мур, впрочем, натуралистично подчеркивал экзотичность пережитого им на тайской зоне (не зря его книга и спустя десять лет после выхода пользуется большим спросом во всех туристических книжных Таиланда), то Жан-Стефан Совер, хоть и известен фильмами о колумбийских нарковойнах («Медельинский картель») и африканских детях-солдатах («Джонни — бешеный пес»), здесь придерживается почти импрессионистского подхода к режиссуре. Камера то заходится в расфокусе, стоит Билли найти и употребить дозу, то ухитряется очертить пространство свободы даже в бесчеловечной тесноте бангкокской зоны, а в сценах боев на ринге и тренировок их участников и вовсе берет почти торжественную, прославляющую телесность интонацию. Тем эффектнее парадокс: редкий фильм о тюремной жизни оказывается не заклятием несвободы, а, напротив, подлинным гимном самой возможности свободы. «Боям без правил» это удается.

iVideos / YouTube

Купить билеты на фильм «Бои без правил» на «Афише»

«Проклятие монахини» (The Nun)
Режиссер — Корин Харди

1952 год. Сестру Ирину (Таисса Фармига), юную послушницу, перед принятием обета и монашеского сана ждет последнее испытание веры. Ватикан поручает ей сопровождение отца Берка (Демиан Бишир), расследующего странные происшествия в католических церквях, в отдаленный румынский монастырь — там как раз повесилась молодая монахиня. Пожилой священник и его молодая спутница поначалу не сильно тревожатся — Берк и вовсе говорит, что его специализация заключается в охоте на чудеса. Что ж, какого типа чудеса ждут их в румынской глуши, становится ясно, когда покойница встречает их сидящей будто за обедней — местные, конечно же, говорят, что до приезда гостей самоубийца лежала. Вскоре начинают звенеть колокола, которые в этих местах прикрепляют внутри гробов (некогда румыны очень боялись оказаться похороненными заживо), ну а затем за спиной у рассекающих по темным монастырским коридорам и склепам персонажей то и дело начинает возникать заглавная монахиня с лицом средневекового демона.

Эта зловещая монашка будет знакома постоянным зрителям недурной хоррор-франшизы «Заклятие» — для таких Корин Харди заготовил на финал финт, в котором хронология всех пяти фильмов этого сериала выстраивается воедино. Куда интереснее, впрочем, здесь стиль, в котором он снимает «Проклятие монахини», — да, все предыдущие ленты франшизы тоже разворачивались в прошлом, но только этот фильм выглядит так, как будто он действительно мог быть снят в 70-80-х (пусть и старательно эксплуатировавшие жуткий потенциал религиозных обрядов и образов фильмы студии Hammer были несколько более красочными визуально и залихватскими по уровню нагнетания страха). К сожалению, эта выразительность уже не распространяется ни на сюжет, ни на выбор персонажей, ни на собственно устрашение аудитории — последнее Харди осуществляет уже затертыми явлениями зла в поле зрения зрителей (но не героев). Надо ли говорить, что и полет сценарной мысли, соединяющий средневековые страсти со Второй мировой войной, здесь тоже получается не столько кошмарным, сколько смехотворным?

WBRussia / YouTube

Купить билеты на фильм «Проклятие монахини» на «Афише»

«Простая просьба» (A Simple Favor)
Режиссер — Пол Фейг

Стефани (Анна Кендрик) после смерти мужа осталась матерью-одиночкой — трагедия, впрочем, не убила ее жизнерадостный гиперактивный дух: женщина не только вписывается в каждую из возможных родительских активностей в классе сына Майлза, но и ведет видеоблог для других мамаш, в котором витийствует на темы готовки, быта и воспитания. Ей, проще говоря, отчаянно не хватает хотя бы товарищеской (не говоря уже о мужской) компании — и та ее настигает в лице матери одноклассника Майлза: Эмили (Блэйк Лайвли) работает в пиар-отделе нью-йоркского модного дома, замужем за успешным писателем (уже десять лет, правда, ничего не писавшим) и рада любой возможности спихнуть на другого обязанность по встрече ребенка из школы. Когда же новая подруга вдруг без следа исчезает, Стефани, почему-то не доверяя полицейскому расследованию, пускается на ее поиски собственноручно.

Новый фильм режиссера «Девичника в Вегасе» Пола Фейга разворачивается на территории, которая в свое время служила полем действия подрывных мелодрам Дугласа Сирка — а именно в более-менее идеальном, сонном американском пригороде, который в реальности «Простой просьбы» легко привечает этнически неоднородные семьи, но оказывается не вполне своим ни для одной из двух главных героинь, у каждой из которых находится достаточно тайн, чтобы скрывать биографию куда более сложную, чем предполагает местный открыточный настрой. Проблема Фейга в том, что он предпочитает перегрузить свой фильм поворотами (предсказуемой несмотря ни на что) интриги, флешбэками и грошовыми разоблачениями — вместо того, чтобы высечь из материала хоть сколько-то дополнительных значений и возможностей для прочтения. Фильмы того же Сирка (или Хичкока, которого Фейг здесь местами пародирует) вместе с сюжетом сообщали достаточно правды, включая скрытую, подавленную о самой природе типовой жизни Америки среднего класса. Фейг же абсурдистским детективным сюжетом и ограничивается, в итоге возлагая основную работу по удержанию зрительского внимания на двух звезд — Кендрик и Лайвли. К чести последних, с задачей оживить пустышку актрисы справляются.

Central Partnership / YouTube

Купить билеты на фильм «Простая просьба» на «Афише»

< Назад в рубрику
Другие материалы рубрики