Вводная картинка

Путь длиною в век За сто лет Московская окружная железная дорога непрерывно развивалась

По грузоперевозкам кольцо славно поработало за более чем век своей службы. Только за первый год выгода от его использования составила порядка 36 миллионов рублей. А само строительство, к слову, обошлось на 2,5 миллиона рублей больше. По меркам современности для объекта такого масштаба это невероятная эффективность. Например, эксперты оценили срок окупаемости Центральной кольцевой автодороги вокруг столицы по территории Московской области в 40-45 лет.

Кроме того, Московская окружная разгрузила подъезды к московским вокзалам, ломовые извозчики перестали перекрывать улицы города. Дорога постепенно обрастала подъездными ветками, ведущими к фабрикам и заводам, их продукция быстро уходила в нужном направлении.

По Московской окружной железной дороги шли все воинские перевозки Первой и Второй мировых войны: войска на запад, эвакуация на восток. Кстати, во времена Великой Отечественной дорогу возглавляла первая в мире женщина-начальник дороги Зинаида Петровна Троицкая.

В 30-е годы кольцо активно включилось в индустриализацию, став основной транспортной артерией новых заводов, — это и ЗИЛ на Кожухово, и Государственный подшипниковый завод на Угрешской, электромашиностроительный завод «Динамо», Электроламповый и многие другие. При этом все это, как ни странно, оставалось практически незаметным для москвичей.

К 1950 году обнаружился основной недостаток сооружений МОЖД: старые мосты с низкими порталами не позволяли просто и дешево электрифицировать трассу. Поэтому, когда по городским железным дорогам пустили электрички, Малое кольцо обошли.

В 1954 году началось внедрение новейшей в то время маршрутно-релейной централизации для стрелок и сигналов. Управление ими производилось с поста электрической централизации дежурным, что позволило в десятки раз увеличить пропускную способность движения поездов. В 1959 году дорога была включена в состав Московской железной дороги как Московско-Окружное отделение.

В 1960-е годы прошлого века появилось решение возобновить пассажирские перевозки — об этом напоминает недействующий выход в центре станции метро «Ленинский проспект», который ведет к пассажирской платформе Окружной дороги. Но идея не была реализована.

В 1970-х годах дорога была модернизирована — построены новые подъездные пути, внедрена электрическая централизация стрелок и сигналов.

В конце 1980-х было решено реставрировать сохранившиеся здания и впоследствии возобновить перевозку пассажиров по Московской окружной железной дороге.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности

Лента.ру на рабочем столе для быстрого доступа