Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Виктор Вексельберг

Все средства хороши Российский олигарх выбрал криминал для защиты своих интересов в США

Виктор Вексельберг

Фото: Денис Вышинский / «Коммерсантъ»

Два миллиарда долларов и репутация — такова цена судебного разбирательства в Нью-Йорке между бизнесменом и бывшим сенатором Леонидом Лебедевым и его бывшими деловыми партнерами — миллиардером Виктором Вексельбергом и американским и британским предпринимателем Леонидом Блаватником, начавшегося еще в 2014 году по инициативе экс-сенатора. Впрочем, репутация самих ответчиков вряд ли интересует — как показывают события, для защиты своих интересов они не стесняются идти криминальным путем.

Юристы бизнесменов Виктора Вексельберга и Блаватника подали в суд Нью-Йорка ходатайство против бывшего сенатора и сооснователя компании «Синтез» Леонида Лебедева. Авторы обращения обвиняют Лебедева в предоставлении под присягой заведомо недостоверных сведений. Так, по версии представителей бизнесменов, Лебедев заявил, что не имел связей с ирландской Coral Petroleum Ltd, получившей от Вексельберга и Блаватника 600 миллионов долларов по условиям подписанного сторонами в 2003 году соглашения.

Далее на 26 страницах подготовленного для нью-йоркского суда меморандума описываются взаимоотношения, существовавшие, по мнению юристов Вексельберга и Блаватника, между Лебедевым и ирландской компанией. Заканчивается документ обращением к суду с просьбой отклонить претензии Лебедева о выплате ему компенсации в размере двух миллиардов долларов после продажи ТНК (о чем уже писала «Лента.ру»).

Пока юристы Вексельберга и Блаватника пытаются убедить суд в якобы имевших место связях Лебедева с Сoral, из-под внимания общественности ускользает не только качество этих сведений, но и способ их добычи. А он, как показало расследование «Новой газеты» и затем российских правоохранительных органов, носит не просто сомнительный, а криминальный характер, и доказательств тому немало.

Уже тот факт, что после подачи иска в Нью-Йорке у Лебедева начались проблемы в России, выглядел довольно странно и явно случайным не был. Бизнесмен был вынужден не только сложить полномочия сенатора, но и стал фигурантом уголовного дела, которое усилиями СУ УМВД России по Тверской области внезапно приняло международные масштабы. А началось все, как выяснила «Новая газета», которая провела собственное расследование, с обычного, казалось бы, разбирательства между хозяйствующими субъектами — фигурантами дела стали ОАО «Тверские коммунальные системы» (ТКС) и ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (ТГК-2). ТКС заключили с «Газпром межрегионгаз Тверь» контракт на поставку газа и не рассчитались по нему. Позже долги были погашены, однако уголовное дело в отношении Лебедева по-прежнему не закрыто. Делом занимался капитан Никита Матвеев из Тверского управления МВД и по странному стечению обстоятельств в первую очередь рассматривались не газовые дела, а взаимоотношения Леонида Лебедева и компании Coral. Вопросы, которые капитан Матвеев направил в рамках «Запроса о правовой помощи» в минюст Ирландии, касались в основном деятельности Coral Petroleum Limited и самого Лебедева, а по стилю напоминают скорее адвокатский запрос, чем документ от следователя. Матвеев потребовал документы о финансово-экономической деятельности зарегистрированных в Ирландии компаний, о банках и депозитариях, в которых открыты их счета, информацию о лицах, управлявших этими счетами, их переписку (которую, если сохранилась, тоже необходимо изъять и направить в Россию).

В частности, капитана интересовало буквально следующее: «Кто был/является с момента образования до настоящего момента акционерами/членами, контролирующими лицами, принципалами, бенефициарными владельцами, полными бенефициарами, реальными бенефициарами Agragorn Holdings Limited (учредитель Coral Petroleum Limited), Coral Petroleum Limited? Кто был инициатором создания Agragorn Holdings Limited, Coral Petroleum Limited? Какие документы оформлялись в свете этого? Какие проекты Agragorn Holdings Limited, Coral Petroleum Limited осуществляли в рамках ведения финансово-экономической деятельности? Определите основных контрагентов? Какие отношения существуют между Coral Petroleum Limited и Agargorn Holdings Limited? Контролировала ли Coral Petroleum Limited деятельность Agragorn Holdings Limited? Если да, то как? И еще множество других вопросов.

Кроме того, как рассказывает «Новая газета», одному из свидетелей во время допроса было задано 29 вопросов, связанных с компаниями Agragorn Holdings Limited и Coral Petroleum Limited. Первый вопрос звучал так: «Известна ли вам компания Agragorn Holdings Limited?» Несмотря на отрицательный ответ, дальнейшие вопросы были такими: с кем из представителей компании вы встречались, кто был инициатором встреч, как связывались, по какому адресу находится офис компании, кто принимал вас на работу в компанию Agragorn Holdings Limited, кто руководил компанией, сколько человек работало в штате компании, какова структура компании и так далее.

Даже человеку далекому от специфики работы правоохранительных органов очевидно, что все эти вопросы не имеют никакого отношения к делу региональных масштабов об оплате газа, тогда почему они так интересовали капитана из Твери? Кстати, Матвеев попросил ирландские правоохранительные органы не только опросить менеджеров ряда компаний, но и «произвести выемку» документов. В своем запросе он отметил, что «в соответствии с российским законодательством, изъятие указанных документов производится на основании постановления следователя — решения суда или разрешения прокурора для выполнения такого следственного действия не требуется». Между прочим, как отмечает издание, по инициативе МВД России по Тверской области запросы об этих же документах поступили в отделения «Интерпола» в нескольких странах, включая Великобританию, Германию, Македонию и Хорватию. Таким образом, резюмирует газета, уголовные дела в Твери, которые только на первый взгляд имеют отношение лишь к местным реалиям, предполагалось использовать как способ давления на Лебедева с целью заставить его отказаться от требований на два миллиарда долларов.

Представители правоохранительных органов Твери не только запрашивали материалы у своих зарубежных коллег, но и сами, как выяснилось, активно сотрудничали с американскими юристами Вексельберга и Блаватника. Позже УСБ (Управление собственной безопасности) полиции Тверской области и Следственный департамент МВД России провели собственное расследование, по итогам которого было установлено, что материалы тверского уголовного дела действительно оказались в распоряжении третьих лиц за пределами России. По факту коррупции полицейских из Твери было заведено уголовное дело, в рамках которого, в частности, были инициированы допросы с применением полиграфа тех сотрудников тверской полиции, которые занимались расследованием. Однако провести их пока так и не удалось.

Американские юристы Вексельберга и Блаватника, разумеется, понимали, что не могут запросто предъявить в суде материалы возбужденных в России уголовных дел, полученные криминальным путем. В декабре 2017 года «Новая газета» опубликовала результаты расследования, во многом основанные на переписке американских адвокатов с российскими юристами «Реновы», в котором они обсуждают документы о причастности Леонида Лебедева к компании Coral, а также рассуждают о том, как можно «легализовать» эти материалы на процессе в Нью-Йорке.

В частности, издание отмечает, что в марте 2017 года из США в Россию было отправлено письмо, автор которого уточняет, что из полученных им ранее «заверенных переводов» особое внимание привлекли три документа: «Во-первых, это запрос о содействии, поданный российскими следователями ирландским властям. Как и другие просьбы о предоставлении правовой помощи в собирании доказательств, в нем содержится полезное резюме . Аналогичным образом вторым документом является просьба об оказании юридической помощи, направленная властям Кипра . Третий документ, который мне интересен, — это перевод рукописного вопросника (предположительно автор Л.Л. Лебедев), заполненный на получение английской визы . Я уверен, что в документах есть еще много интересного (включая показания свидетелей), но я хотел как можно скорее получить эти интересные сведения…»

Тогда же в письме уже из России в США его автор сомневается относительно того, можно ли представить в суде полученные незаконным путем документы. На что был получен ответ: «Мы все еще работаем, чтобы определить, можем ли мы использовать эти документы в Нью-Йорке, но у нас нет ясности по этому вопросу».

«Эта переписка выглядит так, будто материалы из уголовных дел в России попадают к адвокатам (Вексельберга), задействованным в процессе в Нью-Йорке, что называется, из первых рук», — отмечает газета. Издание напоминает, что в Уголовном кодексе России за разглашение данных предварительного расследования предусмотрена ответственность по статье 310. Но действиям тверских полицейских может быть дана и другая квалификация, если предположить, что они получали прямые указания из США о том, какие вопросы задать свидетелям и какие документы и необходимо затребовать в иностранных юрисдикциях.

Более того, становится очевидным, что при активном участии полицейских, ведущих уголовные дела против Лебедева в Твери, был организован незаконный сбор информации о Лебедеве в интересах Вексельберга и Блаватника. В результате за рубежом оказались документы, содержащие российскую «государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну», и этот факт подтверждается несколькими постановлениями «о производстве выемки», вынесенными капитаном Матвеевым, и решениями Московского районного суда города Твери, которые санкционировали «производство выемок» этих самых «предметов и документов» в Ирландии, на Кипре и на Британских Виргинских островах.

Проверка УСБ полиции Тверской области и Следственного департамента МВД России подтвердила, что материалы уголовных дел, к слову, больше похожих на «охоту на сенатора», нежели на расследование, действительно оказались в распоряжении третьих лиц за пределами России. При наличии таких фактов было бы логичным выяснить у российских адвокатов Вексельберга источники имеющихся у них материалов.

Пока суд в Нью-Йорке меморандум, поданный представителями Вексельберга и Блаватника, не прокомментировал. Юристам же необходимо как можно быстрее найти способ легализовать имеющиеся у них материалы, и с этой целью они обратились в банк BNP с просьбой прокомментировать нелегально полученные сведения. Однако возникает вопрос, можно ли строить обвинение на документах, полученных криминальным путем, и можно ли доверять таким материалам? Можно ли вообще доверять правосудие таким юристам, которые без тени сомнения нарушают закон, вовлекая в криминальные действия большой круг людей? Какова ценность представленных ими «доказательств» для правосудия?

Простой поиск в Гугле сообщает, что интересы Блаватника и Вексельберга представляют всемирно известная адвокатская компания White and Case LLP. Будет ли в открывшихся обстоятельствах уважающая себя компания продолжать защищать интересы Вексельберга и Блаватника? Возможно, российским следователям пора наведаться к российскому отделению White and Case LLP и расспросить их, передавали ли они следственные материалы своим американским коллегам? Вероятно, и правоохранительным органам США следовало бы заинтересоваться фактом незаконных взаимодействий между американскими юристами и российскими полицейскими. Агенты спецпрокурора Роберта Мюллера уже допрашивали Виктора Вексельберга, когда его самолет приземлился в США , при этом их интересовали платежи, которые связанные с ним структуры переводили личному адвокату Дональда Трампа Майклу Коэну. Почему бы теперь американским правоохранителям не допросить американских юристов на тему переписки с российскими следователями и использования в судебной практике сведений, добытых криминальным путем?

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше