Путешествия
00:05, 6 августа 2018

Тропой вампира Почему россияне должны съездить на родину Дракулы

Фото: Jaguar Land Rover

Что вы знаете о Румынии? Даже если ничего, это не повод не съездить в эту балканскую страну, пусть даже и на выходные. О том, что делать на родине прототипа известного персонажа Брэма Стокера, выяснял корреспондент «Ленты.ру».

Рейс Москва — Бухарест нельзя отнести к популярным направлениям «Аэрофлота». Даже в летний сезон за несколько дней до вылета цена на билет мало отличается от стартовой, а для путешествия предлагается Sukhoi Superjet 100 — самый маленький лайнер авиаперевозчика. Рейсов всего два, причем раньше один выполнял румынский перевозчик Tarom, но с марта он отказался от маршрута из-за низкой рентабельности, и оба достались «Аэрофлоту».

Один из рейсов вылетает в Москву в 02:40 ночи, когда аэропорт Отопени почти засыпает. В моем случае из 90 мест занято от силы 30, да и то большинство пассажиров — команда по водному поло. Но самолеты летают. Почему не летают туристы?

Румыния мало кому приходит в голову в качестве отпускного направления. Те, кому нужно море, выберут куда более логистически удобную Болгарию, за экскурсиями и впечатлениями охотнее отправляются в Европу или страны бывшей Югославии, куда не нужны визы. В Румынию без нее никак. Пусть и делается виза легко, да и «шенген» подойдет, но козыря в рукаве у страны все же нет. Да и рекламы не хватает. Эйфелеву башню или Альпы знают все, а поди вспомни что-то о румынах, кроме киношной цитаты о Филиппе Киркорове или о расстреле Николае Чаушеску.

Чуть более образованные знают о Карпатах (тут можно кататься на лыжах), гимнастке Наде Команечи и корнях литературного героя Брэма Стокера графа Дракулы. На нем в основном и стоит нынешний туризм страны — каждый мало-мальский заметный замок имеет свою историю о Владе Цепеше. Большинство, конечно, выдуманные, но чего только не сделаешь для завлечения иностранцев?

Меня, в отличие от любителей вампиров, в страну привела серия Top Gear, в которой Джереми, Ричард и Джеймс в очередной раз назвали какое-то там шоссе самой красивой и самой опасной дорогой мира. Только на этот раз мне действительно показалось, что они говорят правду. Умопомрачительные пролеты камеры над Трансфэгэрашским серпантином, который соединяет Валахию и Трансильванию, вознесли Румынию в шорт-лист предпочтений для отпуска.

Прошло всего пару лет — и вот я на Трансфэгэраше, причем за рулем Jaguar E-Pace. Описывать виды, которые открывались вокруг, просто глупо. Можно посмотреть ту самую серию с Кларксоном, полистать фото, восхититься шоссе с гигантской дамбой, озерами, водопадами и розовыми горами и тоже решиться на поездку.

Подойдет лишь лето — в остальное время трасса закрыта из соображений безопасности. История о строительстве живописной дороги уже обросла легендами. Считается, что идея принадлежала самому Чаушеску, который опасался советского вторжения наподобие Пражской весны 1968 года. На прорубание пути в скалах понадобились тысячи тонн динамита и множество рабочих, сотни из них погибли.

В гости к Дракуле

Без автомобиля в поездку по Трансфэгэрашу отправиться можно, но сложно и не очень комфортно. Наш Jaguar E-Pace с бензиновым двигателем с турбонаддувом мощностью 300 лошадиных сил позволяет прохватить по серпантину не только в комфорте, но и с ветерком. Все-таки Трансфэгэраш носит титул одной из самых интересных дорог Европы!

Дополнительную уверенность придавала система автоматического торможения: на случай, если из тумана выскочит осел (и то и другое на вершине не редкость). Вне тумана E-Pace просто радует взгляд: редкий местный житель не цокал восхищенно языком и не показывал большой палец вслед проезжавшему автомобилю — пока такие машины в Румынии сойдут за диковинку.

Понятное дело, что одним марш-броском на 100 километров по дороге, какой бы красивой она ни была, сыт не будешь. Поэтому стоит разработать маршрут — даже если приехать только на выходные, можно увидеть немало. В окрестностях хватает и достопримечательностей из списка ЮНЕСКО, и милых городков, и тех же замков с «наследием Дракулы». Главными считаются два — Бран и Поенари. Хотя даже более скромная крепость Фэгэраш, ближайшая к одноименному горному массиву, давшему название шоссе, — хвастает своей принадлежностью к главному румынскому бренду.

Дескать, здесь бывал Дракула в качестве правителя Валахии и даже издевался над честным народом в местной тюрьме. Впрочем, свидетельств тому не сохранилось. Не имеет отношения к Цепешу, унаследовавшему прозвище Дракула от отца, и замок Бран. Туристическим объектом его сделали фанаты из США, который приехали в Трансильванию и нашли самую подходящую под описание из романа крепость. То, что Брэм Стокер никогда не был в здешних краях и не мог видеть Брана, искателей не остановило. Местные жители охотно подхватили легенду и стали на ней зарабатывать. Конечно, после свержения режима Чаушеску, ведь тот запрещал книгу Стокера, так как она порочила доброе имя одного из правителей страны.

Нынче замок Бран также принадлежит королевской семье, а точнее, Доминику Габсбургу — внуку королевы Марии. Надо отметить, что все это время он пытается продать свое владение, и наверняка рано или поздно это произойдет. Замок достался наследникам пустым, ведь все старинные вещи и мебель были перемещены в музей.

Так что не ждите от экскурсии каких-то древностей — все убранство современное, от чего впечатление от великолепного замка слегка смазывается. По одной из версий, в нем Дракула все же бывал, мало того, его убили в подземелье турецкие воины, но доказательств этому нет. Сейчас о Цепеше в Бране напоминают лишь экскурсоводы да небольшая комнатка с репродукцией знаменитого портрета.

Еще один «замок Дракулы» — Поенари — имеет больше прав на такой титул. Влад Цепеш действительно жил здесь и даже внес посильный вклад в переоборудование крепости. К сожалению, нынче Поенари представляет собой руины, пусть и весьма живописные. О замке, как водится, ходит немало легенд: дескать, отсюда бросилась в реку жена Цепеша, узнав о его смерти, а вода в месте ее падения до сих пор красная.

Также говорят, что где-то в крепости есть вход в подземный тоннель, который заканчивается в Турции — а это, на секундочку, 500 километров! Остатки крепости находятся прямо над Трансфэгэрашским шоссе, так что мимо вы никак не проедете. Интересно, что в прошлом году доступ в Поенари был временно закрыт из соображений безопасности — у лестницы, 1480 ступеней которой ведут к руинам, поселилась медведица с медвежатами.

Под охраной ЮНЕСКО

Одними только замками и историями о Дракуле сыт не будешь — поэтому в путешествии нужно побаловать себя более реальными достопримечательностями. В Трансильвании их немало — в списке ЮНЕСКО есть красивые деревни с церквями-крепостями, а также исторический центр старинной Сигишоары.

Деревень в списке семь, и все они построены трансильванскими саксами — немцами, которые в XII веке поселились на местных землях по велению венгерского короля. В ту пору королевство подвергалось набегам половцев и османов, а немцы слыли признанными рудокопами и могли усилить оборону. Небольшие поселки не было смысла превращать в крепости, поэтому укрепляли лишь церкви, которые стали одновременно и местом служения богу, и укрытием при атаках врагов, и складами для хранения ценных товаров и припасов.

Но были построены и более крупные крепости — так Трансильвания превратилась в Семиградье, названное по числу возведенных немцами укрепленных городов. Лучше всех сохранилась Сигишоара, но будет преступлением проехать мимо Сибиу с его башнями и бастионами в Верхнем городе и узким улочкам Нижнего города с его мостами и лестницами, а также Брашова, который называют туристической столицей Трансильвании.

Он, кстати, ранее носил близкие русскому сердцу имена — Кронштадт и Орашул-Сталин. Брашов находится у подножия горы Тымпа, на которую можно подняться на подъемнике, чтобы полюбоваться видом на ветшающий город. Сюда, кстати, можно приехать и зимой — совсем рядом находится фешенебельный горнолыжный курорт Пояна Брашов, где работают 10 лыжных трасс разной сложности. Единственный минус такой поездки — зимой не удастся прокатиться на Jaguar по Трансфэгэрашу. А это определенно стоит того.

Андрей Супранович

< Назад в рубрику