Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Еще не конец Почему людям так хочется умереть: феномен Dark Souls

Изображение: скриншот игры Dark Souls

На фоне недавнего релиза Dark Souls: Remastered и анонса новой игры студии From Software под названием Sekiro: Shadows Die Twice появляется все больше желающих попробовать легендарную серию Dark Souls. Эти три игры, а также геймплейно похожая на них Bloodborne имели невероятный успех в Японии и за ее пределами. Но в России и странах бывшего СССР Dark Souls не обросла столь огромной фанбазой. Впрочем, популярность подобных игр постепенно растет и здесь — как в силу создаваемого фанатами контента, так и в силу того, что далеко не всем по вкусу то, что игры стали слишком простыми. Подробнее о легендарной серии — в материале «Ленты.ру».

История Souls уходит корнями в февраль 2009 года, когда в качестве эксклюзива для PlayStation 3 вышла Demon's Souls — первая игра серии. Как большинство новых проектов японских студий, она обошлась без обширной рекламы и вышла только на местном рынке. Старт был откровенно слабым: критики скептически восприняли Demon's Souls, и она продалась в количестве примерно 20 тысяч копий.

Спустя месяц ситуация изменилась. На это повлияли как игроки, так и игровые журналисты, которые смогли сполна оценить хардкорную составляющую игры и продолжили играть несмотря на многочисленные смерти. Рост популярности Demon's Souls в Японии привел к релизу на Западе. Игру по достоинству оценили и там, отметив необычную онлайн-составляющую и мрачный сеттинг.

***

Через два с половиной года на свет появилась первая Dark Souls. Впоследствии она стала самой популярной среди фанатов. Во многом это заслуга Bandai Namco Entertainment, к которой перешли права на издание серии. В отличие от Demon's Souls, релиз игры в Японии и на Западе произошел с минимальным разрывом, и уже к марту 2012 года в США и Европе Dark Souls продался тиражом 1,2 миллиона копий.

На волне популярности было принято решение создать порт Dark Souls для персональных компьютеров. Он получился ужасным и страдал от целой палитры разнообразных багов и неважной оптимизации. Даже самые мощные компьютеры того времени выдавали около 10 кадров в секунду, когда игрок попадал в локацию «Чумной город» (Blighttown). Все эти проблемы разработчики объяснили сжатыми сроками.

Помимо всего прочего, ПК-версия игры включала DLC Artorias of the Abyss, которое позднее было выпущено и для консолей. Ситуацию с ужасным портом впоследствии исправили фанаты, выпустившие патч DSfix, который исправлял технические баги и делал ПК-версию относительно играбельной.

Первая Dark Souls обрела популярность во многом благодаря тому, что не вышла исключительно на PlayStation. Важную роль сыграло и то, что у разработчиков было время отточить геймплейные механики, начало которым было положено в Demon's Souls. В новой игре с ходу выделялась доработанная боевая система, включавшая большее количество атак у разных видов оружия, переработанную систему парирования и попаданий у оружия дальнего боя. Важной составляющей стал солидный арсенал из разных видов оружия и магии, а также улучшенная система мультиплеера, заигравшего наконец в полную силу.

Спустя три года вышла вторая часть серии — игра Dark Souls II. Фанаты восприняли ее в штыки, потому что создатель предыдущих Souls, японский геймдизанер Хидэтака Миядзаки, практически не участвовал в ее разработке (в то время он был занят работой над Bloodborne), хотя и являлся автором мира игры и творцом множества игровых механик, ставших визитной карточкой серии.

Неприязнь у геймеров вызвала и упрощенность игры. Dark Souls действительно стала на порядок легче, хотя это и исправлялось вступлением в отдельный ковенант. Помимо эстуса, в игре можно было лечиться самоцветами, а противники после определенного количества смертей не возрождались. В штыки была воспринята и смена сеттинга, ставшего куда более светлым и менее депрессивным по сравнению с оригинальным Dark Souls. Действительно, пейзажи Дранглика не шли ни в какое сравнение с темными землями Лордрана.

Впоследствии разработчики были вынуждены пойти на поводу у геймеров и выпустить переиздание повышенной сложности, которое получило название Scholar of the First Sin.

Наконец, в марте 2016 года вышла третья, заключительная часть серии. Именно благодаря ей многие решились наконец попробовать Dark Souls. К разработке снова вернулся Миядзаки, который отдал игре все силы и душу —
и действительно не подвел. Многие назвали игру слишком легкой, но забрали свои слова обратно, когда была обнаружена секретная локация с одним из сложнейших боссов во всей серии.

Восторги среди геймеров вызвало и то, что игра снова происходит в Лордране — пусть и спустя много лет, пусть королевство и сменило название на Лотрик. Подтверждением служат многочисленные отсылки на предыдущие части и даже целые локации. Более того, один из боссов оказался слизнем, который медленно пожирает одного из персонажей первой части, который был там опциональным боссом. Также можно наткнуться на окаменевший труп ведьмы из первой части, которая обучала игрока пиромантии.

Особо недовольных легкостью Dark Souls III игроков разработчики проверили на прочность двумя дополнениям, в которых в игру были введены сложные боссы, послужившие причиной не одного разбитого геймпада.

Почему серия Dark Souls так привлекает игроков, несмотря на высокий порог вхождения, крайне смутное обучение и постоянные наказания игрока даже за малейшую ошибку? Ответ может прозвучать банально, но каждый находит в играх From Software что-то свое.

Черная радость

Dark Souls не является RPG в классическом понимании, равно как не является и JRPG. Здесь нет квестов в классическом виде, отсутствуют и диалоги, а персонаж молча слушает чужие реплики, изредка отвечая «Да» или «Нет». И это делает его ближе к думгаю и Гордону Фриману, нежели к Нереварину или Избранному из Арройо.

В Dark Souls присутствует продвинутая система развития персонажа, которая органично вписывается в игру. И в ней, подобно классическим RPG, можно сделать множество разнообразных билдов. Оружие можно улучшать и закаливать с помощью разных углей, а еще в игре имеется магия. Все это дает большой простор для создания своего уникального персонажа.

Впрочем, логичнее назвать игру слэшером с элементами RPG. Многих словосочетание «японский слэшер» сразу отпугнет, но Dark Souls — это не одна из тех игр, где надо заучивать невероятное количество зубодробительных комбинаций. Боевая система проста и лаконична: есть классические быстрые и слабые атаки и их противоположность — сильные, но медленные. Также имеются атаки с разбега, атаки в прыжке и атаки после переката.

Если наловчиться, можно научиться еще и парировать атаки противников, а иногда попытаться тихо подойти к врагу и нанести ему подлый удар в спину, что снимет солидную часть его здоровья. Этот набор приемов может показаться скудным, но стоит учесть, что у каждого оружия имеются свои уникальные атаки. И если надоест лезть на рожон, всегда можно воспользоваться магией, дальнобойным или метательным оружием. В первую очередь боевая система приветствует хардкорных геймеров, но и для новичков в жанре оставляет парочку лазеек.

Несмотря на простое устройство боевой системы, игра не прощает ошибок. Вместе с тем сложность — это и есть то, за что многие игроки любят эту серию. В Dark Souls не получится просто бежать на толпу противников и убивать их — разве что вы вернетесь в начальную локацию прокачанным персонажем в хорошей броне и с сильным оружием.

В сражениях приходится думать, выманивать врагов и иногда обходить их. В довесок к этому в игре имеется множество разнообразных ловушек в виде нажимных плит, катящихся камней, проваливающегося пола и тому подобных.

Кривые руки

Главной причиной разбитых геймпадов и прожженных стульев являются боссы. На их фоне прочие напасти меркнут. Каждый из боссов уникален в плане дизайна и атак, а битвы с ними иногда занимают часы и даже дни, особенно если не уделять должного внимания тактике и стратегии битв.

В игре присутствует возможность призыва фантомов (NPC или других игроков), которых можно призывать на бой с боссом в качестве подмоги. Впрочем, подобная практика не поощряется сообществом. Это объясняется тем, что игроки лишаются испытания — добытой потом и кровью победы. Именно победа приносит огромную часть удовольствия от игры, то самое ощущения триумфа после множества неудачных попыток, которые добавляют игроку седых волос.

Кроме того, битвы с боссами однозначно запомнятся благодаря отличному саундтреку. После десятой попытки эта музыка начнет играть у вас в голове. На фоне постоянных смертей вашими лучшими друзьями станут костры и фляги с целительным напитком — эстусом. После каждой смерти игрок возрождается около костра, оставив на месте смерти потерянные души. Их можно подобрать, но только если вы успеете добраться до них не погибнув. А ведь до каждого из боссов еще нужно дойти: костры расположены поблизости от них, но по пути придется сразиться еще с рядом противников.

Особенно сильную радость и удовлетворение приносит победа над тем, кто успел основательно потрепать ваши нервы. Можно сделать огромное количество заходов на ненавистного босса, уже перестав верить, банально совершая все действия по инерции и руководствуясь принципом «еще разок — и точно все». И вдруг происходит чудо (возможно, не чудо, а ваши навыки демонстрируют себя) — и на усталом лице появляется улыбка, а комнату оглашает торжествующий крик.

Опыт и соединение

В Dark Souls присутствует мультиплеер, который кардинально отличается от привычного геймплея. В первую очередь следует разделить две его основные составляющие: PVP-локации и специальные режимы — известные знаки призыва и вторжения.

В первом случае речь идет о специальных предметах или локациях, которые позволяют присоединиться к определенной сессии в режиме Deathmatch с его разновидностями, отличающимися по наличию команд и количеству игроков.

Наибольший интерес представляет второй раздел мультиплеера. Он работает по тому же принципу, что и знаки призыва фантомов, с тем различием, что призвать можно не только союзника, но и противника для дуэли. А если игрок использует знаки призыва, то можно воспользоваться возможностью вторгнуться в его мир.

С помощью определенного предмета вы попадаете в чужой мир, где должны столкнуться с его хозяином и убить его. За победу дается определенный ресурс, который разнится в зависимости от ковенанта, а также универсальный ресурс. К последним относятся человечность (Dark Souls), человеческая фигурка (Dark Souls II) и уголь (Dark Souls III). У них много функций, но главная — возвращение герою человеческой формы. Именно она позволяет вторгаться в чужие миры и использовать знаки призыва. Вторгаться в ваш мир другие игроки смогут лишь если включен интернет и восстановлена человечность.

Ковенант — это внутриигровой орден, которой дает игроку разнообразные предметы и бонусы. Все бонусы выпадают за подношения предметов ковенантам, которые зачастую можно получить в мультиплеере или же выфармить с противников. Все ковенанты отличаются: одни помогают с боссами, другие вторгаются, третьи защищают определенных персонажей и убивают тех, кто убил их в своем мире. В дополнении к третьей части игры присутствует ковенант, члены которого являются боссами — то есть боссом являются несколько реальных игроков, которых вам придется одолеть.

Несмотря на интересную задумку, у мультиплеера имеется огромнейшая проблема, которая может свести вас с ума. Речь о системе соединения Peer-to-Peer: в игре нет выделенных серверов, и в качестве сервера выступает сам хост, будь то очередной вторженец или человек, оставивший знак призыва.

Из-за того, что в ваш мир может вторгнуться человек с другого конца света, соединение очень часто не удается установить. Но если это все-таки произошло, то вас ожидают ужаснейшие лаги и страшейшая задержка. Так, вы можете подойти к противнику, который на вашем экране просто стоит и ничего не делает, начнете его бить и нанесете ударов пятнадцать, но урон не засчитается, зато потом враг материализуется у вас за спиной и нанесет три удара в спину, которые вас убьют. Данная система соединения может неслабо подпортить нервы, и подобные лаги случаются в трех случаях из десяти, что довольно много для игры такого масштаба.

В игре присутствует и другая интеграция онлайн-режима. В Dark Souls можно повсеместно увидеть разнообразные подсказки, которые оставляют другие игроки с помощью специального предмета. Но их можно составлять только из определенного набора слов и фраз, которые даны в игре, поэтому для их понимания необходимо привыкнуть к местному жаргону. Порой подсказки призваны запутать и даже убить игрока, а уже попавшиеся на них люди обязательно поставят плюс.

По всему миру Dark Souls разбросаны кровавые пятна, которые запечатлевают последние секунды жизни других игроков. Просмотрев эти записи, можно серьезно облегчить себе жизнь или просто ознакомиться с чужими глупостями. Помимо прочего, в игре имеются необходимые для продвижения по сюжету действия, например — ударить в колокол. Когда другие игроки будут бить в него, вы тоже будете слышать колокольный звон, если подключены к сети.

Очень странные дела

Сюжет в каждой из Dark Souls довольно прост: игроку просто говорят, что нужно сделать. Мир имеет богатую историю, которую можно узнать из реплик персонажей, деталей окружения и описания различных предметов.

Великий и ужасный Миядзаки говорил, что открытая история мира и свободная трактовка сюжета и внутриигровых историй — его задумка. Такими вещами геймдизайнер увлекался еще в детстве, и ему хотелось, чтобы игроки самостоятельно додумывали детали сюжета и значение некоторых объектов и знаков.

Время показало, что задумка оказалась успешной, и YouTube буквально завален роликами, которые рассказывают различные теории игроков относительно тех или иных деталей истории мира и сюжета. Тысячи людей продолжают ломать копья на тематических форумах.

Квесты строятся вокруг немногих дружелюбных персонажей, которые так же, как и главный герой, имеют свои цели и неоднократно встречаются по ходу игры. И именно от действий главного героя зависит исход той или иной истории. По ходу игры можно узнать больше и о тех, с кем мы сражаемся, будь то боссы или рядовые противники. И тут игры серии Souls следуют примеру хорошего триллера. Враг плохой не просто потому, что так надо, а потому, что он имеет мотивацию — может бороться за что-то или защищать кого-то. Так мы узнаем историю Сифа и Арториаса, искаженных бездной жителей Олачиля, короля Вендрика и многих других.

Не стоит забывать, что игра сделана в сеттинге Dark Fantasy. В случае с серией Souls отличительной особенностью является безысходное настроение игры, которая становится только темнее, и дело тут не в освещении. Чем дальше игрок проходит по сюжету, тем больше дружелюбных персонажей разочаровываются в себе, в своем пути. Чаще всего это заканчивается их смертью или еще более страшным безумием.

Мы больше узнаем и о тех, с кем боремся. Каждая история заканчивается трагично, в мире Souls нет никого, кому уготовлена светлая участь. Будь то бог Гвиндолин, сожранный заживо огромным слизнем Олдриком, или добродушный рыцарь по имени Солер, который так никогда и не найдет «свое солнце». Игра постоянно напоминает нам о том, что если даже наши действия не бессмысленны, они могут навредить.

Великая красота

Еще одним важным аспектом серии Souls является дизайн уровней. От одного костра вы можете добраться во множество разных локаций. Хотя изначально зайти получится не во все, по мере продвижения по игре вы будете находить новые проходы, сбрасывать лестницы, активировать лифты, опускать мосты и открывать разнообразные двери. Все это позволяет сократить путь от костра до главной цели в лице очередного босса или даже открыть ход в новую, прежде недоступную локацию.

Изощренный левел-дизайн воплощается и в расположении предметов. Вы можете проходить игру в десятый раз и все равно находить что-то новое, ведь предметы очень хорошо спрятаны. Что-то можно получить, поднявшись по стремянке, которую можно не заметить, что-то может быть скрыто за призрачной стеной, найти которую еще сложнее, а до каких-то локаций с предметами нужно виртуозно допрыгнуть, но сделать это практически невозможно. Порой, исследуя мир, вы можете наткнуться на секретную локацию, которую найти без подсказок практически нереально.

Хотя серия Souls не может похвастаться передовой графикой, в ней можно лицезреть невероятный труд художников и дизайнеров. Выходя на какой-нибудь горный выступ или забираясь на башню, не следует сломя голову бежать дальше к цели. Достаточно повернуть камеру вбок и посмотреть на задники игры. Там, где в большинстве игр можно увидеть плохо нарисованные горы или малополигональные деревья, серия Souls может похвастаться прекраснейшими пейзажами, часть из них является локациями, в которые можно попасть.

В игре присутствует разнообразная архитектура. В одной локации можно увидеть готические соборы, в другой — руины, напоминающие храмы инков, средневековые замки и разваливающиеся деревянные лачуги. А еще здесь есть дикие леса, непроходимые болота, темные подземелья с катакомбами и заснеженные горные пики.

***

Хотя русская фанбаза Souls незаслуженно мала, очень многие приобщаются к ней за просмотром разнообразного контента на YouTube и Twitch. Особенно популярны различные челленджи: например, прохождение игры с голыми кулаками, контроллером от Guitar Hero вместо геймпада, классические спидраны и no damage-челленджи.

Отдельная категория людей получает удовольствие, наблюдая, как другие игроки (в том числе известные блогеры) страдают и мучаются от очередного «Смоуга и Орнштейна» (сложнейшего босса во всей серии, по мнению большинства игроков). Довольно популярны и ролики, раскрывающие лор и сюжет игры. Отдельное место занимает юмористические контент, включающий различные локальные коммьюнити-мемы.

Каждый, кто еще не успел поиграть в Dark Souls, должен обязательно это сделать. Если привыкнуть к повышенной сложности и прочим трудностям, откроется совершенно новый опыт, а вместе с ним — масса разнообразных эмоций. И, возможно, вы не возненавидите игру за сложность, найдете в ней нечто свое и даже полюбите ее.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше