Из жизни
00:01, 12 июля 2018

Одной ногой в могиле Азиатские страны переполнены покойниками. Живым пришлось подвинуться

Фото: BarcroftMedia / TASS

Гонконг отчаянно борется с проблемой «перенаселения» мертвых жителей: в городе негде расположиться живым, а покойников становится все больше. С подобными проблемами сталкиваются и другие азиатские страны. «Лента.ру» выяснила, как из-за бешеной дороговизны традиционные похороны уходят в прошлое, и куда еще можно деть тело, чтобы оно не мешало живым.

Жить дорого, а умирать еще дороже

Китайский Гонконг в восьмой раз стал самым дорогим городом для жизни по версии американской консалтинговой фирмы «Демография». На тысяче квадратных километров (из которых заселено около 30 процентов) ютятся 7,3 миллиона человек. Жилье стоит 19 средних годовых семейных окладов, причем это данные без вычета налогов и повседневных трат. Людям нередко приходится делить квартиру на несколько клеток, в которых может поместиться только двуспальная кровать. Такое жилье нередко называют «квартирами-гробами».

Но если эти «гробы» может позволить себе почти любой житель города, то найти последнее пристанище на родине зачастую не удается даже богачам. В среднем за год в Гонконге умирает 43 тысячи человек. Город предоставляет для них 500 мест в общественных колумбариях, они распределяются с помощью лотереи, а родственники «счастливчика» должны платить за ячейку около 330 долларов. Некоторым приходится стоять в очереди по четыре года. Нехватка земли в конце 1970 годов привела к тому, что постройку новых кладбищ запретили, а действующим приказали избавиться от «старых» останков и освободить место под новых покойников. На «очистку» дали шесть лет.

В 1975 году кремировали около 38 процентов покойных, а в 2013 их доля увеличилась до 90 процентов.

Многие китайцы верят, что останки надо похоронить немедленно, чтобы умерший не гневался и не страдал. Из-за этого им приходится обращаться в частные колумбарии, владельцы которых прекрасно понимают, что за это можно потребовать любую сумму. Самую дешевую нишу можно купить за 10 тысяч долларов, самую дорогую — за 150 тысяч. Цена зависит от того, как расположен колумбарий и насколько ниша в нем соответствует фэншую. «Слева должен быть зеленый дракон, а справа — белый тигр», — описывает местоположение идеальной ниши ритуальный агент по фамилии Тан.

В конце 2016 года в Гонконге было около 133 частных колумбариев, предоставляющих 365 тысяч мест для урн. Правда, многие из них расположены в спальных районах, что не особо нравится живущим там людям. Похоронная индустрия и ритуальные агентства — это табу в традиционной китайской культуре. Многим людям неприятно жить рядом с колумбарием, к тому же в дни праздников в районе образуются большие пробки: родственники приезжают навестить покойных и привести в порядок могилы.

В июне этого года власти попытались обуздать вышедшую из-под контроля индустрию и ввели специальные лицензии для колумбариев. Их владельцам дали девять месяцев на то, чтобы привести в порядок бухгалтерию и привести размещение урн к стандартам. Разумеется, заплатить за все это придется клиентам. Кто-то будет вынужден забрать урну с прахом родственника домой. «В самых густонаселенных районах есть колумбарии, которые расположены буквально на первых этажах жилых домов. Они, скорее всего, не получат лицензий», — объясняет Юм Kвок-Тунь, представитель общественной организации «Альянс беспокойства за связанную с колумбариями политику».

В ближайшие 20 лет, по расчетам министерства здравоохранения, состоится еще около 1,1 миллиона кремаций. При самом удачном прогнозе за это же время появятся 800-900 тысяч свободных ниш. И это лишь в случае, если горожане смирятся с тем, что им придется жить бок о бок с мертвецами.

Бусы и Сад памяти

Власти пытались предложить альтернативу — сдавать места под прах в аренду на десять лет. Если родственники не смогут оплатить следующее десятилетие, ниша переходит к другим владельцам. Правда, этот законопроект раскритиковали и в конечном итоге задвинули, поскольку решение проблемы необходимо найти здесь и сейчас, а первые результаты такого проекта можно будет оценить минимум через десять лет.

Еще одно вероятное спасение от превращения Гонконга в единое кладбище — отказ от традиционных колумбариев. Правительство пытается рассказать гражданам об альтернативах: прах можно развеять в красивом саду или предать волнам. Ради этого в городе построено 11 Садов памяти и три специальные точки с выходом в море.

Общественники надеются, что властям удастся убедить горожан, что прах можно хранить и в куда более миниатюрных сосудах. «Мы рассчитываем, что правительство поддержит идею превращения праха в бусы как альтернативу захоронения в урне». Стеклянные бусы из праха покойных — распространенная практика в Корее, и активисты мечтают ее перенять. Обычно бисерины изготавливают розовыми, черными или цвета морской волны и хранят в стеклянных чашах. Это стоит около 900 долларов, что гораздо дешевле, чем выкупать могилу или место в колумбарии. Тем более по корейскому закону 2000 года останки могут провести в могиле не больше 60 лет, затем ее надо освободить.

Ситуацией активно пользуются ритуальные агентства, предлагающие хоронить людей на материковом Китае и в Макао. Цены на кладбищенские места в соседней с Гонконгом провинции Гуандун выросли в десятки раз, до 32 тысяч долларов. Местные власти собираются увеличивать кладбища в десять раз ради клиентов из Гонконга. Обрести вечный покой в Макао, расположенном в часе езды на пароме, стоит 130 тысяч долларов.

Отель для покойников

В Японии проблемы начинаются еще на стадии кремации: зачастую в крематориях очередь на несколько недель вперед. На помощь приходят специальные отели для мертвецов, где за телом ухаживают и хранят его в холодильнике, чтобы не испортилось. В 2012 году исследование Британского общества кремации показало, что 99,9 процента японцев предпочитают кремацию. Из-за сильного демографического перекоса в сторону стариков в Японии высокий уровень смертности: морги и крематории и без того переполнены, поэтому о хранении тел не может быть и речи.

За 82 доллара за ночь усопшего могут поместить как в холодильную камеру, так и в обычную комнату с кондиционером и спальным местом для родственника. Отель открыт для посетителей круглые сутки, так что с умершим успевают попрощаться все родственники, друзья и коллеги.

Исследовательница смерти Кейтлин Доути, автор книги «Дым лезет в глаза и другие уроки из крематория» посещала подобный отель и призналась, что раньше относилась к этой идее скептически, но полностью изменила свое мнение. «Я очень хочу, чтобы подобное заведение открылось и в Лос-Анджелесе. В Японии важно проводить время с покойником и подготовить его тело к кремации, но их квартиры часто слишком малы для этого. Отель позволяет удовлетворить эту потребность. Я считаю, что и в Америке ритуальные агентства должны поощрять семью принимать участие в приготовлениях к похоронам и дать людям время поскорбеть над телом».

У отелей есть только одна проблема — цена. Если учесть, что похороны в Японии и так обходятся в 20 тысяч долларов, ритуальные отели лишь увеличивают непомерные для многих расходы. Выходом может стать сеть отелей экономкласса, которые помогают подобрать более дешевые варианты похорон. Они заманивают клиента тем, что не скрывают расценки и не пытаются взвинтить их в последний момент, играя на чувствах родственников. Ритуальные услуги в Японии начали оказывать даже сети супермаркетов FamilyMart и Aeon.

Цифровые похороны

Все больше японцев начинают задумываться, так ли необходимы эти траты. В городе Уэда, префектура Нагано, открылось ритуальное агентство, в которое скорбящие могут заезжать на машинах, как в придорожное кафе. Приехавшие проводить покойника в последний путь выстраиваются в очередь из машин, записываются в список, вносят коден — традиционный денежный подарок для семьи умерших и молятся, не выходя из автомобиля. Создатель агентства Масао Огивара объясняет, что это сделано исключительно для удобства, ведь большинство посетителей — старики на инвалидных колясках. Удобно и молодежи: им не придется надолго отпрашиваться с работы и переодеваться в траур — можно отметиться на церемонии и спокойно уехать.

К 2040 году количество смертей в Японии должно вырасти до 1,7 миллиона в год, поэтому и к ритуалам, которые окружают похороны, начинают относиться проще. В городах сходит на нет традиция посещать кладбища и заботиться о надгробиях предков в сельских районах.

Из-за этого склепы переезжают в города, и теперь большее значение имеет близость к остановкам транспорта, нежели сентиментальные соображения. Большая часть стариков сами планируют свои похороны вопреки традициям: позируют художникам для надгробий, выбирают урны, пишут прощальные письма. Многие просят развеять их прах над океаном, чтобы не тратиться на дорогостоящее место в колумбарии.

Некоторые ритуальные агентства помогают старикам в подготовке мультимедийных посланий с того света: монтируют небольшое видеообращение к родственникам и друзьям и записывают его на DVD. Некоторые размещают на миниатюрных надгробиях QR-коды со ссылками на фотографии покойного и эпитафию.

Нехватку священников в сельских районах возместили роботом, читающим сутры над покойным. В перспективе это поможет уменьшить стоимость похорон.

Японский Amazon предлагает пойти дальше: использовать «онлайн-монаха», который будет читать сутры по клику мыши. Yahoo запустил собственный сервис Yahoo Ending, который удаляет аккаунты из социальных сетей усопшего, отправляет его друзьям прощальное сообщение и автоматически создает мемориальную страницу с фотографиями, клипами и биографией. Благо в интернете пока проблем с местом не наблюдается.

Екатерина Лобанова

< Назад в рубрику