«Время Арктики» ускоряется

Ледокол «Александр Санников» вошел в состав российского арктического флота

Экономика

Фото: «Газпром нефть»

Церемония поднятия флага России на новом ледоколе состоялась в Санкт-Петербурге. С «Александром Санниковым» открываются новые перспективы круглогодичных поставок арктической нефти на мировой рынок. Это первый ледокол, построенный по программе «Газпром нефти» — «Время Арктики». По программе уже спущены на воду и эксплуатируются 6 танкеров для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. Новый ледокол начнет их регулярное сопровождение с июля. По прогнозам «Газпром нефти» к 2030 году потребность рынка транспортировки по Северному морскому пути увеличится на треть, поэтому наличие современного ледокольного и танкерного флота крайне необходимо в осуществлении этих перевозок.

Новопортовское месторождение и Novy Port

Новопортовское месторождение - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. Расположено в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. Месторождение открыто еще в прошлом веке и находится в восточной части полуострова Ямал в 100 километрах от Обской губы.

В советские годы не было никаких возможностей для транспортировки нефти из этого района — долгие годы на Новопортовском проходили лишь геологоразведочные работы. И только в десятые годы века нынешнего появились технологии, с помощью которых за небольшой срок «Газпром нефть» совершила прорыв и смогла начать полноценно эксплуатировать месторождение. Эффективная разработка запасов Новопортовского потребовала строительства горизонтальных и многоствольных скважин, а также применения многостадийного гидроразрыва пласта.

В 2016 году «Газпромнефть-Ямал» продлила право пользования недрами Новопортовского месторождения до 2150 года. На сегодняшний день это самый продолжительный срок действия лицензии в портфеле активов «Газпром нефти». Найденная на Новопортовском месторождении нефть, получившая название Novy Port, относится к категории легких сортов с низким содержанием серы (около 0,1 процента). Этим сразу заинтересовались потенциальные потребители из стран Северной Европы, где находятся заводы, специализирующийся на переработке легкой малосернистой нефти.

Однако о серьезных контрактах с европейцами можно было говорить лишь при стабильной, круглогодичной поставке топлива. «Газпром нефть» вместе с учеными Крыловского государственного научного центра кораблестроения и морской техники начала решать амбициозную задачу по круглогодичной транспортировке сырья танкерами при поддержке ледоколов. Для этого от Новопортовского месторождения до берега Обской губы был проложен трубопровод длинной 105 километров, который был соединен с первым в мире и единственным нефтеналивным терминалом в пресных водах за Полярным кругом.

Через «Ворота Арктики» в Европу

«Ворота Арктики» — уникальный выносной нефтеналивной терминал для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. По сути, это огромный кран, находящийся прямо в Обской губе — в 3,5 километра от берега. Нефть поступает туда по сухопутному и подводному нефтепроводу длиной 10,5 километра и далее поступает сразу на танкер.

Был построен резервуарный парк и насосные станции с системой защиты от гидроударов, что гарантирует герметичность всей системы. Технологическая схема обеспечивает «нулевой сброс» каких-либо загрязняющих веществ в акваторию Обской губы. Терминал «Ворота Арктики» представляет собой грандиозное зрелище — он возвышается над водой на 80 метров. Мощность перевалочного комплекса — 8,6 миллиона тонн нефти в год.

Благодаря созданию «Ворот Арктики» первая нефть с Новопортовского месторождения отправилась в Европу по Севморпути летом 2014 года. В 2015-м начались зимние отгрузки, которые сопровождались атомными ледоколами. Но уже тогда стало понятно, что привычными способами поставлять нефть в промышленном объеме с месторождения крайне затруднительно.
Обская губа очень сложна в гидрологическом плане — она мелководная, вода в ней практически пресная, и с учетом того, что акватория покрыта льдами в течение 255 дней в году, толщина ледяного покрова здесь колеблется в районе около двух метров. К тому же в зимнее время температура воздуха постоянно держится на отметке минус 50 градусов по Цельсию, и здесь дуют сильные штормовые ветры.

В таких условиях проход танкеров сильно затруднен, каким бы ледовым классом они ни обладали. Необходимы современные ледоколы для того, чтобы проложить и поддерживать в идеальном состоянии каналы во льду, по которым грузовые суда смогут ходить самостоятельно. Именно с этой целью и был построен «Александр Санников». Местом его постоянной дислокации станет Обская губа и Карское море — оттуда танкеры с Нового Порта уходят в Баренцево море и далее следуют к портам в Мурманске и Европе. Благодаря развитию этого северного морского маршрута географию поставок нефти сорта Novy Port за несколько последних лет удалось расширить до 9 стран, среди которых Великобритания, Франция, Норвегия и Голландия.

Арктический флот «Газпром нефти»

Активное освоение Новопортовского и Приразломного месторождений увеличило почти на треть количество операций по заправке топливом танкеров в Арктике. Поэтому «Газпром нефть» встала перед задачей создания своего собственного арктического флота. В 2017 году по заказу компании построили серию танкеров в арктическом исполнении, способных преодолевать льды толщиной до 1,8 метра при осадке в 9 метров и грузоподъемностью около 35 тысяч тонн. Естественно, что также появилась потребность в ледоколах, которые могли бы не только проводить судна сквозь торосы, но и постоянно поддерживать фарватер в пропускном режиме, а также участвовать в швартовых и погрузочных работах, спасательных операциях, буксировке судов, пожаротушении, ликвидации разливов нефти. Они должны быть и мощными, и в то же время маневренными.

Заказ на создание двух новых ледокола класса ICEBREAKER 8 был сделан Выборгскому судостроительному заводу. И вот, 29 июня 2018 года первый из двух судов этого проекта «Александр Санников» презентовали на Английской набережной в Санкт-Петербурге перед его первым походом в Арктику.

Секреты нового ледокола

Ледокол «Александр Санников» — это настоящий плавучий город. На чистой воде он может разгоняться до 16 узлов, то есть до 25 километров в час. Кроме того, судно обладает низкой осадкой — до 8 метров, что идеально подходит для работы на мелководье, где не пройдут атомные ледоколы. На судне — многофункциональная палуба с возможностью перевозки грузовых контейнеров, пожарная станция, госпиталь, вертолетная площадка. В наличии также аварийные катера, мощная лебедка и кран грузоподъемностью 26 тонн — функционал «Александра Санникова» существенно превосходит большинство его атомных и дизельных предшественников.

Видео: Popcorner / YouTube

Самая главная конструктивная особенность судна — «Александр Санников» не продавливает лед, как это делают классические ледоколы, а разрезает его и как бы «фрезерует» ледяную толщу. Секрет нового судна в особой форме корпуса и трех динамичных двигателях, которые находятся в кормовой и носовой части. Именно такое техническое решение дает «Александру Санникову» преимущество в маневренности. При необходимости ледокол может всего за минуту развернуться на месте на 360 градусов.

Значительная часть оборудования, установленного на ледоколе «Александр Санников» — российского производства. Центр судостроения «Звездочка» в Северодвинске оснастил судно самым современным носовым подруливающим устройством. Отечественные производители также обеспечили ледокол современным навигационным оборудованием, ходовым мостиком, генераторами — важнейшими элементами, обеспечивающими работу ледокола.

Не хуже атомных предшественников

Специалисты считают, что сегодня «Александр Санников» — один из самых высокотехнологичных ледоколов. Судно построено так, чтобы обеспечить возможность до 40 дней автономной работы при экстремальных температурах до минус 50 градусов. Бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют оборудование, управляют аварийными режимами, регулируют температурные и технологические режимы на всех палубах судна. Цифровизация управления ледоколом повысила эффективность работы экипажа — для выполнения аналогичного функционала на других ледокольных судах требуется двукратное увеличение численности команды.

При мощности своих дизельных двигателей в 22 мегаватта «Александр Санников» показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами, имеющими большую мощность. Остается добавить, что на «Александре Санникове» все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются уже на берегу специальными службами. Система отведения сточных вод на судне имеет замкнутый цикл: их сбор производится в специальном сборном танке, из которого стоки поступают на очистные сооружения для очистки и обезвреживания.

Григорий Шугаев

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности