Лента добра
Мир

Красные свиньи

Китайские гопники рвутся к власти. Коммунизм предан и забыт
Фото: Dondi Tawatao / Getty Images

«Пять тысяч лет истории! Вам, иностранцам, не понять нашу культуру!» — абсолютно каждый понимающий по-китайски человек хоть раз в жизни слышал от китайца такую фразу. Любой столкнувшийся с китайской реальностью, которая, вне всяких сомнений, лежит за гранью рационального понимания западного человека, удивлялся тому, насколько в ней могут сосуществовать диаметрально противоположные вещи. Касается это и молодежи, которая идет «против системы». Если на западе их, как правило, выделяла из толпы довольно угрожающая внешность, то в Поднебесной те, кто не нашел себе место в лучах партийного курса на воспитание молодежи, выбрали в идолы не мертвых рок-звезд, череп с крыльями или хотя бы псевдозолотую цепь, а безобидную, казалось бы, свинку Пеппу. Как китайские миллениалы ломают систему и почему они делают это на пару с розовой хрюшкой-хохотушкой — в материале «Ленты.ру».

«Люди общества» против общества

1 мая в Китае буквально пропала свинка Пеппа. Популярная онлайн-платформа Douyin (английское название — Tik Tok) ограничила доступ к материалам, связанным с мультперсонажем. Распоряжение запретить не было спущено сверху, однако западные СМИ писали об акте добровольной самоцензуры, вызванной желанием предупредить указания правительства.

Позднее представители Douyin заявили, что отсутствие свинки на их сайте — вовсе не следствие запрета, и к ней самой компания претензий не имеет. Ресурс признал, что некоторые материалы были удалены, потому что в них были сцены насилия и сексуальные кадры. При этом отмечалось, что исчезли и обнаженные фото, и снимки, изображающие трансгендеров, и изображения оружия. С сайта пропало около 30 тысяч видеозаписей. На момент написания материала по хэштегу #小猪佩奇 («свинка Пеппа») и #PeppaPig Douyin результатов не выдавал.

Частичное исчезновение свинки из интернета привлекло внимание потому, что животное за последние два года стало едва ли не самым популярным мемом в Китае. Сравнить можно с внезапным исчезновением, например, стикеров с Сергеем Дружко или Ольгой Бузовой из российского интернета — незамеченным бы такое точно не осталось.

При всей, на первый взгляд, невинности свинки Пеппы она стала символом — идолом новой молодежной субкультуры — «людей общества»(社会人, shèhuìrén), аналога так называемых российских «ребят с района», «братков». Параллель с районом неслучайна. Название движения произошло от другого популярного мема, который означает человека, тусующегося в округе, знающего всех и пользующегося авторитетом, в том числе и криминальным.

Сами китайцы к «людям общества» относятся с опаской. Кто-то связывает их с криминальным миром или по-китайски «черным обществом» (黑社会). Сравнить можно с пересмотревшей в детстве «Бригаду» и «Бумер» российской молодежью в середине 00-х. Кто-то обошелся распинанием на родительских собраниях, кто-то был наказан за «бандитскую романтику» в духе взлома банкоматов или угона велосипедов. Для других «люди общества» — своего рода китайские панки, те, кто не вписывается в типичный образ китайской молодежи, культивируемый компартией: не занимаются саморазвитием и не слишком усердно учатся и не трудятся на благо всей страны.

На заре своего существования, точную дату которой установить сложно, «люди общества» считались этакими плохишами, курившими сигареты и бросавшими бычки мимо урны. Стереотипный «человек общества» коротко стрижен, одет в черное, покрыт татуировками и носит цепи. Конечно же, пользуется авторитетом: может и в нос дать, и вопросы порешать, и даже «крышевать» младших товарищей. А еще у него, скорее всего, есть девушка в короткой юбке и с обесцвеченными волосами. В интернет-пространство они вышли около двух лет назад, примерно в одно время с появлением Пеппы в Китае. Тогда субкультура стала актуальной благодаря чрезвычайно популярным в стране стримам.

Сейчас «люди общества» это, как правило, молодежь, рожденная после 1995 года, то есть выросшая во времена, когда в Китае уже не спали всей семьей в одной комнате и не делили один радиоприемник на всю деревню. Они не из обеспеченных семей, образованием в Пекинском университете или хотя бы Харбинском «педе» похвастаться тоже не могут. Учитывая немыслимую конкуренцию за рабочие места среди выпускников даже хороших вузов, малообразованные «ребята с района» о блестящем будущем не мечтают. В общем, китайская молодежь не исключение: как и в других странах мира те, кто не вписался в формат, тоже уходят в андеграунд.

Желая походить на гангстеров, «братки» стали копировать стиль американских реперов в одежде и набивать татуировки, к которым в китайском обществе относятся скорее неоднозначно. Традиционно тату — символ преступника: пару тысяч лет назад китайским «зекам» зарисовывали лица чернилами, называлось такое действо мосин (墨刑), дословно — «клеймить лицо».
Со временем отношение к рисункам на теле изменилось. Сейчас тату не считается чем-то выходящим за рамки, в стране даже проводятся фестивали татуировок. Тем не менее власти, уловив нездоровую тенденцию, на всякий случай запретили знаменитостям с тату появляться на телевидении.

Главное управление радио, кино и телевидения Китая потребовало от телеканалов не приглашать знаменитостей с татуировками, представителей хип-хопа и прочих субкультур и не допускать «разложения культуры». Татуированных звезд окрестили «морально и духовно отошедшими от коммунистической партии людьми с невысоким моральным обликом». Чтобы утвердить намерение партии избавить ТВ от «вульгарных гостей с узкими границами мышления, не обладающих высокими моральными качествами», с популярного китайского телешоу «Певец» (歌手) удалили популярного рэп-исполнителя GAI.

Вскоре после этого прикрывать свою «роспись» попросили и футболистов. Федерация футбола Китая запретила спортсменам демонстрацию нательных рисунков. По мнению чиновников, члены сборной «ответственны за развитие здорового культурного образования на всех уровнях». Тем же, кто уклонится от соблюдения запрета, пригрозили исключением из команды. Однако такое отношение к рисункам на коже только подогрело интерес желающих идти наперекор системе.

При всем желании стать гангста сами «люди общества» осознавали — как ни старайся, а членом Bloods или Crips в провинции Шэньси ты не станешь, как не станешь и Канье Вэстом или Снуп Догом. Тогда молодежь поняла: лучше самих себя их попытки выглядеть круто никто не высмеет, и сделали своим идолом свинку Пеппу. А после того, как один из популярных китайских блогеров показал миру тату свинки Пеппы во всю спину, был дан старт новому направлению в искусстве нательной живописи.

«Она настолько милая и настолько НЕ крутая, что это и есть причина, по которой она стала такой популярной, — говорит главный редактор сайта What’s on Weibo Манья Кётсе. — Для молодых «людей общества» это способ высмеять себя, свою неспособность соответствовать желаемому образу гламурного гангстера с крутыми тату и золотыми цепями».
Невозможность купить дорогие украшения и одежду спровоцировала высокий спрос на одежду и аксессуары с британской хрюшкой — такая вот самоирония. Часы, сумки, футболки с нелепой свинкой стали одними из самых популярных предметов одежды и аксессуаров.

***

Кстати, недовольны «западной свинкой» не только власти, но и многие простые китайцы. «Невозможно! Дети ведут себя, как животные! Хрюкают, прыгают в лужи, а во всем виноват мультик!» — такими недовольствами разразились китайские матери в ноябре прошлого года. Тогда опальным стал не психоделичный для западного глаза «Счастливый барашек» (喜羊羊) отечественного производства, а британская свинка по имени Пеппа. Именно она, по мнению родителей, сделала их чад неуправляемыми.

«Счастливый барашек»

О каких-либо мерах, предпринятых против мультфильма, тогда не сообщалось. Действительно, кому из тех, кто воочию наблюдал, как своенравные «маленькие императоры» строят по струнке своих мам, пап, бабушек и дедушек, кидаясь игрушками, едой и закатывая истерики по любому поводу, придет в голову, что к этому имеет отношение невинный мультик. Никому, пожалуй. «Воспитывать детей и оберегать их от неприемлемого контента должны сами родители», — говорили тогда специалисты в области образования.

В любом случае, Коммунистическая партия Китая ясно дает понять, что протест не пройдет. Но совершенно очевидно, что новые китайцы, рожденные в условиях материального благополучия и проникновения западной культуры, далеко не всегда вписываются в узкие рамки, предусмотренные партийными программами и коммунистическим мировоззрением. А будущее Поднебесной определять придется именно им.

< Назад в рубрику
Другие материалы рубрики