Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Абонента не заденет О новых трендах на рынке телекоммуникаций

Фото: Yves Herman / Reuters

В Барселоне завершилось одно из основных ежегодных событий телекоммуникационной отрасли — Всемирный мобильный конгресс. На протяжении нескольких лет мероприятие собирает ведущих игроков глобального рынка связи, использующих свой визит в столицу Каталонии для того, чтобы продемонстрировать ноу-хау, обменяться опытом и понять, какие вырисовываются тренды. Форум 2018 года не стал исключением.

Надо сказать, российские участники саммита не остались в стороне и также взяли на себя часть дискуссии. В частности, мобильный оператор Tele2 организовал две площадки — круглый стол «Технологии большого города» и панельную дискуссию «Рубикон. Digital-трансформация бизнеса».

Мир изменился

Основной мессадж, исходивший практически от каждого выступавшего, сводился к тому, что отрасль мобильных телекоммуникаций, несмотря на относительную молодость, уперлась в потолок. В первую очередь ее главный сегмент — голосовая связь. И основная проблема здесь в потребителе, а точнее, в его отношении к данной услуге. Практически весь мир воспринимает мобильную связь как нечто само собой разумеющееся. Более того, с точки зрения среднестатистического потребителя, у него должна быть всегда не только голосовая связь, но и быстрый интернет.
Телекоммуникационные компании вынуждены все время улучшать качество услуг, но при этом держать расценки на невысоком уровне, который диктует рынок, и соглашаться на ARPU (выручка на одного клиента — прим. «Ленты.ру»), который сейчас у многих значительно ниже, по сравнению с тем, каким этот показатель был, когда все только начиналось. Хотя, конечно, и абонентские базы стали просто несопоставимыми. Но мириться с ситуацией никто не намерен.

По словам партнера E&Y Антона Устименко, многие пользователи готовы платить не только за сами услуги связи, но и за смежные с ними сервисы. В частности, за банковские услуги и развлечения, или решения в сфере безопасности. По его словам, уже сейчас абоненты имеют смутное представление о том, как они используют оплаченный ими трафик. То есть в 70 процентах случаев люди не выбирают предоплаченный лимит, то есть не очень четко сопоставляют свои потребности с возможностями. Например, по словам Устименко, такое явление, как «безлимит», на самом деле не более чем психологически комфортный для абонента объем телекоммуникационных услуг, которые он получает в необходимом ему количестве и при этом остается готов дополнительно оплачивать роуминг, скорость предоставления данных или другие услуги.

Таких абонентов, по данным E&Y, уже сейчас больше половины — 40 процентов платят более 800 рублей в месяц за услуги сотовых операторов, а 20 процентов — более 1 тысячи рублей, что является довольно приличным уровнем. Для сравнения, средний ежемесячный ARPU китайского оператора China Mobile, по словам главы представительства это компании в России Лу Цзин, составляет всего 10 долларов или около 600 рублей (охват компании — 900 миллионов абонентов). В то время как, среднестатистическая выручка на одного пользователя у мобильных операторов в США составляет около 40 долларов. Другими словами, есть куда стремиться.

Абонент — не абонент

Несмотря на то что пользователи вовсе не отказываются платить за услуги связи, обеспечивать маржинальность бизнеса многим операторам становится все сложнее. В частности, стагнацию отрасли прямо отметил и генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин. Поэтому, по его словам, игроки рынка очень активно ищут новые возможности, призванные обеспечить необходимый для дальнейшего развития уровень выручки. Например, Эмдин выделил три основных вектора роста бизнеса: развитие оператора как marketplace, реализация проектов BIG DATA и создание мобильных виртуальных операторов (MVNO). «Мы ставили перед собой задачу сделать из Tele2 фабрику по производству MVNO, сейчас общее количество абонентов MVNO на сети Tele2 уже превышает 1 миллион человек», — отметил глава Tele2.

Лучшие умы отрасли согласны с ним и выделяют при этом один важный аспект — для полноценной жизни не нужно заваливать абонента бесконечным количеством сервисов. По образному выражению одного из участников дискуссии, самого абонента «надо превратить в сервис» (под этим понимается использование данных о пользователе для интеграции его в В2В-бизнес). При этом клиенты сами облегчают возможность использования их в качестве кирпичиков для так называемой BIG DATA. Более того, многие из, например, самой динамичной группы «ранних адаптеров» (возраст от 15 до 26 лет), то есть тех, кто всегда готов к чему-то новому, и кто в дальнейшем будет определять, каким должен быть рынок, ожидают, по словам вице-президента по взаимодействию с органами власти региона Восточная Европа и Центральная Азия компании Ericsson Айдына Абжанбекова, еще более развитой техники. Например, 66 процентов из них ждут 3D-смартфонов. Это значит, что со временем появятся и станут востребованными новые устройства, которым будет нужно больше трафика.

Операторы связи, обладая огромными данными, могут монетизировать их, в сотрудничестве с партнерами из других отраслей или госструктурами. Как, например, по словам директора макрорегиона Москва Tele2 Игоря Жижикина, собирается действовать вверенное ему подразделение. В частности, сотрудничая с городскими властями. «Когда мы выходили на московский рынок, все говорили, что у нас будут проблемы из-за отсутствия 2G, но это оказалось нашим преимуществом, поскольку сети 3G и 4G позволяют иметь дело в основном с владельцами смартфонов — заведомо продвинутой аудиторией», — рассказал глава московского Tele2. Поэтому, по его словам, компания предложила использовать BIG DATA для развития городской инфраструктуры.

Способ ее использования Жижикин продемонстрировал на примере анализа данных по трафику жителей Бутова. «Пользователи интернета позволяют городу понять, как люди перемещаются по району, куда они ездят, каким транспортом пользуются, какая у них дневная активность», — подчеркнул он. «Анализируя эти данные, город имеет возможность организовывать городскую среду таким образом, чтобы она была удобной для ее жителей», — сделал вывод директор макрорегиона Москва Tele2. Например, как он продолжил свою мысль, грамотно обустроить маршруты городского транспорта или заложить в планы по развитию возведение объектов социальной инфраструктуры.

По словам Жижикина, такой подход меняет само качество мобильных компаний. «В результате мы становимся не просто операторами связи, но интеграторами — владельцами информации, которая важна для разного рода потребителей», — подытожил он. Присутствующие также согласились, что в будущем коммерциализация BIG DATA может быть очень перспективным направлением для отрасли. В частности, схожее мнение высказал заместитель руководителя ДИТ города Москвы Александр Горбатько.

При этом введение нового стандарта — 5G только усилит возможности операторов в данном направлении. Как отметил в этой связи Сергей Эмдин, «еще в прошлом году 5G было чем-то из разряда теории, а сейчас уже обсуждаются более-менее конкретные вещи — как надо строить сети, как их развивать».

И восстанут машины

Еще одной важной возможностью, которую операторы обязательно будут пробовать использовать в будущем, участники дискуссии называют «интернет вещей». В частности, об интересе компании к этому направлению рассказал присутствующим и гендиректор Tele2 Сергей Эмдин.

В свою очередь, Антон Устименко рассказал присутствующим о том, что сейчас для этого уже имеются предпосылки. Например, в автомобильной отрасли. Так как около 40 процентов современных автомобилей уже оборудованы системой передачи данных, а 12 процентов — даже и не одной.

Далее на очереди — расширение использования мобильной связи в охранных системах, в «умных домах», в системах наблюдения и так далее. Чем больше будут совершенствоваться системы искусственного интеллекта, тем больше им будет требоваться «общаться» с другими вещами. А это неизбежно скажется на потреблении услуг по передаче данных. Как отметили некоторые участники форума, контролировать коммуникацию машин между собой может помочь технология блокчейна.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше