Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Выгодные вложения Зачем «Роснефть» скупала новые активы в 2017 году

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Крупнейшая российская нефтегазовая компания «Роснефть» в 2017 году энергично вкладывала средства в новые активы. Холдинг сделал ряд стратегических приобретений, потратив на них миллиарды долларов. Насколько выгодны эти инвестиции и какие дивиденды они могут принести компании в будущем — разбиралась «Лента.ру».

Окно в Индию

В августе «Роснефть» официально объявила о закрытии сделки по приобретению 49 процентов акций Essar Oil Limited, владеющей крупным нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) «Вадинар» и сетью АЗС в Индии. На покупку этой перспективной компании нацеливался ряд крупнейших международных корпораций, включая региональные, поэтому «Роснефти» пришлось серьезно побороться за актив. Общая сумма сделки составила 3,9 миллиарда долларов.

В результате российский нефтегазовый холдинг вышел на один из наиболее динамично развивающихся мировых рынков: кумулятивный рост индийского ВВП в 2013-2016 годах составил почти 30 процентов. Мощность переработки НПЗ «Вадинар» — 20 миллионов тонн в год, по этому показателю он занимает второе место в стране. При этом по уровню технологической сложности предприятие входит в десятку лучших заводов мира (индекс Нельсона — 11,8). В «Роснефти» подчеркивают, что «Вадинар» может перерабатывать широкий спектр сырой нефти из собственных и торговых активов российской компании, включая самые тяжелые сорта. Конфигурация НПЗ является одной из наиболее технологически сложных в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и имеет значительные перспективы по расширению и развитию производства.

По прогнозам аналитиков UBS, приобретение НПЗ «Вадинар» поможет увеличить объем переработки «Роснефти» примерно на 7 процентов. Кроме того, сделка позволит выстроить трейдинговый бизнес в регионе.

Предполагается, что при покупке индийского НПЗ основными источниками синергии станут возможность переработки тяжелой нефти из Венесуэлы и кросс-поставки нефтепродуктов на рынки АТР: Индонезии, Вьетнама, Филиппин и Австралии. Это позволит значительно повысить экономическую эффективность НПЗ, которая на данный момент превышает 10 долларов за баррель переработки. В периметр сделки по приобретению пакета акций Essar Oil также вошел глубоководный экспортно-импортный порт, позволяющий принимать сверхкрупные танкеры класса VLCC вместимостью до 350 тысяч тонн, напрямую поставлять необходимое сырье и экспортировать нефтепродукты. Существенным дополнительным элементом является сеть из 3,5 тысячи заправок на индийском рынке, которую «Роснефть» намерена существенно расширить.

Рыночные аналитики и эксперты называли сделку по покупке акций Essar Oil уникальной, отмечая, что это первоклассный актив со значительным потенциалом развития. Кроме того, они обращали внимание на выгодность стратегии долгосрочного инвестирования в индийский рынок, растущий рекордными темпами — по 7 процентов ежегодно. Еще быстрее в стране увеличивается спрос на нефть. В ближайшие 10-15 лет ожидается качественный скачок к уровне благосостояния индийцев, что приведет к резкому росту автопарка — с нынешних 43 миллионов до 187 миллионов машин в 2030 году.

Дома и за границей

В уходящем году «Роснефть» стала участником проекта по освоению одного из самых крупных в мире газовых месторождений — Зохр. Его разрабатывают на шельфе Египта давние партнеры российского холдинга — итальянская Eni и британская BP. Проект закрывает египетские потребности в голубом топливе на десятилетия вперед, поскольку на Зохр приходится почти треть запасов газа в этой стране. В настоящее время уже построена транспортная инфраструктура. При этом проект реализуется рекордными темпами: месторождение было открыто Eni в 2015 году, а в конце 2017-го началась добыча газа. Для сравнения, меньшие по запасам месторождения Левиафан и Афродита на шельфе Израиля и Кипра, открытые в 2010 и 2011 годах соответственно, до сих пор не введены в эксплуатацию.

Вхождение в проект по освоению месторождения Зохр позволит российской компании укрепить позиции в стратегически важном регионе и стать одним из ведущих игроков на рынке сжиженного природного газа (СПГ). «Участие в разработке уникального добывающего актива обеспечит трейдинговое подразделение компании существенным объемом физических ресурсов, что, в свою очередь, даст возможность активно расширять присутствие на рынках Ближнего Востока и Европы», — отметили в «Роснефти». По экспертным оценкам, сделка позволит российскому холдингу прирастить геологические запасы углеводородов примерно на 250 миллиардов кубометров.

«Роснефть» в течение 2017 года сделала важные приобретения и в России. В частности, по итогам аукциона, заплатив около 20 миллиардов рублей, компания получила право на разработку Эргинского участка углеводородов — крупнейшего в нераспределенном фонде России. В «Роснефти» заявляют, что у компании есть эксклюзивные возможности для создания синергии при его освоении. Дело в том, что поблизости холдинг уже разрабатывает гигантское Приобское месторождение (входит в «Юганскнефтегаз»).

В апреле 2017-го была закрыта сделка по приобретению 100-процентной доли в проекте «Конданефть», в рамках которого ведется разработка Кондинского, Западно-Эргинского, Чапровского и Ново-Ендырского лицензионных участков в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО). Кроме того, в октябре «Роснефть» открыла на Хатангском участке нефтяное месторождение с извлекаемыми запасами 81 миллион тонн (геологические запасы оцениваются в 298 миллионов тонн). В апреле было запущено бурение на Таймыре, а уже в июле глава «Роснефти» Игорь Сечин доложил президенту России Владимиру Путину об открытии новой нефтегазовой провинции.

Отраслевые аналитики отмечают, что стоимость активов, приобретенных «Роснефтью в 2017 году, уже начала расти на фоне наметившейся динамики цен на нефть и в ближайшее время положительный тренд сохранится. При этом они были приобретены компанией по минимальной рыночной цене.

Дотянулись до «Звезды»

Одним из стратегических проектов для «Роснефти» в 2017 году стало строительство судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке. С одной стороны, поражает его масштаб (согласно опросу ВЦИОМ, россияне признали его одним из самых значимых инфраструктурных проектов в стране), с другой — непрофильный характер. В самой «Роснефти» объясняют это тем, что для развития нефтяного сектора «необходим интегральный, многоотраслевой подход, позволяющий поднять и смежные отрасли, в том числе связанные с инновациями». Участие в проекте также укладывается в русло общего вектора внешней политики России — усиление роли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС) «Звезда» создается консорциумом компаний во главе с «Роснефтью». Планируется, что здесь будут строить танкеры, суда-газовозы, крупнотоннажные коммерческие суда ледового класса и морские платформы. В настоящее время в штате судостроительного комплекса 1000 работников, к 2024 году на верфи будут работать более 7500 человек.

Реализация проекта укрепит позиции нашей страны на международной арене, считает половина россиян, опрошенных ВЦИОМ. Респонденты также поделились своими соображениями по поводу основных положительных эффектов от создания ДЦСС: развитие судостроительной отрасли (за это высказались 90 процентов опрошенных) и экономики страны в целом (88 процентов), улучшение социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке (85 процентов), развитие высокотехнологичного производства (83 процента), повышение инвестпривлекательности региона (81 процент).

В настоящее время на верфи совместно с голландской компанией Damen строятся четыре судна снабжения, секции которых были торжественно заложены российским президентом сентябре 2017-го. Глава государства при этом подчеркивал, что важно как можно скорее наладить на судоверфи выпуск полноценной линейки средних и крупнотоннажных судов и морской техники. По его словам, перспективный план загрузки «Звезды» до 2035 года уже утвержден. «Рассчитываю, что он будет выполнен, будем за этим следить, потому что это одно из ключевых условий успешной работы предприятия. Не только "Роснефть", но и "Газпром", и "Новатэк", и другие наши компании должны выполнять этот план и заранее вовремя делать эти заявки и, может быть, даже и большие заявки, потому что потенциал перевыполнения этого плана у "Звезды" есть», — подчеркивал Владимир Путин. В свою очередь, глава «Роснефти» обращал внимание, что стапель, введенный в эксплуатацию на дальневосточной верфи с опережением графика, состоит из семи кранов, в том числе уникального крана «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн.

В портфель заказов судоверфи «Звезда» в настоящее время 14 судов. Согласно расчетам «Роснефти», чтобы она была экономически эффективной, необходим объем заказов судов и морской техники до 2035 года в 178 единиц.

Стратегия будущего

В декабре 2017 года совет директоров «Роснефти» утвердил Стратегию развития до 2022 года, основные тезисы которой были презентованы компанией еще в июне на встрече Игоря Сечина с Владимиром Путиным.

Затем она дорабатывалась экспертами нефтегазового холдинга, которые, проанализировав наиболее важные тренды в отрасли, выбрали наиболее эффективные пути достижения озвученных целей.

«Стратегия "Роснефти" ставит перед компанией реальные цели и указывает оптимальные пути их достижения. Очевидно, что были учтены все современные макроэкономические тенденции, проделана значительная работа по всем направлениям», — считает директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. Эксперт подчеркивает, что «Роснефть» представила одну из самых амбициозных стратегий среди российских бизнес-корпораций и документ полностью отвечает вызовам, стоящим перед нефтегазовой отраслью.

Директор Центра политической информации Алексей Мухин называет документ «наиболее проработанной стратегией в отрасли». «За каждым ее тезисом стоят реальные расчеты — это не голословные, декларативные утверждения, которые сплошь и рядом встречаются в такого рода документах. Это мощная стратегическая база, позволяющая осуществить прорыв в развитии компании, документ, в котором учитываются производственные возможности всех бизнес-сегментов, что позволяет в итоге достичь оптимальных финансовых результатов», — добавляет он.

Стратегия предусматривает увеличение доходности бизнеса и отдачи от основных активов за счет интенсификации их разработки, фокусируется на реализации ключевых проектов и изменении управленческой модели. В результате реализации пятилетнего плана развития капитализация «Роснефти» должна вырасти на 15-20 процентов. Компания рассчитывает получить дополнительный свободный денежный поток в 420 миллиардов рублей на следующие пять лет, в том числе 180 миллиардов — в сегменте добычи. В рамках стратегии компания планирует нарастить добычу жидких углеводородов (нефть и газовый конденсат) на 30 миллионов тонн.

В «Роснефти» прогнозируют на рост коммерческих скоростей бурения. В частности, доля горизонтального бурения скважин должна увеличиться на треть — до 40 процентов. При этом планируется обеспечить до 98 процентов успешности геологоразведочных работ на суше, благодаря развитию технологий и инновационных решений. К 2022 году корпорация намерена довести объем добычи за счет органического роста как минимум до 250 миллионов. Это цель будет достигнута в том числе за счет разработки новых перспективных проектов — Ванкорского и Эргинского кластеров, Русского и Северо-Комсомольского месторождений.

В стратегии до 2022 года также отмечается, что синергетический эффект от приобретения «Роснефтью» контрольной доли в «Башнефти» уже составил 45 миллиардов рублей, в ближайшие пять лет принесет еще 105 миллиардов рублей.

Ставка на газ

Одним из стратегических направлений работы компании является газовый бизнес. В 2016 году «Роснефть» стала крупнейшим независимым производителем газа в России, а по добыче вышла на шестое место в мире среди публичных компаний. В ближайшие три года от реализации основных проектов по добыче газа в холдинге ожидают увеличения денежного потока и роста доли на газовом рынке России до 20 процентов. Добыча энергоносителя составит при этом порядка 100 миллиардов кубометров ежегодно.

В частности, «Роснефть» планирует ввод в эксплуатацию ряда новых проектов: Роспан, Харампур, Кынско-Часельская группа месторождений. Кроме того, компания намерена активно развивать экспортное направление, не разрушая при этом монополии «Газпрома».

Бурение скважины «Мария-1» ведет полупогружная установка Scarabeo-9, принадлежащая компании Saipem. Установка оснащена высокоточной системой динамического позиционирования, которая позволяет ей постоянно находиться строго над устьем скважины. Высота платформы составляет 115 метров, ширина палубы 80 метров, водоизмещение установки Scarabeo-9 — 31000 тонн, она способна бурить скважины на глубину до 15 километров. Платформа отвечает строгим нормам экологической безопасности. Для исключения любых рисков для окружающей среды она оснащена независимым подводным запорным устройством и семью превенторами (механизмами для герметизации устья скважины в нештатных ситуациях).

Заседание совета директоров «Роснефти», утвердившего стратегию компании, совпало с началом бурения первой поисково-оценочной скважины на черноморском шельфе России. Бурение сверхглубоководной скважины «Мария-1» в нефтегазовом холдинге называют уникальным: глубина моря в точке бурения — более двух тысяч метров, расчетная глубина скважины — 6126 метров.

В «Роснефти» подчеркивают, что для того, чтобы исключить нанесение вреда экосистеме, в районе работ будет вестись «постоянный мониторинг состояния акватории моря, в том числе со спутника». Строительство скважины также будет круглосуточно контролироваться двумя подводными дистанционно управляемыми аппаратами. Нужно отметить, что крупнейшая российская нефтяная компания ведет комплексный экологический мониторинг акватории Черного моря уже несколько лет. Кроме того, в 2017 году «Роснефть» согласилась оказать финансовую поддержку программе по изучению черноморских дельфинов.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше