Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Оболочка городской цивилизации» Почему интернет стал спасителем русской культуры и городской среды

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Норильск — один из немногих российских городов, обходившийся до последнего времени без широкополосного интернета. В этом году там наконец проложили оптоволоконный кабель. Теперь скорость передачи данных достигнет 40 гигабит в секунду вместо 2-2,5, как раньше. Пока линия будет действовать в тестовом режиме, а в 2018 году заработает в полную силу. «Лента.ру» спросила экспертов, что меняется в городах с приходом интернета, особенно в сфере культуры.

Владимир Харитонов

Владимир Харитонов

Владимир Харитонов, директор Ассоциации интернет-издателей

У нас все еще имеются места, где нет интернета и, кроме того, есть поселения и даже довольно крупные города, в которых нет книжных магазинов. А пользователей интернета в России очень много — около 80 миллионов в месяц, из них 57 миллионов заходят в сеть каждый день. То есть существенная часть страны в интернете просто живет. Конечно, в сети есть и литература, и она доступна.

Но тут следует отметить еще один момент. Когда человек попадает в интернет и начинает активно им пользоваться, он что-то пишет. Чем больше мы пользуемся сетью, тем больше становимся писателями. Когда интернета не было, написать что-то для обычного человека — это, к примеру, письмо бабушке. В повседневной жизни тексты никто не порождал, не создавал, никто не оттачивал слог и не думал над этим. Сейчас мы пользуемся социальными сетями каждый день, кого-то читаем, что-то кому-то отвечаем, сочиняем заметки, сообщения и так далее. Как это ни смешно, все, что мы написали в интернете, помимо прочего, охраняется законом об авторских правах.

Качество этих текстов — вопрос другой. Оно разное. Но думать, что человечество за всю свою историю создавало исключительно качественную литературу, — это заблуждение. Литературу создавали самую разную, даже в Древней Греции. Речь о том, кто будет это читать. В России книги мало кто читает, если только для этого не организованы специальные маркетинговые мероприятия. Но хорошие книги все равно рано или поздно находят дорогу к хорошему читателю.

Иван Засурский

Иван Засурский

Иван Засурский, журналист, продюсер, президент Ассоциации интернет-издателей, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ

Интернет или гиперпространство, которое он создает, — это на самом деле оболочка городской цивилизации. Это и есть город, его графическая оболочка. Один американский священник писал: город отличается от деревни тем, что каждому человеку все время необходимо делать какой-то выбор. Человек формирует круг своего общения, к примеру. В этом прослеживается и дальнейшее развитие городской цивилизации, ее усугубление. Наш цифровой город — это интернет. В нем одним может не нравиться один район, другим — другой. Это хочется запретить, этого поймать и так далее — просто город такой. Это то, что мы делаем, то, как мы хотели бы выглядеть, то, как готовы презентовать себя, та информация, которую мы потребляем и в которой нуждаемся, — вот как выглядит графическая оболочка или городское гиперпространство.

Что касается продуктов культуры, то меняется среда распространения, меняется экономика. Самое интересное происходит с кино: постепенно основные доходы от фильмов переходят на платформы новых медиа. Раньше кинопоказ был главным источником дохода, а теперь уже это сомнительно. Мы, к примеру, выпускаем фильм «Ампир V», и еще неизвестно, где больше соберем — в кинотеатрах или на новых медиа. Скорее всего, на новых медиа. С литературой и музыкой свои особенности, но это уже детали.

Иван Гродецкий

Иван Гродецкий

Иван Гродецкий, генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko

Если говорить о кино, то онлайн-кинотеатры сегодня сильно влияют на потребительские привычки. Мы присутствуем при трансформации информационно-развлекательного пространства, когда гаджеты, телевизоры, приставки и так далее становятся не просто каналом доставки информации, а полноценными продуктами, предлагая пользователям и зрителям, помимо контента, качественный сервис, опыт кинотеатрального смотрения (HDR, UltraHD) и комфорт — смотреть что хочешь, когда это удобно на любом устройстве.

В городах, где мало или совсем нет кинотеатров, или там, где суровая зима не позволяет выйти из дома, онлайн-кинотеатр — лучший способ легально, без рекламы, в хорошем качестве смотреть самые последние новинки кинопроката или фестивальное кино, которое часто не добирается до регионов.

Люди привыкают платить за контент, начинают ценить возможность смотреть любимые фильмы, сериалы, мультфильмы в хорошем качестве и без рекламы. Развитие индустрии повлекло за собой более пристальное внимание со стороны законодательных органов, которые, как и мы, заинтересованы в борьбе с пиратством и распространением нелегального контента.

45 процентов выручки нашего онлайн-кинотеатра приносят Москва и Санкт-Петербург, остальное — регионы, то есть на них приходится больше половины продаж. Мы постоянно анализируем статистику покупок и видим, что нас смотрят более чем в тысяче больших и маленьких населенных пунктов по всей России.

Александр Шолохов

Александр Шолохов

Александр Шолохов, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре

Интернет, как и любое явление, имеет положительные и отрицательные стороны. Среди положительного очевидно, что люди, особенно проживающие в отдаленных населенных пунктах, получают широкий доступ к информации, могут читать самые новые издания, смотреть последние киноновинки, фактически присутствовать на театральных или балетных премьерах. Это безусловное благо, замечательная возможность.

С другой стороны, интернет крайне индивидуализирует нашу жизнь. Сегодня люди общаются в десятки, если не в сотни раз меньше, чем в доинтернетовский период. Беседы в сети бывают и развивающими, дающими возможность подискутировать на какие-то интересные темы, но в немалой степени они отдаляют нас от нормального прямого человеческого общения. В этом я вижу большую опасность. Отдельно хочется сказать об интернет-языке, языке коротких сообщений и аббревиатур — он обедняет нашу речь. Люди, которые переходят на этот язык, теряют в объеме лексикона, в качестве речи, я уж не говорю о красоте. Это меня сильно пугает.

Это не просто ностальгия о том, что раньше было лучше и вода была мокрее. Нет, не то. Подчеркну: интернет — действительно великое благо, если его верно использовать. К сожалению, зачастую негатив если не уничтожает весь позитив, то существенно нивелирует то хорошее, что мы получаем благодаря всемирной паутине.

Комментарии отключены
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15