Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Последний герой Музыканты о феномене популярности Цоя

21 июня 2012 года исполнилось бы 50 лет поэту и музыканту, лидеру группы "Кино" Виктору Цою. Для современной российской культуры эта дата не просто особенная, а фактически священная.

Уже прошло больше двух десятков лет с момента смерти Цоя, а его популярность, кажется, не ослабела ни на йоту. Во всяком случае сомнений, что стоит повесить на улице афишу с надписью "Виктор Цой" и тут же соберешь стадион, не возникает. Другие покойные герои русского рока, будь то Майк Науменко или Александр Башлачев, могли бы только позавидовать.

Интерес публики к песням "Кино" оправдан и стабилен, а следовательно, не устают появляться медийные и творческие проекты, эксплуатирующие наследие Цоя. Были уже на нашей памяти грандиозный трибьют "КИНОпробы", единичные кавер-версии от самых разнообразных артистов, сотни телевизионных передач и документальных фильмов, даже переснятый заново фильм "Игла" Рашида Нугманова, в котором Цой играл главную роль.

Нынешний 50-летний юбилей музыканта встречается с еще большим размахом. В день рождения Цоя в Санкт-Петербурге пройдет масштабный концерт, на котором музыка "Кино" прозвучит в исполнении участников группы, симфонического оркестра Государственного Эрмитажа и зарубежных коллективов. Участники фестиваля "Нашествие-2012" по просьбе организаторов включат в свои выступления каверы на Цоя. Для меломанов вся дискография группы, прошедшая аналоговый ремастеринг, переиздана на виниле. "Яндекс" собрал ту же дискографию, но в цифре, в красочный спецпроект. Ну и наконец, вечером на Первом канале покажут новый документальный фильм "Кино", кульминацией которого станет премьера новой архивной песни Цоя, над которой его соратники в последнее время работали в студии в обстановке строжайшей секретности.

"Лента.ру" расспросила друзей и коллег юбиляра о феномене "Цой жив", актуальности "последнего героя" и отсутствии новых фигур подобного масштаба, очередном витке праздничной истерии вокруг имени лидера "Кино" и его вкладе в русскую культуру.

Борис Гребенщиков ("Аквариум"):

Группа "Кино". Фото со страницы на LastFM

Группа "Кино". Фото со страницы на LastFM

Lenta.ru

Дело не только в "образе". Было много примеров впечатляющих образов, не подкрепленных хорошей музыкой, - и где они?! Ощущение "Цой жив" стоит на фундаменте песен, которые до сих пор попадают "в десятку", поэтому он и остается героем - и совершенно справедливо. Слушаешь его песни, и волосы продолжают вставать дыбом, потому что он поет правду про каждого из нас. Пора принять как факт: Витя был и остается одним из гениев русской культуры второй половины ХХ века.

Истерия всегда раздувается, когда кто-то хочет заработать денег. Жаль, что эти деньги (насколько мне известно) не попадают к сыну Виктора, а оседают в других руках. Неужели это на самом деле может быть так; неужели у нас есть законы, которые это позволяют?! А против самого Виктора и его песен работать ничто не может - его песни больше любых махинаций, и всегда будут 17-летние, которым эти песни придутся точь-в-точь.

Вячеслав Бутусов ("Ю-Питер"):

Человек способен жить вечно. Всегда был и будет актуален образ мысли человека, оперирующего истинными смыслами. Будут ли еще герои - покажет будущее время.

Истерия у нас носит перманентный характер, и не важно, по какому поводу, будь то юбилей достойного человека или очередные выборы, - люди уже привыкли жить в этой атмосфере воплей и причитаний. Виктору это уже никак не повредит, а вот публика от этого дохнет.

Виктор доходчиво показал, что быть публичным человеком можно не теряя человеческого лица и не оскверняя сути. Это трудно, но труд, как известно облагораживает даже человека.

Андрей Макаревич ("Машина времени"):

Не хочу говорить банальности, все уже трындят на эту тему. Ну, 50 лет Цою, жалко, что разбился.

Артист, заслуживающий длительную народную любовь, - это всегда сочетание массы компонентов, обстоятельств и условий, которые сходятся в одном месте и в одной точке. Перечислять их сейчас было бы долго и неинтересно, они все по отдельности известны.

Даже не знаю, поздравлять с этим праздником или нет, был бы жив - я бы поздравил. Вот, собственно, и все.

 

Артемий Троицкий:

Я думаю, что после Цоя у нас не появилось ни одного такого же рок-героя, который был бы сексуален, фактурен, талантлив, доходчив и близок самым разным людям. Альтернатив Цою пока что нет, поэтому, пока эти альтернативы не появились, он, естественно, жив и прекрасно себя чувствует.

По поводу истерии, вы знаете, это же все международная практика. Естественно, имеется огромное количество народу, которое (кто-то из соображений благородных, кто-то из соображений чисто коммерческих и прагматических) любит паразитировать на юбилеях, на красивых легендах и загадочных смертях. Мне это все не нравится, и одна из причин того, что я сейчас уехал из страны, как раз в этом и заключается. У меня каждый день на телефоне примерно 50 звонков, и мне совершенно не хочется на них отвечать. Так что вам сейчас просто очень повезло, что вы до меня добрались.

К истории с переизданием я отношусь кисло-сладко. С одной стороны, хорошо, что публикуются какие-то ранее не издававшиеся и неизвестные записи, с другой стороны, мы все прекрасно понимаем, что если сам Цой эти записи считал черновыми, если он их не одобрял, если он считал, что это какие-то не самые удачные песни, и сам своей волей не давал им хода, значит, на то у него были веские основания. Поэтому в каком-то смысле все переиздания, наверное, противоречат тому, чего желал бы сам Цой. С другой стороны, бороться с этим невозможно, это опять же банальная международная практика.

Цой как минимум внес огромный вклад в русскую субкультуру и в стиль жизни уже даже не одного, а по крайней мере двух поколений. Песни его очень хороши. Это прекрасные поп-песни, совсем не дешевые, очень доходчивые и в то же время на глубокой поэзии. Думаю, что и в культуру также вклад внес, но судить об этом можно будет спустя какое-то время.

Александр Липницкий ("Звуки Му"):

Знаете, может быть, если бы вы задали мне этот вопрос года три назад, я бы сильно подумал, а вот сегодня, когда я с удовольствием приехал в Петербург и встречаюсь вечером в БКЗ "Октябрьский" со всеми друзьями группы "Кино", где будет большой концерт с участием музыкантов "Кино" и симфонического оркестра, я отвечу: да, Цой жив! И мой фильм "Дети минут", который я снимал четыре года назад и на который тогда как-то никто не обратил внимания, в эти дни показывают в Москве где только можно: в книжных магазинах "Москва", в кинобиблиотеках, - то есть жив, получается, Витя.

Слово "актуален" к нему не подходит. Разве группа The Beatles, или The Rolling Stones, или такие группы, как The Birds или The Jimi Hendrix Experience, актуальны? Нет, они просто остались в истории музыки. Его песни вошли в историю музыки. Это не значит, что они актуальны. То, что вошло в историю музыки, стало классикой. Актуален сейчас Моцарт? Нет, он не актуален, он просто часть истории музыки, часть истории культуры. И, безусловно, Цой часть истории русской культуры, русской музыки и поэзии.

Я не называю эти празднования истерией, это нормальные подарки поклонников и друзей ко дню рождения. Просто действительно мы его воспринимаем в наши дни живым, и поэтому я приехал его поздравлять. Мне не надо идти на кладбище - я пойду на концерт и там его поздравлю. Поэтому это никакая не истерия, все это очень естественно получается.

К Цою и группе "Кино" в целом очень подходит слово "свобода". Пожалуй, это была первая такая группа, в которой музыканты олицетворяли собой свободу, то есть полное отторжение от советской серой действительности. Потому что все-таки все даже лучшие питерские группы, которые были до них, - и "Аквариум", и "Зоопарк", - ноги у них все-таки, что называется, в болоте стояли. А вот "Кино" - такое впечатление, что они действительно какие-то новые романтики, они совершенно не отличались по уровню восприятия жизни от Duran Duran, Depeche Mode и прочих; они их ровесники, их единомышленники, и, конечно, это был настоящий глоток свободы для всей России.

 

Евгений Хавтан ("Браво"):

Я думаю, что он абсолютно актуален, пока его песни звучат и пока его песни слушают другие поколения. А кроме тех, кто слушал его раньше и кому сейчас 50 лет, его слушает огромное количество тех, кому сейчас 15 лет и больше. И он им нравится, они находят в его музыке что-то свое. Это достаточно редкий случай, когда музыка артиста вне времени. Поэтому я думаю, что если брать как аллегорию "Цой жив", это действительно так. Он один из тех музыкантов, которые до сих пор с нами.

Конечно, он очень масштабная фигура. И то, что делала группа "Кино", это очень большая ниша, которая, наверное, до сих пор не занята. Но так всегда бывает, когда уходит большой артист. Вряд ли кто-то сможет занять это место. И его трагическая смерть еще больше придала ореол славы всей этой истории.

Истерия - это общемировая тенденция, на этом можно как-то заработать. Тут два направления, как мне кажется. Существуют люди, которые действительно любят Цоя и "Кино", и хотят это как-то отметить. А второе - есть люди, которые на этом зарабатывают. Это было всегда, это часть шоу-бизнеса. Я в этом ничего такого страшного не вижу. Вопрос только в том, как это сделано, с каким вкусом собрано и как это все выглядит. Если это хорошо сделано, почему нет? И если публика это терпит, значит, не надоедает.

Вклад "Кино" в русскую культуру, я считаю, очень большой. Виктор воспитывался на Joy Division, The Smiths, New Order, то есть на лучших образцах английской музыки. И он очень грамотно трансформировал эти песни, перенес на русский язык и сделал правильный звук. То есть эта группа занимает совершенно отдельное место в нашей культуре. Я вообще не считаю, что она относится к русскому року и является его символом. Это абсолютно не так, просто это подхватили те ребята, которым было нужно, чтоб это было русским роком. Это была классическая русская группа, которая играла трансформированную английскую музыку, с английским сплином, туманами, вот этой всей питерской историей.

Мне кажется, что недооценен еще один очень важный момент - гитарист этой группы, который сделал звук "Кино". Потому что в любой великой группе есть два человека, две составляющие: есть лидер этой группы,
несомненно, это Виктор Цой, автор песен. И человек, который сделал звук этой группы - это Юра Каспарян. Мне кажется, что этому человеку уделяется незаслуженно мало внимания.

 

Евгений Федоров ("Zorge"):

Конечно, Цой жив и актуален. У него же на самом деле была такая гениальная и простая музыка. В то время даже казалось, что излишне простая, поэтому Цой часто подвергался атакам со стороны разных музыкальных пуристов за слишком простую музыку. Но, видимо, эта "слишком простая музыка" и является наиболее долгоиграющей. В этом смысле он, как ни странно прозвучит, продолжатель панк-эстетики, когда ребята выходили и играли на трех аккордах какие-то совсем простые песни в конце 1970-х – начале 1980-х годов.

Да, похоже, что новых героев после него не появлялось. Мне трудно говорить, потому что у меня к нему немножко семейное отношение, поскольку директором нашей группы "Объект насмешек" была его жена Марьяна, сына его Сашку я помню с младенчества, и с Цоем я был знаком, общался, не очень активно, но общался. Я должен ему до сих пор 200 рублей. Он мне дал денег, я пошел и купил две бутылки сухого вина, и
мы с ним их выпили, вернее я один их выпил, а он смотрел. Поскольку я ему долг не отдал, я предпочитаю думать, что он жив и что я когда-нибудь долг ему отдам.

Истерия - это обычная российская склонность к круглым датам, это не только с Цоем связано, каждый год происходит с кем-то очередная массовая истерия, с Высоцким вот было недавно. У нас очень любят юбилеи, может быть, это такое наше национальное свойство. Я отношусь к этому спокойно, это не убавит и не прибавит цоевскому наследию ничего. И публике, похоже, это не надоедает, потому что каждый раз она все новая и новая. Приходят новые юноши, новые рефлексирующие романтики, и каждый год Цой имеет какую-то новую аудиторию, при том что старая на самом деле никуда не девается. Старые фанаты как были, так и остаются, они просто не так активны, как юноши. Я думаю, что так продлится еще лет сто.

Александр Титов ("Аквариум", "Кино"):

Он жив во мне… С Днем Рождения Витька! А актуален ли, не мне судить.

Какое Цою дело, работает ли против него эта истерия?! Есть легенда, а есть люди, которые на ней хотят заработать. И это не музыканты. Печально, что так и не появился новый Последний Герой.

Новую песню с удовольствием послушаю. Каспарян мне так сочно описал процесс записи, что я заинтригован.

Русской культуре необходим миф!

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше