Директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный рассказал корреспонденту «Ленты.ру» о работе своего учреждения и высказал мнение о защитниках прав животных, которые стремятся запретить использование зверей в цирковых представлениях.
«Лента.ру»: Вы возглавили Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского в 2012 году. Почему, по вашему мнению, выбрали именно вас?
Запашный: Я не хотел бы это анализировать. Я не сильно вдавался в программы конкурентов по развитию цирка, не изучал их и минусы не искал. Я был уверен в том, что говорю и собираюсь привнести. Здесь не было борьбы по пунктам; представленная мною программа комиссии показалась, видимо, более интересной. Наверное, мой опыт работы и статус дали мне некоторое преимущество.
А что было в вашей программе?
Во-первых, Московский цирк должен оставаться самостоятельным предприятием, и основная задача — раскрутка бренда не только в России, но и во всем мире. Во-вторых, сохранение труппы — я не исключал возможного расставания с некоторыми деятелями или «бездеятелями», но понимал, что цирку нужна своя труппа, он не может превратиться в прокатную площадку, когда кто-то сюда приезжает, отрабатывает и уезжает. Большой цирк должен стать творческим университетом, создающим, пропагандирующим цирковое искусство, сохраняющим традиции.
За пять лет это удалось выполнить?
Я не отступил ни от одного своего слова, но слово «выполнить» сюда не подходит. Раскрутка бренда на мировом уровне будет продолжаться столько, сколько существует бренд. Кока-колу рекламируют каждый день, хотя все про нее знают. И цирк надо не только вывести на уровень узнаваемости кока-колы, но и поддерживать это. Все остальное — да, я могу отвечать за проделанную работу, кроме капитального ремонта. За пять лет я добиться этого не смог. Это не то чтобы мой просчет — это недоработка множества заинтересованных людей, в том числе руководства страны и руководства Москвы.
![Премьера циркового шоу братьев Запашных «Эмоции» в Санкт-Петербурге](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Премьера циркового шоу братьев Запашных «Эмоции» в Санкт-Петербурге
Фото: Елена Пальм / Интерпресс / ТАСС
Ваш цирк в январе предлагали передать в собственность Москвы. С чем это было связано?
Разговоры о том, чтобы кого-то куда-то передавать у нас всегда были, есть и будут. Люди все время хотят что-то двигать, что-нибудь присоединять, отторгать, выкупать, уничтожать; очень часто это оборачивается просто суетой. Я пока не готов к переходу Большого Московского цирка под крыло Москвы. Мы — учреждение федерального масштаба, принадлежим Министерству культуры, которое создает нам благоприятные условия для работы в этом статусе, и сегодня я не вижу острой необходимости этот статус менять, уходить к городу.
Я понимаю важность наших отношений с Москвой. Я рад, что у нас с Сергеем Собяниным взаимопонимание — он нам выделял средства для ремонта цирка, замены электросетей, противопожарных коммуникаций, постройки ЦОДа (центр обработки данных — прим. «Ленты.ру»). Вообще, от перестановки слагаемых сумма не меняется — там мы будем или здесь, мы все равно заметные. Но и Минкульт выразил свое отношение к этому — пока категорически против.
1 апреля вы устроили розыгрыш — сообщили об увольнении брата Аскольда с поста худрука Большого цирка. А в сентябре 2016-го рассказали «Комсомольской правде», что вам приказали уволить Аскольда (худрук цирка) и мать Татьяну Васильевну (замдиректора цирка) в рамках ФЗ о противодействии коррупции. В срок вы этого не сделали. Чем закончилась история?
В законопроект внесли изменения, и теперь на работников культуры это не распространяется.
Из-за вас?
Такую позицию выразил не только я, просто я был одним из первых. Я сказал: ребята, посмотрите на нас с братом, мы с ним вдвоем шли по жизни, добились всего вместе и ни разу не были замечены ни в каких коррупционных схемах, нигде и никогда не запятнали свою репутацию. Да и цирком к тому времени уже четвертый год руководили. Наши показатели за это время только приумножились, и из-за того, что у нас есть «скромное родство», вводить такое ограничение — верх несправедливости. Мы с братом не единичный пример, другие деятели искусства также высказались против, потому что среди работников культуры немало династий.
Особенно в цирке.
В цирке это наиболее ярко выражено. Я — уже четвертое поколение цирковой династии, моя семья, дети — гарант будущего цирка. Якобы в рамках борьбы с коррупцией это выглядит глупо, когда в тот же момент полковника Захарченко арестовали с девятью миллиардами. Поэтому я рад, что нас в правительстве услышали и приняли меры.
Ваши дети продолжат цирковое дело?
Я бы очень этого хотел. У моего брата Мстислава Запашного восемь детей — не все пошли по его стопам, но большинство работает в этой сфере. Мои дочери и дочери брата, надеюсь, поступят так же.
![У Большого Московского цирка на проспекте Вернадского](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
У Большого Московского цирка на проспекте Вернадского
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
А как у циркачей вообще с молодыми кадрами?
Неправильно говорить «циркачи», надо говорить «артисты цирка». «Циркачи» — такое же безграмотное выражение, как «балеруны». Стюардессы вот тоже не стюардессы, а бортпроводницы.
Сегодня у нас нет острой необходимости в поиске новых кадров, все идет своим чередом. И новое поколение династий подрастает, здесь в цирке есть уже дети, им по пять-семь лет, некоторые даже начали работать. Ничто не настораживает в этом плане. Цирковое училище тоже докладывает, что у них достаточно серьезный конкурс на одно место, плюс всякие молодежные и детские фестивали проходят по всей стране на достаточно высоком уровне — проблем не предвидится.
Какой сегодня имидж у цирка в России?
Я бы сказал, что наблюдается некоторый рост популярности. Это связано в первую очередь с подъемом экономики — в самый кризисный год у нас был спад посещаемости. Во все времена работает древнеримская формула «хлеба и зрелищ». Когда есть хлеб, то человеку нужны зрелища. И каждый ищет свое — в кино, на стадионе, в театре, цирке. Остается только поставлять качественный продукт, и тогда финансово ты будешь на плаву.
Что касается внимания правительства — нам всегда хочется его чуть-чуть побольше. Последний глава государства, посещавший цирковое представление, — Леонид Брежнев. И до сих пор руководство страны не почтило цирк своим визитом. Владимир Путин заходил в Ижевский цирк, но в нерабочее время — и все. Хотелось бы, чтобы и курирующий нас вице-премьер Ольга Голодец к нам заглядывала почаще.
А вот СМИ внимание нам уделяют. На Первом канале показали два сезона «Цирка со звездами», я уже третий год подряд снимаю программу «Легенды цирка» на «Звезде». У нас и цирковая команда КВН играет в высшей лиге. У СМИ нет аллергии на цирк. Но мы должны сами над этим работать, поставлять интересный контент, чтобы на нас реагировали, потому что сегодня все хотят попасть в телик, печать, электронные издания.
Минкульт весь прошлый год посвятил спасению российского кино. А цирк спасать не надо?
Спасать нужно российскую культуру в целом. У нее много составляющих. Поэтому работа Министерства культуры очень тяжелая и ответственная. Здесь нельзя хвататься за что-то одно. Но российское кино, как один из основных двигателей культуры, требует к себе особого отношения. Мы все время киваем на Запад, на Голливуд, а сами якобы ничего не можем. Я вот приятно удивлен был, сходив на фильм «Время первых». Это достойная лента для России. Но иностранному зрителю будет не очень интересно. Дело не в спецэффектах, не в сюжете. Там основная мысль — в гордости за страну, в подвиге советского человека ради родины. Важно, что фильм качественный.
![Владимир Мединский (слева) и Эдгард Запашный](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Владимир Мединский (слева) и Эдгард Запашный
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Порядка 50 стран уже запретили использование животных в цирках, в основном в Европе. Россия не собирается идти по этому пути?
Большую часть запретов я поддерживаю — в странах, где плохо развито цирковое искусство. В Мексике, где нет наработанной школы дрессуры, где нет гуманного отношения к животным как к «товарищу-артисту». Сейчас Латвия на развилке: закрывать цирки с животными или нет. При этом у Рижского цирка вековая история, я там с братом первые шаги делал. Я написал недавно президенту Латвии, объяснил, что запрет цирка с животными станет огромной ошибкой. Потому что запрещать — это всегда легко. А вот создать условия и контролировать — это работа.
Если по пунктам разбирать, почему люди против дрессуры животных, то пункт «А» понятен — запретить. А пункт «Б» — куда это приведет и для чего все это делается? Давайте посмотрим. Следующим шагом будет закрытие зоопарков, потому что в них животное точно так же содержится в неволе, хоть и в больших вольерах — это ограничение свободы. Закрыли зоопарки. Следующий шаг — содержание домашних животных. Если отрицать дрессуру как допустимую форму отношений между человеком и животным, то ведь любое домашнее животное — дрессированное. И кошка, и собака, и лошадь, и корова.
Убрали это. Отделились от животных совсем — вот люди, а вот звери. И теперь любое вмешательство в жизнь животных будет считаться чем-то аномальным, плохим, дрессурой. Многие не знают про существование Черной книги — в нее записываются породы животных, которых уже никогда на планете не будет. И эта книга пополняется только потому, что человек не вмешался в процесс их вымирания. Потому что один вид животных преобладает над другим. Если мы не поможем уссурийским тиграм, не будем вмешиваться, они все вымрут по совокупности причин.
![Заслуженный артист России Яков Экк (в центре) и Эдгард Запашный в Большом Московском цирке на проспекте Вернадского](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Заслуженный артист России Яков Экк (в центре) и Эдгард Запашный в Большом Московском цирке на проспекте Вернадского
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Но все это затевают радикалы. И мало кто задумывается, что у многих из них не то что домашних животных нет — вы не поверите, но у многих из них нет и детей. Потому что воспитание любого ребенка — это та же самая дрессура. И я не пытаюсь сейчас быть Жириновским, который иногда просто что-нибудь скажет, а люди думают — бред полный. Я полностью отдаю себе отчет: эти же радикалы поднимут вопрос о запрете воспитания человека в домашних условиях. И я, и вы в детстве «огребали» от собственных родителей. А эти сумасшедшие говорят, что это домашнее насилие, что это неприемлемо. В Финляндии уже детей у родителей отнимают за подзатыльник. Может звучать как сказка, но это правда. Вам скажут: родил — отдай. Там воспитают, а ты получишь обратно попозже. И человек превратится во что?
Надо создавать условия, чтобы человек и животное сосуществовали вместе в комфортных условиях, исключать насилие, контролировать. Противники дрессуры берут один ролик, где над животным издеваются, распространяют это на весь цирк и требуют запретить. И люди верят. А если мы все отдельные случаи будем проецировать на индустрию, то придется закрыть институты полиции, врачевания, брака, в конце концов. Врачи тоже совершают ошибки — но это не значит, что доктор должен превратиться в исчадие ада как понятие. А с дрессировщиком именно это и делают. Пытаются превратить дрессировщика в насильника и убийцу. Идти на поводу у этих людей ни в коем случае нельзя.
В феврале вы отказались от иска о защите чести к актеру Валерию Николаеву. Кто из вас решил пойти на мировую?
Он предложил, через своих адвокатов. Решил принести извинения. Я убежден, что Валерий совершил ряд ошибок. И он перестал быть тем Валерием Николаевым, которого наша страна любила и уважала на протяжении нескольких десятков лет. У меня нет объяснения, почему он себя так повел со мной. Он меня обвинил в жестоком обращении с животными, говорил от первого лица, но сам ни разу не был у меня за кулисами. Когда я подал на него в суд, единственным моим желанием было, чтобы человек осознал: лжесвидетельствовать — неправильно, нельзя так себя вести.
Он извинился. У меня не было желания на нем заработать, испортить ему жизнь, он сам себе во многом ее испортил — перестал сниматься в кино, его исключили из многих театральных проектов, он должен кучу денег. И я дал ему возможность пойти на мировую.
В ДНР вы съездили?
К сожалению, до сих пор нет. У меня гастроли расписаны на год вперед. Но мы продолжаем оказывать циркам в Донецкой и Луганской народных республиках материальную помощь, наши артисты бывают там.
Я не въездной на Украину. Чтобы поругаться с Порошенко, мне не надо ехать в ДНР. У меня нет боязни, что если я поеду туда, у меня что-то изменится в жизни. Мне достаточно было подписать письмо в поддержку позиции президента России по Крыму, и я уже попал под санкции.