Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Девочкам тоже можно Как москвичка без опыта отправилась в северный поход

Фото: Екатерина Нитченко

Многим кажется, что поход по Северу России — суровое испытание, преодолеть которое способны лишь опытные мужики, похожие на геологов из советских фильмов. Однако такие путешествия доступны даже хрупким девушкам. Москвичка Екатерина Нитченко рассказала «Ленте.ру», как совершила первый в своей жизни поход, отправившись в Ловозерские тундры в Мурманской области, и почти не пожалела.

Если бы перед походом мне сказали, как мне будет тяжело в первый день, я бы ни за что не подписалась на это. Ни за что! Но мне повезло: у меня было только огромное желание, полное отсутствие опыта, а следовательно — отсутствовало и реальное представление обо всех особенностях такого отдыха. Я была настроена очень позитивно, собираясь в свой первый поход. Да, я читала, что это непросто, что нужны сила, выносливость, терпение и, самое главное, твердая уверенность в том, что тебе это вообще нужно. Я твердо была уверена в том, что готова, и мне обязательно это нужно. С таким настроем я и отправилась в сентябре в поход по Ловозерским тундрам.

Компания в поход по Кольскому полуострову нашлась легко, правда, за месяц до старта так же легко исчезла, и я осталась со своим решением наедине. Впрочем, компания все же нашлась.

Мне предстояло увидеть Ловозерские тундры, представляющие собой горный массив. Тундры окружены озерами, самые большие из них — Умбозеро и Ловозеро. Наш путь лежал к Сейдозеру. Насмотревшись фотографий, я представляла себе потрясающие снимки со скалистых гор на фоне сверкающего на солнце озера, а вокруг золотой осенний лес. Ничего такого я, конечно, не увидела. Точнее, почти ничего.

Поезд прибывал в Оленегорск. Сразу с вокзала мы отправились в небольшой поселок Ревда. На улице было по-осеннему морозно и солнечно. Стартовать нам предстояло с рудника Карнасурт. Как ни странно, он оказался действующим, хотя выглядел очень устрашающе даже в солнечный день. На руднике ведется подземная добыча руды — сырья для производства редких и редкоземельных металлов. Название самого рудника происходит от имени горы Карнасурта.

День 1

Только мы накинули рюкзаки на спины, как на небо нашли черные тучи и полил дождь. Все следующие восемь дней мы так и шли под ливнем.

В первый день мы преодолели перевал Эльморайок. Это такие невысокие каменные серые горы, вершины которых трудноразличимы или вообще не видны из-за оседающего тумана. Было ощущение, что мы идем под мягким пуховым одеялом, которое совсем не греет. Самая большая гора называется Карнасурта (Воронова гряда).

Правда, разглядывать окрестности времени особенно не было. Взбираться по перевалу очень тяжело, так как под дождем камни становятся очень скользкими. Еще опаснее те, что поросли мхом. Очень часто приходилось ловить баланс на так называемых живых камнях. Незаменимым помощником оказались треккинговые палки. На вершине перевала, ко всем прочим прелестям, добавился очень сильный ветер, от которого онемело лицо.

В общем, первый ходовой день выдался тяжелым особенно морально, но, как оказалось потом, не самым тяжелым физически. Как и следовало ожидать, я была совершенно не готова ко всем особенностям такого похода, а северная природа сразу показала свой характер.

Во время первой стоянки около ручья я решила забыть о походах навсегда, а о Севере тем более. Вся промокшая, не чувствуя своих плеч и ног, я никак не могла согреться у костра. И, что самое ужасное, не хотелось есть. А ведь еда была единственным «топливом», благодаря которому можно было не замерзнуть ночью. Меня не переставало трясти от холода, сразу пришли мысли о гипотермии. Сейчас это кажется смешным и где-то забавным, но тогда было совершенно не до шуток. Остальные участники похода выглядели очень бодрыми и довольными. С ужасом представляя себе ночевку, я закуталась во все, что у меня было, и постаралась заснуть. К счастью, в палатке нас было трое, и воздух быстро нагрелся. Наутро я решила сойти с маршрута и вернуться в Оленегорск, чтобы на первом же поезде уехать домой.

День 2

Несмотря на все опасения замерзнуть, отлично переночевав и выйдя утром из палатки, я обнаружила, что на улице очень даже неплохо. Я не знала, как быть: вернуться или рискнуть и продолжить поход.

Я подумала о стартовавшей с нами группе мурманских подростков (13-15 лет), у которых, в отличие от нас, не было специальной одежды и обуви (некоторые шли в обычных кедах). И при этом им предстояло за 12 дней пройти 120 километров.

Решив, что раз в такой поход в это время года ведут детей, то ничего страшного и экстремального в нем нет и отступать мне не стоит.

После вкусной каши, приготовленной на костре, нам предстоял 15-километровый радиальный выход (поход из лагеря без снаряжения к какой-нибудь находящейся неподалеку достопримечательности). Инструктор посоветовал мне пройтись, а потом окончательно принять решение о дальнейшем пути.

Спустя три часа я была в немом восторге от природы, мой поход продолжился.

В этот раз не нужно было тащить за собой тяжеленный рюкзак и постоянно смотреть под ноги, поэтому мы полностью посвятили себя созерцанию сказочных пейзажей. Поднялись по руслу ручья Тулбнюнуай (переводится с саамского как «плоский ручей»). Из-за непогоды и низкой облачности нам не удалось подняться на вершину Ловозерских тундр к горе Кедыквырпахк («гора, с которой падают камни»), поэтому мы могли наблюдать только вздымающиеся над головой скалы и водопады под ногами. Но и этого вполне хватило, чтобы влюбиться в эти места.

Мы мягко ступали по мху и низким кустарникам с ягодами. Вода в ручье была кристально чистой, а в месте порогов создавался невероятной красоты бирюзовый цвет. Ярко-зеленый мох рос по краям ручья и еще сильнее подчеркивал контраст. Несмотря на такой пасмурный и дождливый день, природа восхищала своими красками, разнообразием растительности и количеством ягод.

Сразу же вернулись вдохновение, силы и бодрость, желание остаться здесь еще. Я уже не выпускала из рук фотоаппарата, потому что невозможно было оставить без внимания даже саму мелкую травинку. В ход пошла макросъемка — даже самый мелкий мох был настолько необычен и наполнен цветом, что не заметить его было невозможно.

День 4-5

Через день мы вышли к Сейдозеру. Оно считается священным у саамов. На его берегу мы провели три дня. В эти дни лил дождь, и пришлось отложить почти все радиальные выходы. Много времени проводили у костра, а когда утихал ливень, выбирались на небольшие прогулки вдоль озера. Вдали на противоположном берегу были видны горы Нинчурт и Чивруайлатв («гора, где начинается галечный ручей»).

Изредка, когда небо светлело, эти огромные массивы мягко светились и казались ближе, а во время дождя и тумана становились очень устрашающими. На них можно было смотреть часами, но холодный ветер с озера не позволял надолго задерживаться на берегу.

Поражало и обилие грибов. Росли они большими довольно причудливыми компаниями. Пальцы рук быстро немели от ветра и холода, но невозможно было выпустить из рук фотоаппарат. К счастью, в нашей компании нашлись опытные грибники и даже рыбак, так что мы баловали себя грибным супом, жареными грибами и ухой.

День 6

На шестой день нам предстоял самый непростой переход. По грунтовой дороге мы поднялись к горе Куйвчорр. Дорога шла вдоль реки Куклухтнюнуай, где часто встречались небольшие живописные водопады. Когда мы вышли из леса, взору открылся тот самый завораживающий вид на раскинувшееся внизу Сейдозеро. Именно здесь должны были получиться те самые, потрясающие снимки на фоне сверкающего озера и золотого осеннего леса. Но немногочисленные низкорослые березки стояли уже голыми, будто на них никогда и не было листвы.

Шел дождь, и дальше озера ничего не было видно. Через некоторое время, пока мы мокрые и дико уставшие отдыхали на камнях, на небе появились небольшие проблески, и на озеро упало несколько лучей солнца, освещая его словно прожекторы. Вода сразу же засверкала.

Никогда не думала, что, преодолевая расстояние исключительно пешком, можно увидеть столько разных пейзажей. Никогда не могла и подумать, что в течение дня так часто может меняться погода! И, конечно, не могла даже представить, что скудная на растительность тундра может быть такой яркой, мягкой и богатой.

Обратный путь

Возвращаясь, посетили небольшой, но интересный краеведческий музей в поселке Ловозеро, а оттуда сразу направились на вокзал в Оленегорск. Здесь, как и в день нашего старта, светило яркое осеннее солнце, а дождей будто и не было! В поезд я села очень уставшей, но счастливой, с твердым намерением побывать здесь еще раз.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru