В конце декабря из Петербурга в направлении Гамбии выехали четыре путешественника. На «Тигре» им предстояло преодолеть девять с лишним тысяч километров, проехать 12 стран и провести в машине больше двух недель. «Тигр», чтобы было понятно, — это ржавая «шестерка» 1996 года с отваливающимся глушителем. В итоге команда не только добралась до Гамбии, но и отдала свой повидавший полмира автомобиль на благотворительный аукцион. «Лента.ру» рассказывает подробности путешествия.
Свою экспедицию четыре путешественника из Сибири назвали Banjul Challenge. Банжул — конечная точка маршрута, Challenge — испытание. Оно и понятно: глядя на их транспортное средство, страшно представить себе, как вообще можно отважиться съездить на таком «ведре» хотя бы из Москвы до Петушков, а здесь — более девяти тысяч километров через несколько стран, куча поломок и непредвиденных расходов.
Роман Крайнев, владелец «Тигра», рассказывает, что машину 1996 года выпуска он купил во время учебы в Томском университете три года назад. Потом он начал заниматься автоспортом, автомобиль дорабатывался, однако перед поездкой в Африку его решили привести в первоначальное состояние.
Кстати, опыт длинных поездок у ребят уже был: летом 2015 года «Тигр» проехал половину России — из Томска в Петербург. Был опыт и у других участников экспедиции — штурмана Ивана Кочетыгова, составившего подробный маршрут экспедиции, Максима Татаринова, которого ребята в шутку называют «русским Бир Грилзом», и четвертого члена команды Дмитрия Демидова.
В путь
Из Петербурга ребята стартовали 23 декабря. C Иваном, который живет в Москве, договорились встретиться уже в Минске. Однако спустя сутки, несмотря на отмену автобуса, только ему одному и удалось добраться до Минска — «Тигр» сломался где-то под Псковом. «Ну как сломался... Закончился бензин», — шутит Иван.
На самом деле из-за поломки карбюратора расход топлива вырос до 30 литров на 100 километров, вот машина и встала. Из-за проблем с машиной было решено не останавливаться во Вроцлаве и из Бреста двинуться сразу в Прагу, чтобы сэкономить время. «Брест шикарен. Особенно шикарен карбюраторщик с улицы Дачной, 40. От души рекомендуем», — рассказывали в своей группе во «ВКонтакте» ребята.
После Чехии были Австрия и Италия, где команда впервые за время поездки переночевала не в машине, а в гостинице. Удовольствие от мягких постелей портили только цены за проезд по платным дорогам и бензин стоимостью 1,5 евро за литр, признаются участники пробега.
К границе с Испанией команда подъехала 28 декабря. Спустя два дня Испания была позади, а экспедиция на пароме перебиралась в Африку. 30 декабря они были в марокканском Шавене. «В Африке мы просто охренели: движение на дороге, общая суета, грязь, наркота, полный треш. Каждый второй хочет тебе продать пакистанского или мексиканского ганжа. Но наверное, это все от непривычки к происходящему и резкой смены обстановки», — рассказывают ребята.
Новый год друзья встретили в Касабланке. Дальше была Западная Сахара, где им запомнился город Дахла — рай для серферов и кайтеров и Мавритания — мусор, мухи, взорванные машины, много нищих. «Тигру» путь давался тяжело: окончательно отвалился глушитель, перестали опускаться и подниматься стекла, из радиатора потекла вода, пропал дальний свет. В остальном же машина вела себя идеально.
Границу Сенегала команда проходила с трудом. Наслышанные о коррумпированности местных пограничников — точнее, как говорят участники Banjul Challenge, «ребят-бандитов» — путешественники уже готовили деньги для взяток, однако неожиданно встретили парней из Германии, с которыми подружились еще в Испании. Немцы тоже ехали в Гамбию, чтобы там продать на благотворительном аукционе свой старенький фургон.
Вообще, европейцы нередко везут в Африку свои подержанные машины, чтобы затем реализовать их на благотворительных аукционах. В этой акции может принять участие любой желающий, для этого нужно зарегистрироваться на специальном сайте www.dakarchallenge.co.uk и рассказать о себе. Летом этого года, например, широкую известность в интернете приобрели российские путешественники, совершившие похожий благотворительный автопробег из Москвы в Банжул на старой «Оке», купленной за 10 тысяч рублей. С ними, кстати, ехали рижане на советском «Москвиче». Их похождениями и вдохновились Роман Крайнев и его друзья.
Так вот, на сенегальской границе у всех автопутешественников возникают проблемы. Не стали исключением и владельцы «Тигра», однако благодаря немцам сумму взятки удалось сбить в несколько раз, заплатив всего 200 евро. Документы о прохождении границы распечатали дома у одного из бандитов-пограничников — в ближайшем сенегальском городе.
Спустя сутки ребята были уже недалеко от границы Гамбии, которую, вопреки ожиданиям, прошли без каких-либо трудностей. В Банжуле россиян встречал Джордж — человек, ответственный за организацию аукциона, и местные журналисты. Участники экспедиции дали импровизированную пресс-конференцию, торжественно передали ключи от «Тигра» и отправились в Дакар.
Оттуда им предстояло вылететь в Россию, правда, как настоящие путешественники, ребята посчитали, что наикратчайший путь — это удел слабаков. Поэтому по дороге в Петербург успели сделать остановки в Лиссабоне, Париже, Вильнюсе и Минске. Из белорусской столицы в Петербург они отправились на автобусе. 15-дневный пробег подошел к концу.
Цена вопроса
Может показаться, что организовать такое путешествие недорого, ведь рецепт прост: купите самый дешевый старый отечественный автомобиль («ведро»), горстку подержанных запчастей, палатку да приготовьте немного денег на еду. Однако в реальности все немного сложнее. О взятках, от которых никуда не деться, мы уже упомянули, а общий бюджет поездки ребята подробно расписали в свой группе.
Бензин обошелся более чем в 80 тысяч рублей, визы — еще в 90 тысяч. За билеты из Банжула в Москву пришлось выложить по 35 тысяч на человека, гостиницы обошлись еще в 6,3 тысячи рублей на участника, прививки — в 4,5 тысячи на каждого. И это только крупные расходы. Добавьте сюда подготовку автомобиля к поездке, ремонты в пути и прочие непредвиденные расходы, и окажется, что общий бюджет экспедиции превышает полмиллиона рублей.
Участники пробега, правда, пытались собрать часть суммы с помощью краудфандинга, однако из планируемых 100 тысяч рублей им удалось получить лишь 22,5 тысячи, остальное добавили из своих и постоянно на всем экономили.