Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Небо с овчинку На чем авиакомпании экономили в 2016 году, чтобы выжить

Фото: Эмин Джафаров / «Коммерсантъ»

Россияне в 2016 году продолжили активно пользоваться авиацией вопреки кризису, но стали значительно экономнее — интенсивно осваивали лоукостеров и гибкие тарифы. Считают каждый рубль и авиакомпании, нередко лишающие пассажиров приемлемого сервиса и питания. Как пережила год авиаотрасль, вспомнила «Лента.ру».

Египетская сила

Российский президент Владимир Путин на днях обсудил с египетским лидером Абдель Фаттахом ас-Сиси возобновление регулярного авиасообщения с Египтом. Пресс-служба Кремля отмечала, что проделанная работа экспертов в области авиабезопасности и спецслужб двух стран дает основания «для возобновления в ближайшей перспективе регулярного авиасообщения между Москвой и Каиром». Но конкретные даты не названы. Авиаперевозчики и туроператоры все еще надеются на открытие этого прибыльного направления в 2017-м

В текущем году российским авиакомпаниям даже после ухода серьезного конкурента в лице «Трансаэро» и освобождения значительной части рынка, приходилось туго без Египта и чартеров в Турцию. По данным Росавиации, на берег турецкий летали именно чартерами — соотношение с регулярными рейсами примерно пять к одному.

Россия приостановила воздушное сообщение с Египтом осенью 2015 года после крушения самолета в небе над Синайским полуостровом, произошедшего в результате взрыва самодельной бомбы на борту. Москва потребовала от Каира усилить меры авиационной безопасности и приостановила авиасообщение с Арабской Республикой до устранения всех замечаний, связанных с террористической угрозой. Кроме того, с июля прошлого года по конец июля текущего действовал запрет на чартерные перелеты в Турцию, введенный после охлаждения российско-турецких отношений из-за гибели бомбардировщика Су-24, сбитого турецкими ВВС в Сирии. С октября прервано прямое авиасообщение с Украиной.

Ведущий научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов напоминает также о прерванном с осени 2015 года авиасообщении с Украиной. На эти три направления — Турция, Египет, Украина — приходилась значительная часть перевозок, причем первые два занимали лидирующие позиции в международном трафике (5,5 миллионов и 3,9 миллионов пассажиров в 2015 году). Эксперт уверен, что избежать банкротств авиаперевозчиков в России удалось только за счет ухода «Трансаэро», эффект от которого к концу года был полностью исчерпан. Этот же фактор позволил крупнейшим авиакомпаниям неплохо себя чувствовать даже на падающем рынке. Но в целом объемы перевозок снижались вплоть до октября, когда впервые был зафиксирован четырехпроцентный рост.

По данным Росавиации, в ноябре рост составил 15 с лишним процентов — было перевезено 6,5 миллиона пассажиров против 5,65 миллиона в ноябре прошлого года. Пассажирооборот увеличился на 13 процентов, показатель занятости кресел — на 2,4 процента. Пятерка лидеров среди отечественных авиакомпаний («Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии») обслужила почти на четверть пассажиров больше прошлогоднего — 4,53 миллиона человек. Показатели по первой двадцатке, на которую приходится 95 процентов авиаперевозок, — 18 процентов. Однако увеличение спроса на авиаперелеты пришлось на маршруты внутри России, высокодоходные зарубежные направления по-прежнему «раскатывают» с трудом. «Российские авиакомпании вынуждены были ставить лишние [провозные] емкости на внутренние рейсы. Но внутрироссийские перевозки — низкомаржинальные, это рост себе в убыток», — поясняет Борисов.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев добавляет, что авиакомпании смогли увеличить парк, заместить выбывшие из-за разорения «Трансаэро» провозные емкости и к осени закрыть потребности рынка в самолетах. «Очень серьезно прирастали «Россия», «Вим-авиа» — они получили широкофюзеляжные воздушные суда, ряд компаний увеличил парк узкофюзеляжных машин», — говорит эксперт. Он уверен, что из-за увеличения числа самолетов без полетов в Египет зимой отечественных перевозчиков ждут ощутимые убытки, ситуация нормализуется лишь к лету 2017 года.

Без еды, но не в обиде

Глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун оценивал потери перевозчиков только от ограничения авиасообщения с Египтом в сумму более 9 миллиардов рублей. В частности, «Уральские авиалинии» к концу года не досчитаются 700 миллионов рублей, «Оренбургские авиалинии» — 800 миллионов, «Северный ветер» — 4 миллиарда, «Ямал» — 324 миллиона, подсчитали в АЭВТ. В целом же операционные убытки отечественных перевозчиков в первом полугодии, по словам главы АЭВТ, почти достигли 14 миллиардов рублей. Во второй половине года удалось отыграть это падение и даже выйти в плюс, но только на международных маршрутах. За девять месяцев в этом секторе прибыль авиакомпаний составила 24,7 миллиарда рублей, а потери от работы на внутренних линиях — 2,3 миллиарда, сообщал Тасун газете «Коммерсантъ». Сократить убытки помогло снижение правительством НДС на внутренние перелеты с 18 до 10 процентов.

«На рынке в последние месяцы, особенно с окончанием лета, образовались избыточные емкости; чтобы их заполнить, авиакомпании были вынуждены снижать цены, и это заметно оживило спрос — пассажиропоток вырос в октябре, ноябре, скорее всего, вырастет и в декабре», — говорил «Ведомостям» гендиректор авиакомпании «Ютэйр» Андрей Мартиросов. Но это, по словам менеджера, не приводит к существенному улучшению финансовых показателей.

Эксперты отмечают, что в 2016 году авиакомпании как никогда сосредоточились на сокращении издержек. Управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков говорит, что перевозчики экономили за счет сокращения числа обслуживаемых маршрутов, уменьшали время наземного и технического обслуживания судов. Не жалели авиакомпании и пассажиров: ассортимент продуктов сократился, многие перевозчики не кормят пассажиров при перелетах продолжительностью менее двух часов, а горячее на многих рейсах исчезло вовсе, отмечает Кириков. Пантелеев соглашается: авиакомпании экономят на всем, что можно — упрощают сервис в экономклассе, а также стараются всеми способами снизить цены на билеты за счет невозвратных, безбагажных и прочих тарифов. Непритязательные россияне «ворчат, но продолжают летать». Соцопросы показывают, что питание и напитки признают важным фактором лишь 8 и 3 процента пассажиров соответственно, добавляет Кириков.

Дешево и сердито

По данным сервиса «Туту.ру», в 2016 году стоимость авиабилетов выросла незначительно, всего на три процента. Подорожали перелеты в Европу и в дальнее зарубежье. Самые популярные внутрироссийские направления не меняются в цене уже три года — Симферополь, Сочи, Краснодар, Санкт-Петербург, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Анапа. Среди европейских направлений абсолютный лидер — черногорский Тиват, в сегменте дальнего зарубежья доминируют Израиль и Турция. Помимо Тель-Авива, Стамбула и Антальи в двадцатку самых популярных авианаправлений дальнего зарубежья вошли Дубай, Пхукет, Нью-Йорк, Пекин, Сеул и Бангкок.

Туристический поисковик Aviasales зафиксировал в 2016 году снижение среднего чека на 7 процентов к прошлогоднему, до 14,6 тысячи рублей за билет. Международные направления показали рост средней стоимости «в пределах годовой инфляции». На рейсах в Европу, по данным Aviasales, средняя стоимость билета выросла на 5 процентов (до 27850 рублей). Чек по Северной Америке увеличился на 8 процентов (до 59770 рублей), на азиатских направлениях — на шесть (64600 рублей). Среди набирающих популярность маршрутов — Грузия, Болгария, ОАЭ, Китай и Гуам. Эксперты авиаотрасли отмечают: стоимость билетов росла первые три квартала, что позволяло авиакомпаниям работать в плюс. Однако осенью перевозчики вновь вынуждены были снижать тарифы на фоне сезонного падения спроса.

Снижение средней стоимости перелета связано с тем, что экономят не только авиакомпании. По словам гендиректора онлайн-сервиса Biletix Александра Сизинцева, пассажиры активно осваивают гибкие тарифы и лоукост-перелеты, отказываясь от комфорта. В результате, по данным Сизинцева, в первые три месяца 2017 года средний чек на авиабилеты «туда-обратно», забронированные в октябре-декабре текущего года, составил 10 190 рублей, что на 40 процентов ниже прошлогоднего. Средняя стоимость по внутренним направлениям упала на 37 процентов (до 6 606 рублей), по международным — на 23 (до 16 тысяч) . Главный аналитик GLOBAL FX Сергей Мельников также указывает на резкий рост популярности Кипра и Таиланда — примерно на 22 процента и 44,5 процента.

По данным Travelata, в пятерку самых популярных стран по бронированию авиабилетов на новогодние праздники в этом году входят Таиланд, ОАЭ, Чехия, Индия и Россия. В прошлом году самым востребованным направлением, которое бронировали почти за полгода, был Египет (доля брони превышала 40 процентов).

Можно только надеяться

Министр транспорта России Максим Соколов 20 декабря говорил, что по итогам года авиаперевозки снизятся лишь на два процента, до 90 миллионов пассажиров, а внутренние — даже вырастут. Еще пару месяцев назад Минтранс ожидал 8-процентное снижение авиатрафика в 2016 году. По данным Росавиации, пассажиропоток за 11 месяцев упал примерно на 5 процентов, до 81,8 миллиона человек. Глава авиационного ведомства Александр Нерадько пару недель назад заявил, что авиакомпании постепенно преодолевают кризис и в будущем году точно обслужат больше пассажиров, чем в нынешнем.

Пантелеев согласен с прогнозом Росавиации. Он полагает, что ноябрь этого года стал переломным месяцем, и теперь спад на рынке авиаперевозок сменится восстановительным ростом, который продолжится вплоть до конца третьего квартала будущего года. Ключевые факторы для динамики международных перелетов — развитие ситуации в Турции (активность террористов может повлиять на туристический рынок) и открытие Египта. Важен и курс рубля к евро: европейская валюта подешевела, поэтому, по мнению Пантелеева, возможно некоторое восстановление интереса к туристическим поездкам в Европу на фоне инфляции в России и дороговизны отечественных курортов.

Борисов такого оптимизма не разделяет, подчеркивая, что на увеличение перевозок можно только надеяться, но не прогнозировать его. Больших предпосылок для роста нет, если только не произойдут существенные благоприятные изменения внешней конъюнктуры — снятие санкций, рост курса национальной валюты, подорожание нефти, резюмирует эксперт.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше