Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Реализация проекта Судостроительного комплекса «Звезда»

Перспективный Дальний Как и зачем становиться частью «особого режима» Дальнего Востока

Реализация проекта Судостроительного комплекса «Звезда»

Фото: предоставлено АО «Корпорация развития Дальнего Востока»

В конце ноября в Свободном порту Владивосток свой инвестиционный проект запустил сотый резидент. Дальний Восток, чье развитие в последние годы остается приоритетным направлением правительства России, продолжает активно привлекать инвесторов. И в первую очередь это делается при помощи особых режимов для бизнеса — как раз таких, как Свободный порт Владивосток (СПВ) и ТОР. Что такое СПВ и ТОР, какое они имеют значение и какие дают преференции — в материале «Ленты.ру».

С 1992 года в России действует федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Основная цель программы — ускоренное развитие этого уникального в плане экспортных возможностей региона. Чтобы привлечь бизнес, в числе прочих мер, правительство предпринимает определенные шаги. В числе самых свежих и актуальных — режимы ТОР (территория опережающего развития) и СПВ. Оба режима подразумевают масштабные налоговые преференции для бизнеса и поддержку государства в виде строительства инфраструктуры.

С 2015 года в Дальневосточном федеральном округе созданы 13 территорий опережающего развития (ТОР). Кроме того, 20 муниципальных образований Дальнего Востока с октября 2015 года входят в состав территории Свободного порта Владивосток. Среди них Ванинский район Хабаровского края, Корсаковский городской округ Сахалинской области, городской округ Певек Чукотского автономного округа, городской округ Петропавловск-Камчатский Камчатского края и муниципальные районы Приморского края: Владивосток, Артем, Большой Камень, Находка, Партизанск, Уссурийск, а также Пограничный, Хасанский, Ханкайский, Лазовский и Ольгинский районы и их морские акватории.

Для управления ТОР и СПВ создано акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ), которое действует как управляющая компания и обеспечивает административное сопровождение инвестпроектов по принципу «одного окна». За каждым резидентом назначается персональный менеджер, который ведет все стадии становления проекта вместе с резидентом — от заявки до запуска проекта. Управляющая компания содействует в оформлении заявки и разработке бизнес-плана на осуществление деятельности резидента, проводит консультации по налоговым и бухгалтерским вопросам, защищает интересы резидента в суде, а также обеспечивает готовую инфраструктуру (в рамках режима ТОР), получение земельного участка без торгов (в рамках режима СПВ) и сопровождение таможенных операций.

Также со стороны Министерства по развитию Дальнего Востока обеспечивается административный режим ведения хозяйственной деятельности, в частности выдается разрешение на строительство, оформляется необходимая документация и представляются интересы резидентов в государственных и муниципальных органах власти.

«Для нас важно, чтобы каждый проект был реализован на Дальнем Востоке. Соответствующее внимание оказывается со стороны органов государственной власти и регионов, с которыми в тесном контакте работает Корпорация. Мы должны в срок достроить объекты инфраструктуры, отточить механизмы поддержки инвесторов и обеспечить понятное использование всех объявленных преференций. Нам предстоит довести до реализации каждую заявку, потому, что за каждой из них новые предприятия, новые рабочие места, развитие региона и благосостояние жителей», — говорит генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Денис Тихонов.

Он отмечает, что подписание соглашения с сотым инвестором — это важный шаг в развитии Свободного порта Владивосток и реализации его возможностей для бизнеса в регионе. «Динамика сегодняшнего дня показывает, что преференции СПВ востребованы в регионе, особенно в таких направлениях, как логистика, производство, сельское хозяйство», — подчеркивает Тихонов.

Практические плюсы

Оба режима — и ТОР, и СПВ — предназначены для индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, желающих создать новый бизнес и готовых инвестировать в развитие региона. Они подразумевают практически одинаковый набор льгот, однако у каждого есть свои отличия и каждый инвестор может выбрать оптимальный вариант для своего бизнеса.
В частности, ТОР в большей степени ориентированы на внутренний рынок, а реализуемые здесь проекты гораздо более индустриальны. Строго очерченных границ у ТОР нет, а резиденту данной территории «Корпорация развития Дальнего Востока» при содействии местных властей обеспечивает инфраструктуру: электро-, газо- и водоснабжение, транспортную доступность. Обязательства бизнеса, в свою очередь, — создать на предоставленных мощностях работающие предприятия.

Свободный порт Владивосток больше ориентирован на развитие международных отношений. Здесь, в отличие от ТОР, есть четко очерченные границы, а всю инфраструктуру резидент строит своими силами. Однако для местного бизнеса предусмотрен режим свободной таможенной зоны, которым пользуются компании, планирующие ввоз специального оборудования для организации производства или экспорт производимой ими продукции в другие регионы.

Объем капиталовложений для потенциального резидента СПВ составляет минимум пять миллионов рублей, а на площадки ТОР зайти можно со вложениями от 500 тысяч рублей. Зато требований к резидентам СПВ меньше, и этот режим дает гораздо больше возможностей для реализации нестандартных бизнес-идей.

К слову о том, чем можно заниматься: режим СПВ подразумевает любой бизнес, кроме добычи нефти и природного газа, административную деятельность (кроме аренды и лизинга), производство подакцизных товаров (кроме легковых автомобилей, мотоциклов, моторных масел, авиационного, дизельного и автомобильного топлива). На территории опережающего развития разрешены любые виды деятельности: сельское хозяйство, логистика, производство, судостроение, туризм, добыча полезных материалов.

Живые подтверждения

И, разумеется, статус резидента СПВ или ТОР подразумевает заметные преимущества для своих резидентов, поскольку здесь действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Резидентам предоставляют ряд налоговых льгот (снижение с 30 до 7,6 процента страховых взносов в ПФР, ФСС, ФОМС, нулевые налоги на землю и имущество и другие) и различные административные преференции (ускоренная экологическая экспертиза объектов инфраструктуры, сокращенные проверки, сокращенные сроки получения разрешительной документации на капитальное строительство, право на предоставление свободных земельных участков в аренду без торгов и по кадастровой стоимости, беспошлинный и безналоговый режим свободной таможенной зоны, разрешение на иностранную рабочую силу без учета квот и т.п.).

«Это важный шаг в выполнении указа президента Российской Федерации "О развитии судостроения на Дальнем Востоке". Согласно поручению президента, консорциум компаний во главе НК "Роснефть" создает на Дальнем Востоке России промышленный судостроительный кластер на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта. Судостроительный комплекс "Звезда" станет "якорным" проектом, вокруг которого будут размещаться предприятия, специализирующиеся на производстве сопутствующей судостроению техники и материалов. Преференции, которые получат резиденты территории опережающего развития, помогут нам в кратчайшие сроки сформировать технологическую цепочку по строительству судов, максимально локализованную на территории России», — отмечает генеральный директор ООО «ССК «Звезда» Целуйко Сергей Иванович.

«Мы посчитали, что благодаря таможенным пошлинам, льготам по различным видам налогов, социальным взносам мы сэкономим за 10 лет 81 миллиард рублей за счет преференций как резидент территории опережающего развития, — рассказывает гендиректор ООО «Амурская Энергетическая Компания» (ТОР «Приамурская») Александр Гордеев. — Главная для нас льгота — беспошлинный ввоз китайского оборудования, второе по значимости — то, что мы без квот сможем привлекать иностранную рабочую силу. Это не говорит о том, что у нас будут трудиться только иностранцы. По нашим расчетам, к сдаче объекта соотношение будет 30 процентов иностранных и 70 процентов российских сотрудников. Всего будут работать 1200 человек».

Всесторонний интерес

Стать резидентом СПВ или ТОР может любой индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Нужно только подать заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории свободного порта и ТОР, причем заявку можно заполнить на сайте www.erdc.ru или отправить на info@erdc.ru, при возникновении вопросов специалисты Корпорации по развитию Дальнего Востока готовы проконсультировать по телефону 8-800-707-55-58. После подачи заявки эксперты проводят рассмотрение — оцениваются бизнес-план и финансовая модель, потребность в инфраструктуре, соответствие всем необходимым по закону критериям.

Документы для получения статуса резидента ТОР рассматриваются на уровне Корпорации развития Дальнего Востока, а заявки желающих стать резидентами СПВ проверяет еще Наблюдательный совет. Заявку потенциального участника ТОР рассматривают очень быстро — за 15 рабочих дней. Затем, если принято положительное решение, заявитель заключает с АО «КРДВ» соглашение об осуществлении деятельности на ТОР и получает свидетельство ее резидента.

«В Корпорацию поступают заявки от потенциальных резидентов, мы рассматриваем все без исключения, работаем индивидуально, — подчеркивает глава КРДВ Денис Тихонов. — Мы руководствуемся приказом Министерства развития Дальнего Востока (№42), где основными критериями оценки бизнес-плана является достоверность и обоснованность. Если бизнес-план не соответствует критериям и требованиям, он направляется на доработку».

Тихонов еще раз отмечает, что основополагающий принцип работы Корпорации — «единое окно» для инвестора. Причем представительства управляющей компании созданы — или будут созданы — в каждом регионе: «Где инвестор, там и должны обеспечиваться основные функции Корпорации, — говорит гендиректор КРДВ. — В Хабаровском крае, на Камчатке, в Якутии и на Сахалине нами совместно с регионами созданы дочерние управляющие компании. В остальных регионах работают сотрудники, оформленные в штате головной компании. Но это только начало большого пути».

За тем, как Корпорация выполняет свои функции, тщательно следят: «Мы периодически проводим опросы, анализируя которые мы видим для себя новые зоны развития и соответственно корректируем систему нашей работы с учетом всех пожеланий наших резидентов и заявителей», — заверяет Тихонов.

Стоит отметить, что органы власти также не оставляют без внимания резидентов и проводят регулярные встречи при участии полномочного заместителя председателя правительства — полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Петровича Трутнева. На такого рода совещаниях обсуждаются вопросы по реализации проектов в ТОР и СПВ, принимаются соответствующие решения.

По данным Корпорации развития Дальнего Востока, с начала действия особых режимов по ним обоим было заключено более 206 соглашений, общая сумма инвестиций составила более 566 миллиардов рублей. Всего же поступило более 400 заявок на общую сумму инвестиций 825 миллиардов рублей и более 61 тысячи рабочих мест.

Интерес к площадкам проявляют и иностранные партнеры: активнее всего на статус резидента ТОР подают заявки компании с участием представителей КНР, а также Японии, Австралии, Сингапура, Казахстана, Италии и других государств. 12 инвесторов с участием иностранного капитала стали резидентами территорий опережающего развития, 7 аналогичных участников получили статус резидентов СПВ.

Специальные режимы в Дальневосточном федеральном округе рассчитаны на 70 лет с возможностью продления. Тем не менее, учитывая активность участников, понятно, что заходить на площадки стоит как можно раньше, и особенно это касается отечественных бизнесменов. Перспективы у участников только положительные — не так давно российские власти подтвердили, что идея ускоренного развития региона будет поддерживаться на всех уровнях, в том числе и финансовом. Гендиректор Корпорации развития Дальнего Востока Денис Тихонов во время сентябрьского Восточного экономического форума (ВЭФ) сообщил, что в ближайшие два года в инфраструктуру ТОР будет вложено 35 миллиардов рублей, причем финансирование будет и федеральное, и региональное.

И это совершенно логично, учитывая перспективы самого ДФО. На том же Восточном экономическом форуме общую мысль иностранных инвесторов выразил управляющий директор Японского банка для международного сотрудничества (JBIC) Тадаси Маэда. Он отметил, что российский Дальний Восток имеет большой потенциал, учитывая его огромные земельные и природные ресурсы, в том числе ископаемые. «Этот регион очень привлекателен для иностранных инвесторов, поскольку он географически близок к рынкам потребления в Азии, которые продолжают рост», — сказал бизнесмен.

Позитивный опыт

«Для нас важен каждый проект, как крупный инфраструктурный, так и совсем небольшой, но тем не менее значимый для макрорегиона. Большая часть проектов реализуется в сфере промышленности и логистики, что для нас особенно важно, поскольку одна из задач КРДВ — содействие созданию новых рабочих мест и большей добавленной стоимости», — отмечает Денис Тихонов.

Из кластеров, сформированных в ТОР, огромный потенциал имеют судостроение, логистика, рыбоперерабатывающая и портовая деятельность, сельское хозяйство. Помимо указанных традиционных отраслей, сегодня в регионе развиваются инновационные производства. Так, в ТОР «Большой Камень» строится Судостроительный завод «Звезда», который будет производить лучшие образцы техники в судостроении, в ТОР «Комсомольск-на-Амуре» формируется производственный кластер по выпуску запчастей для самолетостроения. Космические технологии, также активно развиваются на Дальнем Востоке и становятся визитной карточкой региона. Учитывая научный и инновационный потенциал ДВФУ, который является одним из ведущих вузов страны, инновации будут иметь активное развитие и станут источником экспортно ориентированных технологий.

Лучше всего о перспективности площадок могут рассказать реальные результаты уже работающих в режимах СПВ и ТОР компаний. А таких достаточно. В четвертом квартале 2016 года начало свою работу по производству рафинированных масел и жиров ООО «Маслоэкстракционный завод "Амурский"» в ТОР «Белогорск» — соглашение было подписано в ноябре 2015 года. Инвестиции составили 1,1 миллиарда рублей, создано 450 рабочих мест. На полгода раньше на той же ТОР запустилось ООО «Белхлеб» — это менее масштабный проект, а потому ему понадобилось всего полгода, но тем не менее — 5 миллионов рублей инвестиций и 15 рабочих мест.

В ТОР «Комсомольск» в 2016 году реализован первый этап проекта по производству лущеного шпона и пиломатериалов ООО «Амурская лесопромышленная компания»: вложения на 220 миллионов рублей и создание 650 рабочих мест для жителей региона. И таких примеров уже пара десятков.

Все бизнесмены вне зависимости от того, насколько крупное предприятие они представляют, называют приход на ТОР или в СПВ очень разумным и выгодным шагом. И пользоваться перспективами, которые предоставляет российский Дальний Восток, нужно уже сегодня, помогая развитию важного региона страны и не откладывая на потом собственное развитие.

Материал подготовлен при поддержки АО «Корпорация развития Дальнего Востока»

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше