Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Лидер «Пиратской партии» Биргитта Йонсдоттир после объявления первых результатов выборов

Остров пиратской свободы Анархисты и противники копирайта построят новую экономику Исландии

Лидер «Пиратской партии» Биргитта Йонсдоттир после объявления первых результатов выборов

Фото: Frank Augstein / AP

Пиратская партия Исландии, набравшая 14,5 процента голосов на выборах в альтинг, создаст коалиционное правительство. Впервые в истории противники государства получили возможность реализовать свои идеи. Пираты Исландии намерены закрыть информацию о рядовых гражданах, полностью открыть — о чиновниках, национализировать добывающие компании и перейти на биткоин.

Гроздья гнева

В свое время именно Исландия первой ощутила на себе глобальный финансовый кризис. Островное государство с населением в 300 тысяч человек слишком увлеклось разнузданным кредитным бумом, и за считаные годы долг Исландии в семь раз превысил объем ВВП.

В начале 2008-го крона обрушилась, банковская система страны была практически уничтожена. Экономика упала примерно на 20 процентов. Такого шока не переживали больше нигде, и лишь серьезный фундамент благосостояния, сформировавшийся в Исландии за XX век, помог избежать катастрофических социальных последствий.

Гнев населения на традиционные мейнстримные партии, которые все как одна поддерживали старый экономический порядок, был очень силен. Под давлением возмущенной общественности государство было вынуждено пойти на беспрецедентный шаг — отказаться от выплат иностранным гражданам (прежде всего британским) по вкладам на сотни миллионов долларов, размещенным в исландских банках. Это вызвало бурную реакцию в Европе, но никаких серьезных мер против Исландии так и не приняли.

Но даже это не помогло системным партиям и политикам удержать свою гегемонию в стране. Исландцы требовали перемен. Во всем Старом Свете резко усилились позиции евроскептиков и националистов.

В Исландии, где нет таких проблем с иммиграцией и утратой культурной идентичности, как на континенте, зерно недовольства дало другие всходы. Резкий взлет популярности пережила Пиратская партия. Близкие по названию и идеологии организации действуют сейчас по всему миру, но только на северном острове пираты смогли добиться такого успеха на выборах.

Вообще говоря, результат в 14,5 процента голосов оказался для Пиратской партии скорее разочаровывающим (хотя это трехкратный рост по сравнению с предыдущим народным волеизъявлением). Еще в апреле рейтинг пиратов достигал невероятных 40 процентов. Этот всплеск произошел на фоне «панамского скандала», в котором был замешан тогдашний премьер-министр страны Сигмундур Гуннлаугссон, скрывавший свои деньги в офшорах. Раздражение на всех политиков с тех пор немного развеялось.

Как бы то ни было, но именно у пиратов теперь есть шанс сформировать правительство (на коалиционной основе), поскольку у номинальных победителей выборов — консерваторов и левоцентристов — дело с созданием политических альянсов не заладилось.

Но конечно, пиратам придется поступиться частью своих принципов и ограничить свой радикализм.

Свобода превыше всего

На самом деле Пиратская партия Исландии — отнюдь не фанатичные леваки, как можно было бы подумать. «Мы не хотим государство-няню, как в странах континентальной Скандинавии», — объясняет один из основателей и лидер партии Биргитта Йонсдоттир (дочь известной в стране фолк-певицы, в прошлом — гражданский активист и хакер). Скорее, партия тяготеет к либертарианским стандартам, утверждая приоритет свободы. Особенно это касается сферы информации.

Как и многие единомышленники за рубежом, Пиратская партия Исландии выступает за реформу копирайта и патентного регулирования, считая, что доступ к информации — фундаментальное право любого человека. Однако в программе исландских пиратов акцент делается на приватность и открытость. Первое — для частных лиц, второе — для госслужащих и учреждений.

С левыми пиратов роднит неприятие современного финансового капитализма (справедливости ради надо сказать, что сейчас его жестко критикуют со всех участков политического спектра). В Исландии прекрасно помнят, к чему он привел в нулевые годы.

При этом пираты считают, что добывающий сектор экономики либо следует национализировать полностью, либо на него должна быть существенно повышена налоговая нагрузка. Особенно это касается транснациональных корпораций вроде Rio Tinto (австралийско-британский концерн, одна из крупнейших горнометаллургических компаний в мире).

В то же время касательно монетарной политики каких-либо заявлений пираты не делают, отмечая, что сперва им самим нужно разобраться в данном вопросе. Пока проблема ставок центральных банков и денежно-кредитного регулирования, все более актуальная по всему миру, до Исландии толком не дошла. Этим и объясняется отсутствие внятной позиции по данному вопросу у партии.

Куда больше интересует пиратов вещь практическая и более понятная простому обывателю — криптовалюты. Отношение к ним в остальном мире до сих пор неоднозначное. В одних странах их запрещают и считают прямой угрозой финансовой системе, в других — собираются жестко ограничивать и регулировать.

Пиратская партия, напротив, считает (и это зафиксировано в ее краткой программе), что биткоины и прочие виртуальные валюты должны свободно обращаться в финансовой системе страны. Более того, некоторые аналитики полагают, что пираты могут вообще признать биткоин национальной валютой.

Строго говоря, это будет не первый такой случай в истории. В мире есть страны, не контролирующие эмиссию своей валюты. Например, евро — официальная валюта не входящей в ЕС Черногории, а доллар США — Зимбабве. Результаты тут зависят от общего финансово-экономического положения государства, но само применение не эмитируемых в стране валют большого вреда экономике не наносит.

Однако снятие всех ограничений с биткоина способно радикально изменить общую финансовую систему мира. Его курс резко вырастет. Saxo Bank ожидает, что в 2017 году курс биткоина увеличится с 700 до 2100 долларов. Правда, для этого должен реализоваться шоковый сценарий. Дефицит бюджета США достигнет почти двух триллионов долларов из-за политики президента Дональда Трампа, ФРС будет быстро повышать ставки, что вызовет панику на развивающихся рынках, особенно в Китае. КНР начнет искать альтернативу глобальной системе бумажных денег с долларом во главе. Спрос на криптовалюты подскочит, и в конце концов китайские и российские регуляторы признают биткоин частичной заменой доллару.

Популярность биткоина заставит и другие государства задуматься о подобных экспериментах. Тогда биткоин превратится в твердую, общепризнанную валюту, а Исландия — в настоящий остров свободы для тех, кто предпочитает анонимные финансовые операции.

В целом экономическая программа Пиратской партии выглядит вполне приемлемой и даже умеренной, хотя многие важные элементы у новичков политической сцены практически никак не отражены. Важнее сами принципы, зафиксированные в программе. В условиях затянувшегося процесса преодоления последствий финансового кризиса, усиления власти государств и межгосударственных объединений над экономикой и финансовым сектором, Исландия сможет предложить внятную альтернативу, учитывающую интересы рядового гражданина — и тем самым стать одним из символов либертарианского сопротивления «глобальному государству».

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше