Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Похороны скончавшегося от туберкулеза в Афганистане

Красная зараза Как советские войска распространили смертельное заболевание по всему миру

Похороны скончавшегося от туберкулеза в Афганистане

Фото: Kamran Jebreili / AP

Международная группа ученых под руководством Вегарда Элдхольма (Vegard Eldholm) из Института общественного здравоохранения Норвегии выяснила, что причиной распространения туберкулеза могут быть вооруженные конфликты. В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, исследователи предположили, что патогенные бактерии могли появиться в Европе во время участия советских солдат в войне в Афганистане (1979-1989).

Исследователи реконструировали эволюцию «пекинского» штамма палочки Коха (Mycobacterium tuberculosis), который известен тем, что становится все более устойчивым к различным антибиотикам. Считается, что бактерии этого штамма в большей степени подвержены мутациям, чем остальные типы микобактерий. Это приводит к появлению генов, способствующих невосприимчивости микробов к лекарствам, в том числе самым мощным и современным.

Штамм впервые выявили в гистологических препаратах легочной ткани больных предместья Пекина. На сегодняшний день бактерии этого семейства обнаружены в государствах Азии, Южной Африки, странах Карибского бассейна и США. По мнению ученых, в распространении палочки виноваты плохое здравоохранение и потоки мигрантов.

Считается, что туберкулезная палочка изначально эволюционировала в Африке и на полуострове Сомали. Общий предок всех разновидностей бактерии, по оценкам ученых, существовал 40-70 тысяч лет назад. Когда переселенцы покинули Черный континент для освоения новых территорий, вместе с ними по земному шару стал распространяться туберкулез.

Сегодня существует семь типов бактерии, различающиеся уникальными генетическими последовательностями. Они встречаются по всей планете, но отдельные типы сформировались в разных регионах. Так, результаты филогеографического анализа показали, что «пекинский» штамм образовался в Юго-Восточной Азии примерно 30 тысяч лет назад и проник на территорию Северного Китая в эпоху неолита. Данные другого исследования показали иное время происхождения — около шести тысяч лет назад.

В новом исследовании ученые сравнили ДНК различных подтипов «пекинского» штамма, характерных для Европы, Центральной и Южной Азии. Оказалась, что их эволюция и распространение по территории Евразии были тесным образом связаны с недавними историческими событиями. Так, страны бывшего Советского Союза оказались рассадниками туберкулезных инфекций с множественной лекарственной устойчивостью. Также специалистам удалось выяснить, что еще раньше туберкулезная палочка проникла в Афганистан, а затем распространилась по Европе.

Исследователи проанализировали геномы M.tuberculosis у жителей Норвегии, Дании, Германии, Молдавии и других стран и расшифровали ДНК, определив наборы однонуклеотидных полиморфизмов — отличий последовательности ДНК размером в один нуклеотид. Оказалось, что они принадлежат семейству «афганского» штамма, в который входит также клада А из России. Эта подгруппа бактерий в обилии встречается на территориях, расположенных к востоку от Волги. Сопоставление предполагаемых и известных мутаций, приводящих к появлению устойчивости, показало, что бактерии, встречающиеся в Центральной Азии в странах бывшего СССР, имеют очень много генов, способствующих резистентности. Установлено, что большая часть этих мутаций возникла после распада Советского Союза. Развитию резистентности к лекарствам мог способствовать крах общественного здравоохранения и неправильная регуляция системы снабжения лекарствами.

Ученые выяснили, что характерные для Советского Союза подтипы «пекинского» штамма проникли в Афганистан в результате участия СССР в боевых действиях 1979-1989 годов. Беженцы в дальнейшем занесли ее в европейские страны, что привело к отдельным вспышкам туберкулеза.

Известно, что антисанитарные условия и неверные методы лечения провоцируют возникновение штаммов инфекций, невосприимчивых к лечению. Так, одним из источников устойчивого к антибиотикам туберкулеза являются тюрьмы и медицинские учреждения с плохими условиями содержания. В середине 90-х годов прошлого столетия в странах бывшего СССР прекратилось централизованное поступление бесплатных противотуберкулезных препаратов. В результате неполноценной терапии (особенно в тюрьмах) был выращен устойчивый ко многим препаратам штамм возбудителя туберкулеза.

Ученые считают, что полученные результаты показывают, как политическая нестабильность и вооруженные конфликты способствуют распространению инфекций и возникновению бактерий, устойчивых к лекарственным препаратам.