Интернет и СМИ
00:06, 23 ноября 2016

ШОК! Трамп сделал ТАКОЕ... Этого от миллиардера-сексиста не ожидал никто

Дональд Трамп
Фото: Evan Vucci / AP

Подводя итоги уходящего года, «Лента.ру» составила список лучших публикаций 2016-го года. Этот текст — один из них. Заголовок и подзаголовок этой статьи — пример фейковой новости, из тех, что были так популярны во время президентской гонки в США. Авторы подобных публикаций ориентировались на поклонников республиканца Дональда Трампа, а сам эксцентричный миллиардер не раз ссылался на них в своих провокационных заявлениях. «Лента.ру» рассказывает, откуда взялись сайты с фейками, кто ими управляет и как они помогли Трампу выиграть выборы.

За президентской кампанией в США пристально наблюдали во всем мире. Выборами интересовались и многие россияне, в том числе корреспондент «Ленты.ру», отслеживавший информацию в социальной сети Facebook. Его лента новостей в основном состояла из публикаций крупных и уважаемых американских СМИ, таких как CNN, New York Times и Washington Post, исправно сообщавших об очередных скандалах вокруг кандидата от Республиканской партии, миллиардера Дональда Трампа, и всячески защищавших демократа Хиллари Клинтон.

Но однажды в ленте возникла новость с обработанной в фотошопе фотографией Клинтон. Ее синюшное лицо с черными мешками под глазами сопровождал заголовок «Срочная новость! Хиллари умирает». «Так вот что происходит НА САМОМ ДЕЛЕ…» — поддакивал автор поста, поделившийся новостью. Нетрудно догадаться, что в самом материале не было ничего общего с заголовком.

Ради интереса корреспондент «Ленты.ру» подписался еще на десяток таких групп, любезно предложенных алгоритмом Facebook. Несмотря на явно фейковый характер новостей, их регулярное появление в ленте социальной сети создавало определенный информационный фон. Через пару дней среднестатистический пользователь наверняка начинал интересоваться здоровьем Клинтон, думать о том, как избирателей в США свозят на участки автобусами, и осознавать, что кандидат от демократов совершила тяжкие преступления, за которые ее вскоре неминуемо будут судить.

При этом многие пользователи Facebook даже не утруждали себя кликом на новость. Им было достаточно прочитать заголовок, поставить лайк или поделиться записью в своей френдленте. В самом деле, это же «написали в интернете», а значит, это правда.

Слаще правды

Как известно, ложь всегда воспринимается лучше поддающихся проверке фактов, так что авторы фальшивых новостей могут брать темы из головы и придумывать для них совершенно нереальные заголовки. Их творчество производит на неподготовленного читателя шоковый эффект, и у него возникает непреодолимое желание поделиться полученной информацией.

По подсчетам Buzzfeed News, в последние месяцы предвыборной кампании в США фейковые новости о кандидатах в президенты обогнали по уровню вовлеченности читателей реальные публикации авторитетных изданий. За этот период 20 самых популярных фальшивок собрали 8 миллионов 711 тысяч шеров, лайков и комментариев на Facebook, а 20 самых популярных статей СМИ — всего 7 миллионов 367 тысяч.

Большинство фейков носили откровенно протрамповский характер. Так, в самой популярной статье утверждалось, что Папа Римский поддержал кандидатуру Трампа, а еще в одной — что Клинтон поставляла оружие исламистам. Подобные фальшивки в поддержку демократов практически не получали распространения.

Из-за тебя

«Я думаю, что Трамп попадет в Белый дом из-за меня. Его сторонники вообще не проверяют факты — постят что угодно, верят во что угодно», — заявил изданию Washington Post Пол Хорнер, уже не первый год сочиняющий утки или, по его собственному определению, «пародийные, сатирические» новости. Публикует их он на своем сайте abcnews.com.co, логотип и название которого чрезвычайно схожи с крупной американской телевещательной компанией ABC News. Хорнер гордится, что его новости репостил даже Кори Левандовски, руководитель избирательной кампании Трампа.

Создатель фейкового сайта искренне ненавидит республиканца. Однако аудитория активно делилась его историями о том, что людям платят за участие в акциях протеста против Трампа и за него собираются голосовать американские амиши, а значит, кликала и на установленные на сайте рекламные баннеры, с которых Хорнер получает немалую прибыль.

«Я думал, что потом [республиканцы] будут проверять опубликованную информацию, и это выставит их в весьма неприглядном свете, — оправдывается он. — Ведь это работает так: кто-то постит то, что я пишу, потом другой обнаруживает, что это фейк, и первый выглядит идиотом. Но сторонники Трампа просто продолжали делиться [фальшивыми новостями]!» Хорнер признается, что пока за фейковые новости стыдно лишь ему.

Примерно тем же самым занимаются Пэрис Уэйд и Бен Голдман. Они пишут новости с заголовками вроде «НЕ ДОВЕРЯЙТЕ ОБАМЕ: посмотрите, какой отвратительный удар в спину он отвесил Трампу», публикуют их на сайте LibertyWritersNews.com, а потом постят в одну из популярных трамповских групп на Facebook с 850 тысячами подписчиков. Каждый пост сопровождается подписью вроде «ПРАВДА РАСКРЫТА! СМИ не хотят признавать, что Хиллари сделала после проигрыша на выборах».

«В этой статье нет ни слова о том, о чем не хотят говорить СМИ, но я использовал такую подводку тысячу раз. Насилие, хаос и агрессивные фразы привлекают людей», — говорит Уэйд. Их аудитория не доверяет традиционным СМИ, и заманить ее на сайт с фейками не составляет труда.

Эти выборы для Уэйда и Голдмана — просто манна небесная. В августе 2016 года они зарабатывали 13-14 долларов за тысячу просмотров, что позволяло им класть в карман от 10 тысяч до 40 тысяч долларов в месяц за счет контекстной рекламы. Потом политическая обстановка накалилась, и Уэйд и Голдман за шесть месяцев заработали на собственного адвоката и целый штат сотрудников. Их бизнес развивается семимильными шагами, и доходы не уменьшаются даже после выборов.

Потому что жизнь — борьба

Facebook старается блокировать фейковые новости, но их авторы всегда находят лазейки. Отвергнув предположения о том, что Дональд Трамп победил на выборах именно из-за фальшивых статей в соцсети, администрация Facebook пообещала заняться этой проблемой всерьез.

>

По словам Марка Цукерберга, теперь его сотрудники создадут алгоритм автоматического обнаружения ложной информации. Для этого Facebook придется отойти от концепции доверия своим юзерам — раньше контент удалялся только после их жалоб.

Соцсеть также планирует обратиться к сторонним организациями для проверки правдоподобности публикаций или ввести пометку «ложь» для ссылок на фейковую статью. Наконец, распространителям подобных материалов закроют доступ к рекламной сети Facebook.

Мы из Македонии

Несмотря на заверения Цукерберга о том, что фейки не повлияли на выборы, факт остается фактом: их читали миллионы избирателей, а Дональд Трамп победил. Впрочем, винить в этом стоит не только американские сайты.

За четыре дня до выборов ресурс BuzzFeed News обнаружил, что около 140 сайтов, активно распространяющих протрамповские фальшивки, зарегистрированы в Македонии. Ими управляют подростки 16-18 лет, которые просто берут ложную информацию в сети, перепечатывают ее у себя с еще более громким заголовком и распространяют ссылки в Facebook, таким образом в несколько раз повышая охват аудитории статьи.

Администраторы подобных сайтов думали, что после выборов в США их бизнес-модель перестанет приносить деньги, ведь большинство было уверено в поражении Трампа. Но судьба повернулась иначе, и сейчас македонские подростки заново публикуют статьи о том, что демократы готовы строить козни избранному президенту и автобусами свозят протестующих.

Автобусный переполох

Фейки подчас так влияют на читателей, что те сами впадают в конспирологию. Так случилось и с новостью про автобусы, подвозящие платных ненавистников Трампа.

Всего пару недель назад у Twitter-аккаунта Эрика Такера было 40 подписчиков. На следующий день после выборов, 9 ноября, он опубликовал у себя фотографии вереницы автобусов на улицах техасского Остина. «Антитрамповцы, протестующие в Остине, вовсе не сами собрались. Вот автобусы, на которых они приехали», — сообщил он.

Его твит попал на форум Reddit с заголовком «СРОЧНАЯ НОВОСТЬ: Автобусы нашли! Их несколько десятков, и они всего в паре кварталов от протестующих». Под постом сразу развернулось бурное обсуждение. Очень скоро пользователи Reddit вынесли вердикт: автобусы с протестующими пригнал либерал-миллиардер Джордж Сорос, которого в кругу поклонников Трампа вообще принято обвинять во всех грехах.

Вскоре новость разлетелась по интернету. Директору компании Coach USA, которой принадлежали злополучные автобусы, пришлось отбиваться от назойливых журналистов. Нет, никакого отношения автобусы к протестующим не имеют. Да, они действительно там были, но их заказала фирма Tableau Software для посетителей конференции разработчиков ПО.

Вопросами завалили и самого Такера. «Эрик, по каким признакам вы опознали в пассажирах автобусов протестующих?» — интересовались в Twitter. «Я не видел, как они выгружались. Но на фотографии попали не все автобусы, их было еще больше. Очень близко к месту митинга, и время совпадает», — защищался Такер.

Тем временем его пост становился все более вирусным и попал в новости. Наконец, он дошел до самого Дональда Трампа, который написал у себя в Twitter: «На днях участвовал в открытых и успешных выборах. А теперь профессиональные протестующие, подогреваемые СМИ, протестуют. Совсем нечестно!» К тому времени Такер хотел удалить злополучный твит, но слова избранного президента воодушевили его и убедили в собственной правоте — уж Трамп-то должен знать наверняка!

В результате 11 ноября представитель Tableau Software сделал по телевидению официальное заявление о том, что автобусы были заказаны специально для их конференции. Такер удалил твит и запостил его скриншот с пометкой «фальшивка». В следующий раз он пообещал хорошо подумать, прежде чем делать необоснованные предположения.

Но это уже никого не волновало. Сотни тысяч американцев прочли новость про подлых демократов и еще раз убедились в том, что отдали голос за правильного кандидата.

Михаил Карпов

< Назад в рубрику