Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

По следам Беллинсгаузена Зачем российские предприниматели отправились в Антарктиду

Фото: Инесса Паперная / «Лента.ру»

С 29 октября по 7 ноября около ста российских бизнесменов находились у берегов Антарктиды на корабле Plancius. Что их привело сюда и повлияет ли этот визит на российскую миссию на южном континенте — в репортаже «Ленты.ру».

По словам представителя инициаторов первого Антарктического саммита предпринимателей — «Клуба лидеров», идея поездки зародилась еще два года назад, когда члены клуба посетили пик Винсона, высочайшую вершину континента (это примерно в 1200 километрах от Южного полюса). Решили провести в столь отдаленных местах именно предпринимательский саммит, чтобы понять, как бизнес может поддержать российскую научно-исследовательскую деятельность на континенте. Свои идеи, подготовленные по дороге в водах Южного океана, бизнесмены озвучили на прямой линии из Антарктиды с президентом Владимиром Путиным. В целом эта инициатива была приурочена к скорому празднованию 200-летия открытия русским флотом ледового континента.

Позади поезда

Антарктида всегда имела большое значение для российского научного сообщества. В 1820 году первая русская антарктическая экспедиция во главе с Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым открыла материк, а экспедиции прошлого века провели там огромную исследовательскую работу.

С распадом Советского Союза и развитием затяжного кризиса в российской экономике поддержка научной деятельности на далекой земле свелась к минимуму. Из восьми полярных станций три были законсервированы, пять станций держатся из последних сил. Все они находятся в ведении петербургского Арктического и Антарктического научно-исследовательского института.

Выделяемых государством средств (1,6 миллиарда рублей в год) на содержание и тем более развитие полярных станций в Антарктиде явно недостаточно. Столь дальние расстояния доставки грузов и экстремальные условия жизни требуют более внушительного финансирования. В этом могли убедиться члены экспедиции предпринимателей, посетившие станцию «Беллинсгаузен» на острове Кинг-Джордж.

Здесь постоянно проживает 14 человек, и быт их весьма аскетичен: несколько далеко не новых домиков, прохудившийся топливный бак, ржавеющая у берега 30-летняя баржа... «Давайте подарим им самолет! Давайте построим новую станцию!» — рассуждали бизнесмены во время подготовки к прямой линии по пути на станцию. А оказалось, что полярникам нужны более прозаические вещи — например, новый холодильник. Продукты на станцию завозятся на год вперед, и действующая холодильная камера не справляется — часть запасов портится. «Недавно выкинули 30 килограммов печенки», — сетовали полярники.

Станции нужны новая баржа для доставки грузов, а также ангары для техники — модульные конструкции, которые можно легко транспортировать и собирать на месте. «Ветра очень сильные, океаническая соль быстро разъедает сталь. Стальные конструкции живут здесь не больше 10 лет», — рассказывает начальник станции Сергей Никитин. Смотрит на ржавую лестницу и добавляет: «Да что там, всего три года!» Конструкции необходимо обрабатывать специальным антикоррозийным покрытием, но его тут нет.

Требуется улучшить и бытовые условия полярников. У соседей — на чилийской, китайской, уругвайской станциях — и комнаты отдыха, и сауны, и безлимитный «вай-фай». У нас же на станции без особых удобств, связь есть не всегда, и скорость хромает.

Проблемы с досугом — приходится заниматься спортом на соседних станциях, где наших гостеприимно принимают. Что ни говори, но по имиджу страны столь печальная картина бьет сильно. А ведь полярники в столь суровых условиях выполняют действительно важную для страны работу — проводят научные, исследовательские эксперименты в сфере метеорологии, геодезии, биологии и т. д. «Да, и мы делаем проекты для космоса!» — напоминает Никитин.

Обещанная помощь

Предприниматели, выслушав полярников, решили передать «Беллинсгаузену» вездеход и лыжи, помочь с новыми ангарами. Институту предлагается также расконсервировать одну из станций — бизнес готов вложить средства не только в реанимацию зданий, но и в оснащение научным оборудованием. Среди обсуждаемых вариантов — воссоздание законсервированной в 1990 году уникальной станции «Русская», где наблюдались самые сильные ветра на материке (ее еще называют «полюсом ветров» Антарктики). По словам одного из инициаторов проекта, директора компании «Тико-Пластик» Игоря Есина, примерный объем финансирования на восстановление станции составит 30 миллионов рублей.

Представитель «Хомексфарма» Алексей Мартынов представил проект разработки кровоостанавливающих препаратов для оказания первой помощи в экстремальных условиях, а также прибора «Личное солнце», компенсирующего нехватку солнечного света. Все это поступит в распоряжение полярников. Также сообщили о проектах по созданию вездехода «Снежный бас» на базе Волжского автобусного завода для перевозки пассажиров, грузов и уборки снега. Через полгода Волжский завод, чей руководитель Алексей Бакулин также присутствовал на саммите, представит проект-концепт «снежного автобуса».

Поднятие престижа

Российская экспедиция стареет — сюда едут настоящие фанатики, поскольку работа недостаточно хорошо оплачивается. Чтобы получать достойные деньги, нужно проработать несколько лет — каждые полгода оклад индексируется на 10 процентов. За три-четыре года можно выйти на уровень в 80-90 тысяч рублей. Один плюс: тратить в Антарктиде деньги негде, поэтому все они откладываются на нужды семьи.

«У китайцев быть полярником престижно, сюда рвутся, проходят отбор, После года в Антарктиде им светит хорошая карьера в стране», — говорят наши соотечественники. А им зачастую на Большой земле светит только пенсия. Престиж этой работы надо поднимать, уверены участники российской экспедиции, и тут нужна целая программа мероприятий. Так, многие вызвались провести в школах лекции о поездке на край света.

Руководитель кинотеатра «Пионер» Мэри Назари предложила организовать фестиваль фильмов о самом южном материке и приурочить его к 200-летию открытия Антарктиды. Это предложение вошло в список так называемых президентских инициатив, озвученных на прямой линии 3 ноября. «С 1960-х и до середины 1980-х у нас было снято довольно много фильмов об Антарктиде, — говорит Мэри Назари. — Эта тема тогда была модной, актуальной и очень привлекательной, и содержание фильмов было совершенно деидеологизировано. Речь шла о важных и вечных ценностях — силе человеческого духа, взаимовыручке, способности ставить интересы другого выше собственных, даже в суровых полярных условиях».

Такой фестиваль, считает Назари, с правильно продуманной программой и широкой рекламной поддержкой, будет интересен очень многим зрителям самых разных возрастов. Среди предложенных для проката на экранах кинотеатров фильмов — «Закон Антарктиды» (режиссер Тимофей Левчук), «Открытие Антарктиды» (документальный фильм о трех экспедициях и научных исследованиях), «Антарктическая повесть» (режиссер Сергей Тарасов), «Семьдесят два градуса ниже ноля» (Сергей Данилин и Евгений Татарский).

«Кроме того, нам кажется, что необходимо снять фильм о первых исследователях Антарктиды — настоящих героях Фаддее Беллинсгаузене и Михаиле Лазареве, об их сложном пути из Кронштадта в Антарктиду, приключениях на грани жизни и смерти и уверенности, что шестой континент все же существует», — говорит Назари. Кинотеатр «Пионер» готов объявить конкурс сценариев и помочь довести наиболее интересные заявки до воплощения в полноценный художественный фильм.

Также предприниматели предложили учредить грант на конкурсной основе для молодых ученых, чья научная деятельность связана с Арктикой и Антарктикой. «Основная цель — максимальное вовлечение малого и среднего бизнеса для создания возможностей развития идей молодых ученых, а также возрождение добрых традиций меценатства, которыми всегда славилась Россия», — сообщил глава представительства «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге Вячеслав Трактовенко. По его словам, уже в марте 2017-го планируется привезти пять победителей отборочного конкурса в Антарктиду, а затем сделать такие поездки регулярными.

Теперь предпринимателям предстоит создать дорожную карту с детальной разработкой одобренных главой государства инициатив. Общая их цель сводится к одному — русскую Антарктиду надо поднимать и развивать, ведь впереди столь важная для истории страны дата.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше