Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Сцена из спектакля «Иисус Христос — суперзвезда»

Скрепа на всю голову Почему в Омске запретили рок-оперу, благословленную патриархом

Сцена из спектакля «Иисус Христос — суперзвезда»

Фото: театр «Рок-опера»

17 октября СМИ сообщили, что в Омске по требованию общественного движения «Семья, любовь, Отечество» отменили показ музыкального спектакля «Иисус Христос — суперзвезда», с которым должен был приехать на гастроли петербургский театр «Рок-опера». Утверждалось, что под давлением верующих такое решение принял директор Омского государственного музыкального театра, однако в самом театре поспешили заверить, что им ничего не известно о спектакле. «Лента.ру» попыталась разобраться в причинах отказа от постановки, отметившей недавно четвертьвековой юбилей.

Евангелие от Ллойда Уэббера

Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда», написанная Тимом Райсом и Эндрю Ллойдом Уэббером по мотивам евангельских сюжетов, была поставлена на Бродвее в 1971 году. Спустя два года мюзикл был экранизирован. На русском языке рок-оперу впервые исполнил в 1989 году коллектив Ярославского городского рок-клуба.

Премьера постановки петербургского театра «Рок-опера», запрещенная к показу в Омске, состоялась в 1990 году на сцене ДК имени Ленсовета в Петербурге. Спектакль был поставлен под покровительством РПЦ, а исполнитель роли Христа Владимир Дяденистов получил благословение от самого патриарха Алексия. Рок-опера идет на русском языке, причем, как отмечается на сайте театра, сценическая редакция отличается от либретто Тима Райса и куда ближе к Священному Писанию, чем в оригинальной версии, а некоторые обороты взяты из Евангелия почти дословно. «Спектакль поражает силой воздействия — нередко молодые люди, посмотрев спектакль театра "Рок-опера", приходят в церковь», — утверждают авторы постановки.

Те, кто сегодня пытается отыскать кощунство в произведении Райса и Ллойда Уэббера, едва ли помнят, что в годы строжайшего запрета на любую религиозную пропаганду в СССР «Иисус Христос — суперзвезда» был едва ли не единственным источником, из которого молодые люди могли хоть что-то узнать о Евангелии.

А был ли Иисус?

Руководство Омского государственного музыкального театра, где должен был идти спектакль, не взяло на себя ответственность за отмену мероприятия. Более того, директор Борис Ротберг заявил, что показ мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда» вовсе не входил в планы театра.

«Это сплетни, что в Музыкальном театре отменили показ рок-оперы. Это ложь, такого не было никогда. (...) Написали, не зная ничего. Пусть прочитают любую афишу нашего театра — где написано об этом спектакле? Нигде. Значит, к театру это не имеет никакого отношения. Чушь какая-то», — сказал журналистам Борис Ротберг.

В подтверждение его слов в афише, опубликованной на сайте театра, на 1 ноября спектаклей не запланировано. Однако в кассе театра зрителям пообещали вернуть деньги за проданные на рок-оперу билеты, а местные журналисты уверяют, что еще пару дней назад на здании театра висела огромная афиша рок-оперы.

«В одну кучу свалили»

В областном Министерстве культуры, правда, признали, что гастроли действительно должны были состояться в Музыкальном театре, но в отмене представления обвинили самих организаторов из Петербурга. «Это спектакль стороннего прокатчика, и речь идет только об аренде площадки. По каким причинам прокатчик отказался — это его личное дело. Может, он билеты не продал. Площадке какой смысл отказываться, если они деньги за аренду получают? У театра есть госзадание, по которому он должен зарабатывать деньги», — отметил консультант по работе со средствами массовой информации регионального ведомства Андрей Маслов.

Представитель Минкульта отметил, что петербургский театр ранее уже привозил свою постановку в Омск. В 2015 году «Иисус Христос — суперзвезда» несмотря на протесты группы активистов показали в городском Концертном зале, и, по словам Маслова, зрители тогда «остались довольны оперой».

Никакой связи между претензиями православных активистов и отменой оперы представитель Минкульта не увидел. Маслов предположил, что журналисты «в одну кучу свалили» два разных события: «Мы действительно получили какой-то запрос, уж не помню, от кого, но уже после того, как у нас появилась информация, что спектакль отменили», — уточнил он.

«Средневековье какое-то»

Альтернативную версию омских событий представили в дирекции петербургской «Рок-оперы». По словам замдиректора театра Тамары Малышевой, организатор гастролей в Омске Алексей Ежов сообщил им, что директор Ротберг распорядился отменить показ, снять всю рекламу и прекратить продажу билетов. Организаторов просто поставили перед фактом, что спектакля не будет.

«Эти вопросы надо адресовать Ротбергу, — говорит Малышева. — Он человек опытный. Видимо, судьба Мездрича висит над нами, как Дамоклов меч (бывший директор Новосибирского академического театра оперы и балета Борис Мездрич был уволен из-за скандальной постановки оперы «Тангейзер» — прим. «Ленты.ру»). Но так же нельзя! Мы много раз ездили на гастроли с этим спектаклем. Не знаю, почему он так сразу — наотмашь. Мы же в свободной стране живем, и, слава богу, у каждого из нас есть свобода выбора».

Тем не менее ничего крамольного в постановке, которая идет уже четверть века, замдиректора не видит. «Средневековье какое-то! Великая богоугодная постановка с великой музыкой. Молодежь после нее идет в церковь. В Тюмени настоятель храма нам признался, что в свое время решил стать священником после просмотра этой рок-оперы», — вспоминает Малышева. Несмотря на последние события, гастрольный маршрут «Рок-оперы» останется неизменным: до Омска труппа выступит в трех городах Урала.

Святее патриарха

О том, что постановка питерской «Рок-оперы» получила благословение РПЦ, представители межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество» не знают. Лидер движения Людмила Рябиченко заявила, что ей неинтересно, кого благословляет московская епархия. По ее словам, верующему не надо подсказывать, что такое высшие ценности.

Православные активисты считают, что сюжет рок-оперы является непрерывным богохульством и попиранием сакральных смыслов. «Она содержит насмешки над верой и хулу на святые образы, то есть прямое кощунство, и даже само название постановки представляет собой глумление над священными понятиями. Вольная трактовка священных текстов, привнесение в сюжетные линии несовместимого с христианскими идеалами разврата вызывают стойкое отторжение и протест у любого верующего человека, независимо от конфессии», — отмечается в заявлении движения.

Активисты уверены, что спектакль «проводит четкую линию водораздела между защитой ценностей и глумлением над тем, что свято для подавляющего большинства жителей». Более того, по их мнению, в сложившейся геополитической и внутриполитической ситуации «возникновение дополнительных очагов социальной напряженности создает угрозу для безопасности государства».

Члены организации утверждают, что собрали подписи 2,5 тысяч человек за отмену показа кощунственного спектакля и подготовили обращения к губернатору Омской области и в прокуратуру, в которых просили «предпринять шаги по снижению социальной напряженности».

Постановку гражданские активисты, как водится, не смотрели. А жаль. Ведь их требования так созвучны с евангельскими персонажами из рок-оперы — священниками и фарисеями, встревоженными растущей популярности Иисуса: «Я думаю, смутьяна мы должны остановить». «Опасен он!».

Предыстория запрета

Против петербургской постановки рок-оперы ранее выступали верующие Ростовской, Липецкой, Ставропольской и других епархий.

В 2012 году в Ростове-на-Дону группа граждан, назвавшихся «православными христианами», потребовала от прокуратуры отменить показ рок-оперы. Анонимные активисты усмотрели в постановке оскорбление чувств верующих. Поначалу продажа билетов была приостановлена, однако в итоге спектакль все же состоялся.

Спустя три года ростовские активисты предприняли еще одну попытку побороться с оперой «Иисус Христос — суперзвезда». Однако в результате было решено, что зрители постановку все же увидят, но перед началом спектакля послушают проповедь.

По словам Тамары Малышевой, театр болезненно переживает подобные конфликты, поскольку этот спектакль говорит о добром и высоком, а культура объединяет людей. «Когда нас пытаются представить какими-то нарушителями общественного порядка, это вызывает оторопь, — говорит она. — Хочется сказать: для начала узнайте, о чем этот спектакль, а уже потом делайте выводы».

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше