Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Горы Хибины

Северные сокровища Как на Кольском полуострове открывали апатиты

Горы Хибины

Фото: Михаил Мордасов / ТАСС

В ходе экспедиции, возглавляемой российским и советским геохимиком Александром Ферсманом, в хибинском горном массиве Кукисвумчорр 95 лет назад, в августе 1921 года, было открыто крупнейшее в мире скопление зеленого апатита. Как русские ученые нашли залежи этого минерала на Кольском полуострове — в материале «Ленты.ру».

Апатит представляет собой основную неорганическую составляющую костей и зубов животных, в частности, человека. Минерал используется в качестве сырья для производства фосфорных удобрений. Широко применяются апатиты в металлургии, где с их помощью добиваются оптимальной текучести сплавов для заполнения ими специальных емкостей.

Минералы, способные выдерживать температуры порядка 800 градусов Цельсия, также используются для изготовления стекол, избирательно пропускающих инфракрасное или ультрафиолетовое излучение. Это позволяет создавать специальные печи, в которых возможно непосредственно наблюдать доменный процесс. Широко распространено применение апатитов и в качестве полудрагоценных камней.

Природное богатство Кольского полуострова было известно еще российскому естествоиспытателю Михаилу Ломоносову, однако вплоть до начала XX века ученые подробно не исследовали территорию современной Мурманской области. Ситуация изменилась после распада Российской империи, когда ее фактический преемник — РСФСР — оказался в блокаде и подвергся интервенции.

Изменение привычных экономических связей и внезапно возникший дефицит полезных ископаемых привел к тому, что власти обратили свое внимание на Север. С этой целью Академии наук поручили организацию специальных экспедиций, которые бы позволили точно определить местонахождение и запасы полезных ископаемых на Кольском полуострове.

Первая Хибинская экспедиция, организованная в мае 1920 года, положила начало систематическому исследованию этого региона. Работа ученых проводилась в условиях полуразрушенной гражданской войной инфраструктуры. Сглаживали трудности первых исследователей красивая и самобытная природа Кольского полуострова.

«Все было непонятно и ново: перед нами расстилались громадные хребты, дугами уходившие на восток, так мало отвечавшие тем представлениям, которые создавались у нас по имевшимся картам и описаниям. Совершенно непонятны были высоты на юге и на западной стороне. Там, где на наших картах нанесены низины, открывался целый новый совершенно неведомый горный мир», — вспоминал затем Ферсман в книге «Наш апатит».

Ученый вспоминает, что в первой Хибинской экспедиции он был единственным минералогом и успел увидеть множество новых, неизвестных ему образцов горных пород. Разнообразие кристаллов было настолько велико, что Ферсман принял решение приступить к исследованию Хибин в ближайшее лето. В Академии наук поддержали инициативу ученого, после чего минералог собрал небольшую группу из студентов и ученых из вузов и институтов, где сам работал.

В путь команда Ферсмана отправилась в августе 1920 года. Члены экспедиции, оборудование и продовольствие разместились в небольшом вагоне, который в течение десяти суток по пути к Хибинам прицеплялся к различным, зачастую перегруженным составам. По приезде на место команда отправилась в горы. Условия были не самыми приятными — температура воздуха иногда опускалась до минус десяти градусов Цельсия, почти ежедневно шли дожди.

У группы не было палаток и брезента, а горные речки переходились вброд. На смену морозу, в другие экспедиции, приходило короткое жаркое лето, перемешивающееся с дождливыми весной и осенью. Тем не менее три года работы в суровых условиях кольской тундры, самая высокая точка которой — гора Юдычвумчорр — в высоту превышает 1,2 тысячи метров, не прошли напрасно.

В 1921 году, в новой экспедиции, ученые, двигаясь вдоль озера Имандра, попали в долину озера Малый Вудъявр. Не имея возможности обогнуть озеро прямо у его берега, экспедиция спустилась вдоль бурной горной реки Белая на несколько километров, где перешла ее вброд. На следующий день ученые оказались у подножия горы Айкуайвенчорр — второй по высоте в Хибинах.

«Этот день принес неприятность, так как обнаружилась порча семифунтовой банки консервов, что заставило нас изменить намеченный маршрут, и в последние дни пути старательно экономить продукты, перейдя на грибы и чернику. Тяжело ощущается и недостаток соли», — написали члены группы в путевом дневнике 22 августа 1921 года.

На горе Айкуайвенчорр команда Ферсмана провела две ночи. После этого ученые перешли к горе Кукисвумчорр. Выйдя спустя несколько дней в долину между ее отрогами, ученые неожиданно обнаружили множество зеленых глыб — залежи апатита. У экспедиции уже не осталось сил для дальнейших исследований, однако уже тогда стало ясно, что миссия удалась.

Впоследствии, особенно в 1930-е годы, Хибины стали одной из важных промышленных и научных территорий Кольского полуострова и СССР. Железнодорожная станция Белый превратилась в город Апатиты, был построен город Хибиногорск (современный Кировск) и крупный горнодобывающий центр. С тех пор Кольский полуостров перестал считаться безжизненной и безлюдной территорией.

Комментарии отключены
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше