Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Торжество целомудрия Корреспондент «Ленты.ру» побывал на тайном празднике во славу девственности

Фото: Юрий Васильев

Борьба за нравственность в России принимает самые разнообразные формы. Не далее как в минувшее воскресенье, 25 сентября, в Москве закрыли выставку фотографа Джока Стерджеса после того, как одна бдительная гражданка опубликовала в своем ЖЖ его работы, на которых изображены обнаженные дети. То обстоятельство, что на самой выставке снимков этой серии не было, борцов за нравственность не остановило. А днем ранее в Пятигорске в обстановке повышенной секретности прошло собрание сторонников Соборного движения в защиту брака «Развода нет» — Праздник девства. Другими словами — день целомудрия. Кто они — радикальные защитники девственности «от рождения и до смерти», как гонимые, так и поддерживаемые клириками РПЦ?

«У них ошибка какая-то», — показывает на объявление «Праздник девства. Большой зал, 2-й этаж» охранник. «Надо же “Праздник детства” писать».

Не надо. Девство, оно же девственность, оно же непорочность — именно на торжество всего этого собрались приглашенные в одну из гостиниц Пятигорска. Большой зал заполнен, мягко говоря, не полностью: чуть более десятка пожилых мирянок, одна монахиня, трое представителей казачества — вот и все празднующие. Однако и «сим малым числом», как уверяет организатор праздника девства, московский регент Валерий Сутормин, восславить девство вполне можно. Особенно в престольный праздник Минодоры, Митродоры и Нимфодоры — святых мучениц IV века, не утративших девственности и сохранивших верность Христу.

Одна из участниц церемонии держит лист бумаги перед камерой. У телевизионщиков это называется «настройка баланса белого». В данном контексте — непорочного. Камер тут немногим меньше, чем самих адептов девства: ролики украсят собой сайты Валерия Сутормина devstvo.ru и razvoda.net.

«И потом, из-за козней недругов нам пришлось перенести праздник. Он теперь только для тех, кто получил на него приглашение», — объясняет Валерий малую явку. Что ж, праздник действительно был под угрозой — в отличие от непорочности присутствующих.

Эльбрус девственности и Пятигорск целомудрия

Торжество девственности изначально планировали провести у подножия Эльбруса, в поселке Тегенекли. «Эту гору венчают две вершины, одна из которых несколько поднимается над другой, что напоминает нам о главенстве мужа над женой, — сообщалось в анонсе праздника. — Твердость и нерасторжимость брака знаменует слияние этих двух вершин под небом в единую плоть». Белизна Эльбруса должна была, по замыслу Валерия Сутормина, «раскрыть чистоту и непостыдность слова “девство”, которое образом своего целомудрия призвано сопровождать человека от рождения до смерти».

О празднике широко объявили информагентства, от чего слово «девство» приобрело некоторую федеральную известность. Однако «по причине гонений и травли», как объяснил Сутормин, чествовать девство пришлось совсем в ином месте. В каком — отец Валерий объявил только в день Минодоры, Митродоры и Нимфодоры, за несколько часов до мероприятия. В самом приглашении, разосланном заранее, указывался только город — Пятигорск, а также содержались инвективы в адрес «преступной группировки РПЦ».

Праздник действительно скромен, можно сказать — аскетичен. В углу — иконы и диски с духовной музыкой, а также газеты «Вести славян юга Руси» (над шапкой девиз — «Наводить порядок надо тогда, когда еще нет смуты. Лао Цзы»). В зале среди славян — бывший атаман Надымского казачьего округа Обско-Полярной казачьей линии Сергей Кришталь. Как позже выяснилось, он готов жить не только в девстве, но и при царском режиме. На сцене женщина Александра и девушка Ангелина — студентка одного из московских музыкальных училищ, класс скрипки — по очереди читают похвалы целомудрию во всех трех видах. Между чтениями гусляры Егор и Роман исполняют песни, в основном казачьи. Играют хорошо. И так полтора часа.

«Девство было не только украшением, но и щитом всего народа, — сообщает со сцены Ангелина. — Так врач фашистской Германии дал рапорт своему предводителю о непобедимости страны с такой силой духа, в которой почти все девицы до брака сохранили невинность».

В поисках Конских

Брачная история самого Валерия Сутормина может послужить примером разве что для поучения. Впрочем, похоже, именно здесь надо искать причину столь трепетного отношения к девственности и целомудрию. Неудачный брак с Ией, в миру — Элиной Конских (жена ушла, забрав двоих детей) — не позволил семинаристу претендовать на сан. Обращения Сутормина к церковному суду и к патриарху с просьбой о церковных взысканиях для каноников, не отвративших Ию-Элину от разрыва с законным мужем, действия не возымели.

Уход жены, судя по всему, стал серьезным испытанием для Сутормина. Сайты его движения во всех подробностях сообщают о перипетиях семейного дела, включая «епитимью прелюбодеице» Конских. «Мне чужда мысль о вступлении во второй брак, — пишет Валерий Сутормин. — Желаю исполнить свое обещание Богу стать священником, если это возможно, в монашеском чине. Детей хотел бы воспитать при монастыре, а жену поселить рядом в слободе с девочкой (от следующего брака — прим. «Ленты.ру»). Это даст возможность ей и мне быть рядом с детьми, а детям — православное воспитание и, насколько возможно, единство семьи».

Теперь Валерий Сутормин не видит для себя иного выхода, кроме как критиковать церковное начальство за недостаточно серьезный подход к браку — и, понятно, бороться за девство. В трех его видах. Общепринятом: «Как хозяин дома, уходя, ставит печать при дверях для удостоверения при возвращении в неприкосновенности жилища, так и Бог при сотворении жены запечатал ее при входе для единого жениха». Брачном: «В Евангелии сказано, что лучше вам оставаться так, но “если девица выйдет замуж — не согрешит”». И во вдовстве — «на примере честных вдов, сохраняющих верность по смерти мужа». Честные вдовцы и вообще мужчины в данный набор примеров, обнародованных Александрой и Ангелиной со сцены, не входят.

Гонения и благословения

Благословлены ли само движение во славу девства и его трактовка целомудрия церковным начальством — и в первую очередь патриархом Кириллом? «Да», — утверждает Валерий Сутормин. В подтверждение приводит стенограмму встречи со Святейшим два года назад во Владимире, подписанную двумя свидетелями:

«Валерий передал Святейшему Патриарху лично в руки соборное обращение в защиту брака с просьбой: “Ваше Святейшество, защитите брак”. Святейший внимательно посмотрел обращение, логотип движения с изображением Ангельского чина Силы и надписью “Развода нет” и сказал: “Только декларациями не поможешь. Надо, чтобы у молодого поколения состоялся брак”».

Далее — как следует из того же документа — патриарх Кирилл «при расставании, медленно передвигаясь и благословляя народ» стал «тихо повторять сам себе: “Защитить брак, как защитить брак”». И даже обратился с вопросом к своему помощнику, епископу Сергию — но «в ответ последовало недоуменное молчание молодого владыки». После чего, согласно бумаге от Сутормина, предстоятель «пронзительно и прямо» посмотрел Валерию в глаза — и со словами «Брат! Только декларациями делу не поможешь! Нужно вместе!» передал письмо секретарю и удалился.

Подчиненные Кирилла — авторы тех самых «гонений и козней» — имеют много вопросов как по сути, так и по форме изложения девственных идей по Сутормину. «Рассуждая о девстве, он пропагандирует учение телегонии», — уверен Игорь Иванишко, советник председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ. И приводит пример из текстов Валерия: «Известен случай, когда в белой семье был рожден негр по причине случайной бесплодной связи бабушки жены».

«При раскрытии темы девства и последствий незаконных связей движение указывало не на науку “телегония”, — парирует Сутормин, не отрицая точности цитирования. — А только на существование реальных и неопровержимых, как солнечный свет, научных исследований, которые лишь подтверждают тексты Священного Писания и естественные наблюдения людей».

Остается вопрос: почему же Сутормин не попал под отлучение? Со стороны видятся минимум три обстоятельства, препятствующие этому. Во-первых, Валерий слывет отменным регентом, в этом качестве подвизающимся при Спасо-Андрониковом монастыре. Во-вторых, он не менее усердно, чем искусство распева, изучал внутрицерковное законодательство. В-третьих, список благословений от православного начальства у «девства.ру — развода.нет» не менее внушителен, чем набор «клевет» в адрес поборников девства.

Стало быть, Сутормин — человек для церкви полезный. В случае чего, просто так — без крупного скандала — он не сдастся. И если что, Валерий наверняка найдет поддержку не только среди участников праздника девства, но и среди высокопоставленных клириков. Настроенных, надо полагать, куда более радикально, чем того требует, к примеру, социальная доктрина РПЦ — которая еще в 1998 году осудила священников, «запрещающих своим чадам вступление во второй брак».

Говоря проще, на каждого митрополита Иоанна, выступающего против Сутормина и его команды, найдется свой митрополит Исидор, благословляющий праздник девства. И кто знает, чья линия возобладает в обозримом будущем?

***

Праздник завершается общей молитвой, как и начинался. Валерий Сутормин просит быть объективным «к нашему святому делу», но не возражает и против иного подхода. «Каждая клевета — плюс четыре тысячи человек, посещающих наши сайты», — с кроткой улыбкой сообщает Валерий.

И все же — снова цитата из Сутормина — до «признания девства общенародным достоянием, а сохранения его — делом государственной важности», еще далеко. Судя по реакции общества, недавняя блокировка на территории РФ портала PornHub занимает умы куда больше. И не только умы.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше