Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Аркадий Евстафьев

В коробке из-под ксерокса Куда уходят саратовские промышленные гиганты

Аркадий Евстафьев

Фото: Валерий Мельников / «Коммерсантъ»

Вслед за рассказом «Ленты.ру» о незавидных перспективах полиграфических предприятий в Саратове, открылись интересные подробности о судьбе других промышленных объектов, перешедших из государственных рук в частные. Как выяснилось, львиная доля значимых для региона казенных предприятий оказалась в активах одного коммерсанта — Аркадия Евстафьева, стоявшего в свое время у истоков приватизации в России. Подробности — в новом расследовании «Ленты.ру».

Приватизация для своих

Промышленник Аркадий Евстафьев, столь успешно ведущий хозяйственную деятельность в богатом на крупные гособъекты регионе, начинал карьеру на государственной службе.

Служил в КГБ. Новой власти пришелся ко двору и в 1992-м занял должность советника пресс-секретаря председателя Госкомимущества, которое в то время возглавлял Анатолий Чубайс. Как писала «Российская газета», именно Евстафьеву принадлежала идея создания статьи расходов в бюджете Госкомимущества (структуре, предшествовавшей нынешнему Росимуществу) о пропаганде приватизации.

Из сформированного фонда платили за хорошие статьи в прессе. Также предлагалось заключать с депутатами Верховного Совета договоры о пропаганде идей приватизации. Однако это предложение подверглось критике со стороны отдельных членов парламента — назвали это подкупом. После этого выплаты депутатам прекратились.

Во время президентской кампании 1996 года Евстафьев продолжал работать на Чубайса, числясь сотрудником аппарата правительства. И именно он был задержан вместе с Сергеем Лисовским (известный шоумен и рекламщик 90-х, основатель компании ЛИС’С, ныне первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию) в Доме правительства с коробкой из-под ксерокса, где было полмиллиона долларов США наличными. Возбужденное Главной военной прокуратурой уголовное дело через год было прекращено за отсутствием состава преступления — хозяина коробки так и не нашли. А вот организаторы задержания — вице-премьер Олег Сосковец, директор ФСБ Михаил Барсуков и глава службы безопасности президента Александр Коржаков лишились работы.

Позднее Евстафьев проходил по уголовному делу о неправомерном получении денег за ненаписанную книгу о приватизации. Гонорар в 90 тысяч долларов следствие сочло взяткой. Причем крупные суммы за неизданный к тому моменту литературный труд получили и другие соавторы Евстафьева из числа пионеров российской приватизации. В частности, его давний друг и соратник Альфред Кох. Но дело было прекращено по амнистии в декабре 1999 года. С Кохом, возглавлявшим Госкомимущество после Чубайса с 1996 по 1997 год, Евстафьев учредил группу компаний «Монтес Аури».

По сведениям портала «Агентство федеральных расследований», Кох и Евстафьев, используя обширные связи с высокопоставленными чиновниками, в частности Чубайсом и Немцовым, лоббировали интересы не только своих компаний, но и других предприятий. У них был доступ к информации о распродаже казенного добра из первых рук.

В 2000 году Евстафьева назначили заместителем генерального директора АО «Мосэнерго» (дочернее предприятие РАО «ЕЭС России», владевшее 17 электростанциями). Спустя два года он возглавил это ведомство. Однако в июне 2005-го подал в отставку после критики президента Владимира Путина. Глава государства упрекнул руководство «Мосэнерго» в цинизме и очевидной профнепригодности после серьезной аварии в сетях, случившейся 25 мая 2005 года.

В частности, Владимир Путин отметил, что избежать веерного отключения электроэнергии можно было бы, отремонтировав четыре трансформатора по 180 тысяч рублей, в то время как совет директоров компании предложил направить на выплату дивидендов акционерам — почти миллиард рублей.

В феврале за отставкой Евстафьева последовало возбуждение уголовного дела — руководство предприятия заподозрили в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве. По данным следствия, с января 2001-го по декабрь 2002-го должностные лица «Мосэнерго» внесли в бухгалтерские документы заведомо ложные сведения и тем самым не доплатили в казну 105 миллионов 184 тысяч 256 рублей.

В качестве фигурантов назывались Евстафьев и главбух компании Татьяна Дронова. Расследование окончилось... ничем. Стоит отметить, что налоговые претензии к предприятию в эпоху правления Евстафьева предъявлялись и ранее. В июле 2005 года Федеральная налоговая служба насчитала 335 миллионов недоплаты в казну. Но юристы компании оспорили сумму в суде — в результате выплатили лишь 665 тысяч бюджету. Осенью фискалы недосчитались еще 7 миллиардов рублей. О дальнейшей судьбе претензий не сообщалось.

Политические потуги

После нескольких лет забвения в связи с отставкой Евстафьев громко заявляет о себе на родине — в Саратовской области.

Предположительно близкие к нему печатные издания и электронные СМИ усиленно создавали образ успешного бизнесмена. В его поддержку высказывался председатель партии «Демократический выбор» (с мая 2012 по декабрь 2015 года) Владимир Милов, что, впрочем, не помогло Евстафьеву да и партии сохранить лицо на выборах осенью 2012 года. «РПР-Парнас», от которого шел в депутаты Евстафьев в Саратовской области, собрал лишь 0,58 процента голосов.

В «Живом журнале» Милов указал что «Мосэнерго» при Евстафьеве погасило долги перед «Газпромом», за которые Москве якобы угрожали намного более серьезные и длительные отключения электроэнергии, чем в мае 2005 года. Также он упоминает, что после ухода Евстафьева с поста компании тарифы на электричество выросли более чем вдвое. Вспомнил он и о новых рабочих местах, имея в виду Тольяттинский трансформаторный завод, холдинг «Агророс», «Саравиа».

Но знающие ситуацию люди быстро отреагировали на лестные отзывы политического соратника Евстафьева. Наиболее обстоятельно проанализировал аргументы Милова блогер Gerat на своей страничке в ЖЖ в 2012 году.

«Начнем с "Мосэнерго" (...) Так совпало, что за время директорства Евстафьева экономика РФ перешла из состояния хронических неплатежей, когда зарплату работниками выдавали шинами (...) к нормальному денежному обращению.Такая же ситуация с тарифами. Для населения они до сих пор регулируются государством, и поднимать или не поднимать их решается на политическом уровне», — указывает блогер.

Подверг он критике и тезис о «воскрешении» Евстафьевым Тольяттинского трансформаторного завода и связал выгодную покупку предприятия близостью олигарха к Анатолию Чубайсу, возглавлявшего РАО ЕЭС России с 1998 по 2008 годы.

«В советское время это один из двух крупнейших производителей трансформаторов в СССР, — говорит блогер. — Второй был в Запорожье, УССР. После развала СССР в России остался один завод. За "время надежд" (90-е) предприятие было акционировано и в итоге обанкрочено. Контроль над ним перешел к... РАО ЕЭС (...) При этом выводить из кризиса завод особо не нужно. Ведь это не какой-нибудь Саратовский авиационный завод. ТТЗ обеспечат заказами на годы вперед по причине масштабной инвестиционной программы бывших "дочек" РАО ЕЭС».

Сегодняшние работники верфей Евстафьева вряд ли согласились бы с Миловым и в том, что касается создания новых рабочих мест. Особенно печатники, сокращенные из издательства «Слово», купленного олигархом. Или пролетариат с некогда мощного завода «Ликсар», на месте которого сейчас высятся две недостроенные многоэтажки. О судьбе этих предприятий, а также об анонсированной покупке Евстафьевым печатного гиганта «Саратовский полиграфический комбинат» «Лента.ру» рассказывала в своем расследовании «Полиграфкомбинация».

Наиболее интересные эпизоды приобретения потенциальным политиком Евстафьевым госсобственности заслуживают отдельного разговора.

Одинокие крылья Саратова

Саратовские авиалинии в 90-х годах были частично приватизированы через аукцион. Контрольный пакет сохранялся за государством, остальные акции переходили из рук в руки. Но в новом тысячелетии многое изменилось в небе Саратова — блокирующий пакет акций (более 25 процентов) оказался у местного олигарха Романа Пипии, располагавшего активами в региональных сельскохозяйственных предприятиях и ликеро-водочной отрасли. Он даже владел футбольным клубом.

Пипия контролировал 26,5 процентов акций, еще 10 процентов принадлежали его подчиненному — Александру Кондратенко.

По данным издания «ИА Взгляд-Инфо», производственные успехи саратовского авиаперевозчика в эпоху управленческих перемен упали по нескольким значимым показателям. Приводятся данные по отчету собрания акционеров авиакомпании за 2005 год: пассажирооборот сократился на 8 процентов, международные перевозки — на 26,6 процента, флот не модернизировался в нужном объеме. Дефицит собственных оборотных вынудил компанию брать кредиты в банках.

В 2007 году Пипия продал свою долю инвестиционному холдингу «Энергетический союз», подконтрольному Евстафьеву. Сумма сделки — 24 миллиона рублей, по оценкам экспертов — в несколько раз ниже рыночной. ИА «Взгляд-Инфо» называла реальную стоимость в 3-5 миллионов долларов.

«Скорее всего, за эту сумму акции и были проданы, так как известно, что Пипия своего не упустит. Вероятно, имела место комбинированная схема продажи, что позволило существенно снизить налогооблагаемую базу. Если деталями сделки заинтересуется прокуратура или антимонопольный комитет, они ее могут оспорить», — указывало агентство.

Но огрехов в сделке найдено не было. Не заинтересовала она правоохранителей и с точки зрения наличия признаков состава преступления, предусмотренного 174-й статьей УК РФ — легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Речь о том, что Пипия за ряд экономических преступлений, совершенных в России объявлен в розыск. Кстати, от Пипии в наследство, по данным портала mkbank.ru, Евстафьев получил и банк «Агророс», который новый владелец активно использует в своих схемах приобретения имущества в городе.

По данным «Коммерсанта», в 2011 году государство продало свой пакет акций двум офшорным компаниям за 290 миллионов рублей. Продавцом выступил «Аэрофлот», которому акции достались от «Ростехнологий».

Считалось, что бенефициар предприятий — Аркадий Евстафьев, и он это не опровергал. Белизские компании Tricona Enyerprises Inc. и Avalon Ventures Inc. получили 24,02 процента и 25,55 процента акций от уставного капитала российского авиаперевозчика соответственно.

«То, что приобретатели государственного пакета акций компании "Саравиа" зарегистрированы в офшоре, на авиаперевозки не влияет никак, а на регион влияет — он недополучает налоги», — объяснял ИА «Взгляд-инфо» политолог Борис Кагарлицкий.

В июле 2015 года, как сообщал «Коммерсантъ», были обнародованы изменения в списке аффилированных лиц — подконтрольная Евстафьеву структура ООО «Союз-Инвест», владевшая незначительным количеством акций «Саравиа» (чуть более пяти процентов) выкупила долю офшорных компаний. Таким образом Евстафьев официально получил почти 82 процента.

Не исключено, что перетасовка активов связана с курсом отечественной экономики на деофшоризацию, о чем президент Владимир Путин говорил в рамках послания Федеральному собранию в 2014 году. То есть Евстафьев вышел из тени, хотя (если допустить, что офшоры принадлежали ему) и потерял в деньгах.

Владельцы и руководство «Саравиа» неоднократно подвергались критике со стороны региональных СМИ, местных властей и общественности. В частности, неоднократно звучали претензии по монополизации предоставления транспортных услуг.

По данным издания DP.RU, опубликовавшего в марте прошлого года рейтинг самых старых самолетов, в пятерку «долгожителей» входит Як-42 «Саратовских авиалиний». Машина отметила на момент публикации свое 33-летие. Также компанию обвиняли в завышении цены на авиабилеты.

Из небесной стихии — в водную

Превосходство в воздухе — не единственный интерес предпринимателя Евстафьева в транспортной сфере. Набирает силу скандал вокруг нового приобретения подконтрольной «Союз-Инвеста» — 25,5 процентов акций ОАО «Порт» (Саратовское речное транспортное предприятие). Сделка состоялась в июле прошлого года.

В отличие от других покупок госсобственности, этот пакет достался Евстафьеву в упорной борьбе. Как сообщал «Коммерсантъ», на аукционе участники совершили целых десять шагов. Однако между новым совладельцем и другими собственниками вскоре возникло недопонимание.

— В действиях сотрудников структуры, возглавляемой Евстафьевым, я вижу попытку перехвата управления предприятием. Первое заявление Евстафьева было о возможной блокировке решений и о том, что прежние акционеры должны с ними считаться. Хотя лично мне непонятно, что могут люди, никогда не работавшие в нашей сфере и карьеру свою начинавшие с коробки из-под ксерокса, смыслить в портовом деле, — говорит первый заместитель генерального директора компании и владелец 12,4 процентов акций Игорь Зубатов.

По его словам, подконтрольная Евстафьеву пресса пытается испортить имидж предприятия. В частности, издание fn-volga.ru, которое по данным портала saratovnews.ru, принадлежит пулу бизнесмена.

Опубликована недостоверная информация о работе предприятия и руководства компании — что в годовом отчете не указанно вознаграждение, выплаченное членам Совета директоров, хотя в бухгалтерских документах вся эта информация присутствует. Акционер, во всяком случае добросовестный акционер, должен знать, что в данном случае вознаграждения членам Совета директоров выплачивались по основному месту работы в виде тринадцатой зарплаты, как и всем работникам предприятия по штатному расписанию, согласно коллективному договору, — пояснил Зубатов.

На сегодняшний день, по словам Игоря Зубатова, структуры Евстафьева владеют более чем 35 процентами акций, поэтому имеют допуск ко всем документам.

— На протяжении последних 9 месяцев мы постоянно отвечаем на их запросы, они получили практически все бумаги. Я так понимаю, они пытаются что-то найти, чтобы использовать против действующего руководства предприятия. На предприятии буквально ночует человек от новых акционеров, — говорит Зубатов.

— Мы ждали, когда пакет выставят на продажу, собирались приобрести акции на аукционе. Бизнес достаточно специфичный, работа сезонная — люди наши всю жизнь занимаются этим делом. Я, например, более 30 лет в порту, да и для всех моих коллег это родное. Но тут неожиданно возникли эти люди. Мы не хотели задирать цену на аукцион. Мы уже видели похожие ситуации — по волгоградскому порту. Там в клинч вошли, задрали в четыре раза цену, а что потом в производство инвестировать? — говорит Зубатов.

По словам замдиректора, деятельность акционера ООО «Союз Инвест» была направлена в первую очередь на поиск нарушений, касающихся производственно-финансовой сферы порта. Зубатову в недоумении, что было целью ревизии — выявление погрешностей или дестабилизация работы отделов и общей ситуации на предприятии.

Согласно данным, попавшим в распоряжении редакции «Ленты.ру», от новых совладельцев с сентября прошлого года по июнь нынешнего поступило 23 запроса на предоставление информации и материалов о работе порта за последние три года. Общий объем запрашиваемой «литературы» превысил тысячу страниц печатного текста.

Вслед за проверками, устроенными новыми акционерами, последовали заявления в Саратовское отделение ЦБ с жалобами на действия органов управления ОАО по порядку проведения собраний акционеров и некоторые решения совета директоров.

25 июля по инициативе «Союз-Инвеста» провели внеочередное собрание акционеров, на котором решался вопрос о досрочном прекращении полномочий действующих членов совета и избрании нового руководства. Но предложение не было принято.

«Никто не поддержал. А проведение таких собраний обходится нашему не самому богатому предприятию в немалую сумму, — говорит Зубатов. — Так что пока я вижу только разрушительный фактор в действиях нового совладельца порта. У Евстафьева политические амбиции в регионе, он, видимо, хочет показать, что он везде в Саратове хозяин».

По словам Зубатова, предложений по финансовой поддержке, расширению рынков сбыта продукции, программы по улучшению работы в непростой экономической ситуации от них не поступало.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше