Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Там правит нал Как украсть и вывезти девять миллиардов — что сделают с деньгами Захарченко

Кадр: фильм «Кокаин»

Подводя итоги уходящего года, «Лента.ру» составила список лучших публикаций 2016-го года. Этот текст — один из них. Полковник МВД Дмитрий Захарченко хранил дома у сестры полторы тонны денег — восемь-девять миллиардов рублей в долларах и евро. Выяснить их происхождение — непростая задача следствия, на решение которой может уйти много времени. Но уже сейчас возникает несколько вопросов по технической стороне дела. Они связаны с процессом обналичивания такой огромной суммы и перевозкой изъятых средств в банк. «Лента.ру» попыталась ответить на эти вопросы.

Черный полковник

Замначальника управления «Т» антикоррупционного главка МВД Дмитрий Захарченко оставляет солидное наследство.

Обвиняемый во взяточничестве и злоупотреблении должностными полномочиями силовик хранил огромные (по номиналу, весу и объему) суммы в квартире своей сестры.

120 миллионов долларов и два миллиона евро наличными (в пересчете по текущему курсу — около восьми миллиардов рублей, по версии следствия — девять миллиардов рублей), 300 миллионов евро (больше 20 миллиардов рублей) на счетах родственников в Швейцарии — вот деньги, связанные с полковником Захарченко.

Что такое девять миллиардов рублей? Это четыре процента от суммы, которую правительство потратит на единовременную выплату пенсионерам в январе следующего года. То есть 25 полковников Захарченко полностью покрывают соответствующие нужды Минфина (221 миллиард рублей).

Такое же количество пойманных полковников-коррупционеров могло бы заплатить за строительство Крымского моста (он стоит 228 миллиардов рублей).

Девять миллиардов рублей — это три процента бюджета Минздравсоцразвития; 2,4 процента — Минобрнауки.

При изучении дела Захарченко возникает ряд технических вопросов. Они не касаются коррупции и борьбы с ней, не связаны с действиями следствия. Вопросы чисто практические: как можно обналичить и хранить такую огромную сумму и как теперь отвезти эти деньги в банк?

Прачечная для банкиров

По одной из версий, Дмитрий Захарченко был участником незаконного семейного бизнеса по спасению недобросовестных банкиров. Перед отзывом лицензии они обналичивали и выводили средства из банков, и деньги якобы оседали в Швейцарии. В том числе и в Rothschild Bank.

Семья Захарченко причастна к выводу денег и из Нота-банка (входил в сотню крупнейших банков в России), считают следователи. Кредитная организация потеряла лицензию в ноябре 2015 года. ЦБ оценил дыру в ее капитале в 26 миллиардов рублей. Часть средств, возможно, была отправлена руководителями банка на швейцарские счета, часть — вполне могла оказаться в квартире сестры Захарченко.

Показания против полковника давал один из топ-менеджеров Нота-банка. В августе 2016-го его руководители Дмитрий и Вадим Ерохины и финансовый директор Галина Марчукова с сестрой Ларисой были арестованы по обвинению в хищении средств банка (в четверг, 15 сентября, Тверской суд Москвы продлил их арест до 18 ноября).

Точно неизвестно, какие схемы использовались при хищении и выводе денег из Нота-банка, но таких схем известно великое множество.

«Если анализировать причины закрытия банков за последние два года, то самой популярной схемой обналичивания является выдача займов людям, связанным с менеджментом или собственниками кредитной организации», — указывает финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин. По его словам, Россия остается «страной кэша». ЦБ борется с этим и стремится увеличить объемы безналичных операций, но пока 85 процентов всех платежей в стране проводятся с помощью «живых» денег, сообщает эксперт.

«Перед самым концом (в случае отзыва лицензии — прим. «Ленты.ру») руководство банка может обналичить деньги для себя. Для финдиректора это не проблема — он подписывает соответствующее распоряжение, и в кассе ему выдают деньги. Не существует никакого лимита на сумму, которую можно получить наличными. Правда, финдиректор должен нести ответственность за обналичивание. Но если руководство собирается взять деньги и убежать, то обналичка происходит быстро и без проблем», — рассказывает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

Банкиры придумывают самые разные схемы для нелегального обналичивания денег. Они сводятся к фиктивным сделкам. Дагестанские банки, к примеру, участвовали в закупках скота, но сделки в реальности не проводились, приводит пример Осадчий. Еще один незаконный способ — оформление несуществующих зарплат или покупки недвижимости.

С другой стороны, операции с наличными постепенно уходят в прошлое, утверждает эксперт. В «дагестанскую банковскую группировку» (региональные финансовые организации, связанные с отмыванием и выводом средств) 1 октября 2012 года входило 30 банков, 1 декабря 2013 года — 21. «Сейчас в Дагестане осталось четыре банка. Причем один из них — "Алжан" — не входит в систему страхования вкладов», — продолжает он. Благодаря работе госрегулятора таких организаций становится все меньше. В Чечне банков и вовсе не осталось — 18 учреждений были ликвидированы ЦБ, говорит Осадчий.

Грязные деньги

О происхождении этих девяти миллиардов рублей пока ничего неизвестно (с равной вероятностью это могут быть деньги и Нота-банка, и любой другой закрытой финансовой структуры, а то и вовсе взятки) — данным вопросом занимаются правоохранительные органы.

Но, если это были деньги клиентов банка, они смогут получить их обратно. Замруководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая напоминает, что «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) платит пострадавшим вкладчикам в пределах определенного лимита — до 1,4 миллиона рублей. АСВ заинтересовано в том, чтобы собрать как можно больше выведенных активов. С одной стороны, это позволит закрытому банку исполнить свои обязательства перед кредиторами, с другой — возместить траты АСВ (читай — государства) на компенсации вкладчикам.

«Что произойдет в случае с Нота-банком — пока сказать нельзя, потому что должно пройти следствие, должен состояться суд. Только тогда можно определить, кому причитаются найденные деньги», — говорит Ольга Беленькая.

«Газель», грузовик, кортеж

Второй вопрос касается перевозки найденных у Захарченко миллиардов. 14 сентября начальник управления инкассации Сбербанка Андрей Новиков заявил, что деньги планируют отправить в один из российских банков (не уточнялось, в какой именно). Сейчас доллары и евро полковника хранятся в ЦБ, и с их перевозкой могут возникнуть проблемы — по крайней мере, так считает Новиков.

«У нас активная работа в плане реанимации темы взаимодействия с МВД, даже в плане банального прикрытия ребят на маршруте. Например, проблема сейчас встала — перевезти деньги коррупционера Захарченко в банк. Это рискованное предприятие, которое должно прикрываться органами МВД», — приводит РИА Новости слова Новикова.

«Лента.ру» обратилась к банкирам с просьбой оценить масштабы проблем, стоящих перед инкассаторами: вес изъятых банкнот, количество необходимых машин для транспортировки, необходимые меры безопасности.

«Если брать за основу при расчетах купюру в 100 долларов США (напомню, что максимальный номинал американских банкнот — 10 тысяч, но их хождение разрешено только в Соединенных Штатах), то легко узнать, сколько весят 120 миллионов долларов. Вес стодолларовой купюры равен 0,85 грамма. Стандартная пачка в 10 тысяч долларов весит 85 граммов. 120 миллионов долларов — это 12 тысяч таких пачек. Получается 1 тонна 20 килограммов», — подсчитал директор по маркетингу Локо-банка Денис Зверик.

По его словам, стандартная грузоподъемность инкассаторской машины — полторы тонны, так что даже с учетом усиленной охраны одной «Газели» хватит, чтобы перевезти деньги.

Представитель Промсвязьбанка вес изъятых денег оценил в полторы тонны: «Для транспортировки такого объема могут потребоваться две большие инкассаторские машины типа Volkswagen Crafter или один грузовик (они тоже используются в инкассации). В практике коммерческих банков вряд ли были случаи перевозки такой большой суммы. Это, скорее, из практики Центробанка».

Собеседник «Ленты.ру» в крупном столичном банке утверждает, что с такой перевозкой легко справится подразделение Банка России — объединение инкассации «Росинкас», которое обеспечивает перевозки фондов ЦБ внутри регионов и по стране: «Подразделение имеет на вооружении боевое автоматическое стрелковое оружие, а также располагает крупнотоннажными грузовыми бронеавтомобилями. Такие крупные перевозки, как правило, сопровождаются усиленной вооруженной охраной на бронеавтомобилях, при необходимости привлекаются экипажи ДПС».

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15