Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Серена Уильямс и Винус Уильямс

«Сестры Уильямс имели право на эти препараты» Сергей Шубенков — о применении допинга американскими атлетами с санкции WADA

Серена Уильямс и Винус Уильямс

Фото: Tony O'Brien / Reuters

Чемпион мира в беге на 110 метров с барьерами Сергей Шубенков, отстраненный по инициативе Международной ассоциации легкоатлетических ассоциаций (IAAF) и Всемирного антидопингового агентства (WADA) вместе с другими российскими атлетами от участия в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, вступился за американских спортсменов, которых хакерская группа Fancy Bear уличила в употреблении допинга с согласия WADA. Шубенков пояснил «Ленте.ру», что так называемое терапевтическое исключение — обычная практика в большом спорте.

Lenta.ru: Взломавшие базу данных ADAMS хакеры из группы Fancy Bear уличили американок Серену и Винус Уильямс, Симону Байлз и Елену Делле Дон в употреблении допинга с разрешения WADA. Что вы думаете о происходящем? Может быть, нашим функционерам стоит инициировать по этому поводу собственное расследование?

Сергей Шубенков: Нет. Дело в том, что эти спортсменки принимали указанные препараты в качестве так называемого терапевтического исключения — это когда отдельным спортсменам по особым показаниям разрешено применение препаратов из списка запрещенных. Как бы странно это ни звучало, они имели на это право.

Просто сейчас весь мир узнал, что есть ряд условий, при соблюдении которых можно принимать запрещенные препараты. Нам сейчас кричат, что «американцев поймали на допинге» и «это позор», однако все это происходит от недостаточной информированности. Для обычного человека все просто: если препарат находится в списке запрещенных, то это допинг. На самом же деле в запретном списке есть не только вещества, усиливающие физическую активность, но и огромное количество других, обычных лекарств.

Например, Серену Уильямс уличили в употреблении преднизона — это противовоспалительный препарат. У нее была травма, о чем широкой общественности известно. Она заранее подала в WADA документы с просьбой разрешить использовать преднизон в определенный период в определенной дозе и получила одобрение. Потом в ее пробе этот препарат обнаружился, что не может считаться нарушением антидопингового законодательства.

Четырехкратную олимпийскую чемпионку по гимнастике Симону Байлз уличили в приеме амфетамина. Ее случай тоже соответствует антидопинговому законодательству?

Тут все аналогично — это тоже терапевтическое исключение. Указанные в документах хакеров спортсменки ничего не нарушали. Каждый атлет имеет право при соблюдении определенной процедуры использовать некоторые запрещенные препараты. Более того, есть ситуации, когда разрешено применение ряда веществ без разрешения WADA — это относится к форс-мажорам, когда надо жизнь спасать, образно говоря.

Полгода назад разгорелся скандал с мельдонием, из-за которого многих россиян отстранили от соревнований. Они не знали об этих правилах WADA?

Кстати, за мельдоний в итоге не отстранили никого, кроме Шараповой, хотя поначалу многие на нем попались. Ошибкой Шараповой было то, что она употребляла препарат уже после его запрещения. Если бы она этого не сделала, могла бы доказать свою невиновность.

Российских легкоатлетов, включая вас, подогнали под одну гребенку. Это не противоречит правилам WADA?

В нашем случае вообще не разбирались. Нас отстранили не за конкретное деяние, а по принципу: «Мы вас проверить не можем, поэтому все будете сидеть дома».

Вы знаете случаи, когда российские спортсмены пользовались так называемым терапевтическим исключением?

Я слышал про нескольких спортсменов. У американцев обычно в год около 60 атлетов попадаются на применении запрещенных препаратов и около 20-30 из этих случаев — нарушение антидопингового законодательства. Все остальное — терапевтические исключения. В России же за 2014 год была такая статистика: 114 спортсменов попались на запрещенных веществах, и из них 110 дисквалификаций! То есть в России этим правилом почти не пользуются.

Почему?

Трудно сказать. Возможно, у нас другие стандарты медицины или попросту нет таких специалистов. Все наши лекарства в США считаются конфетками, а все их препараты у нас — наркотики. Быть может, дело в чем-то еще.

Ничего скандального в разоблачениях хакеров из Fancy bear нет?

Единственный скандальный момент — то, что они из России. Это лишь осложнит нам дальнейший процесс по восстановлению Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) в правах. Они пытались сделать из этого сенсацию, но не получилось. На западе это видят так: злая Россия своими незаконными действиями пытается дискредитировать других. Это очень плохо, это бьет по репутации страны. Хакеров этих надо найти и покарать за незаконные действия. Опубликованные данные — это медицинская тайна, в нормальной жизни никто не публикует диагнозы людей, а тем более то, что они принимают для лечения.

Напоследок скажите, пожалуйста, когда лично вы вернетесь к соревнованиям?

Сейчас я в отпуске, но скоро вернусь к тренировкам. Зимние турниры я пропущу. Ближайшие старты запланированы на май. По-прежнему неясно, допустят нас к ним или нет, ведь членство ВФЛА в IAAF по-прежнему не восстановлено. Пока у нас все в подвешенном состоянии.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше