Лента добра
Силовые структуры

«Россия» залетела

За что угодил под следствие глава авиаотряда по перевозке первых лиц страны
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Гендиректор специального летного отряда «Россия» Ярослав Одинцев, в ведении которого находится в том числе борт №1, оказался 13 сентября под домашним арестом. Он проходит по делу о превышении должностных полномочий, которое грозит вылиться в очередной коррупционный скандал. Еще весной Одинцев отверг обвинения против двух своих подчиненных, оказавшихся в центре расследования о закупках систем кондиционирования для казенных самолетов. Теперь у следователей появились претензии к самому гендиректору. В подоплеке происходящего разбиралась «Лента.ру».

Домашний арест

Еще 6 сентября несколько бригад оперативников и следователей центрального аппарата СКР обыскали кабинет гендиректора ФГУП «Специальный летный отряд "Россия"» Ярослава Одинцева, затем силовики посетили его дом, где изъяли документы и электронные носители, пишет Life.ru.

Управленца допросили, после чего было принято решение о его задержании. Из отпуска вызвали заместителя Одинцева, на которого теперь возложены обязанности гендиректора авиаотряда. На следующий день, 7 сентября, Басманный суд Москвы по ходатайству следователя вынес постановление об избрании меры пресечения Одинцеву в виде домашнего ареста. Срок содержания под стражей — два месяца, до 6 ноября.

И только 13 сентября информация об аресте появилась в СМИ. Сообщила об этом пресс-секретарь суда Юнона Царева. В отношении Одинцева возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). У него дома и в служебном кабинете прошли обыски. Следователи изъяли документы и электронные носители. Официальных комментариев от СКР по поводу расследования на авиапредприятии пока не поступило.

Занимательная деталь: арест генерального директора специального летного отряда «Россия» не требовал согласования с главой государства, однако Владимиру Путину доложили о мере пресечения, заявил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков: «Есть действия и есть подозрения и обвинения следственных органов. Вместе с тем здесь главным принципом, естественно, остается то, что без решения суда признать кого-либо виновным нельзя». Песков добавил, что ему не известно о кадровых решениях в специальном летном отряде, и напомнил, что отряд «Россия» занимается перевозкой высших государственных лиц, и «в этом контексте находится под кураторством ФСО», однако, по его словам, следственные действия никак не повлияли на организационное обеспечение деятельности администрации президента и самого главы государства.

Дело о кондиционерах

СМИ связывают привлечение Одинцева в качестве обвиняемого с историей о покупках кондиционеров. В начале весны, 10 марта, было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), а на следующий день арестовали начальника службы закупок авиаотряда Игоря Коваленко, члена конкурсной комиссии Дмитрия Позднякова и одного из совладельцев «Авиаприбор-сервиса» Алексея Меницкого.

Об этих арестах месяц спустя написала газета «Коммерсантъ». По данным издания, следствие заинтересовалось госконтрактом на ремонт систем кондиционирования самолетов Ту-204, Ту-214 и Ил-96, которые эксплуатируются «Россией». По данным СК, фигуранты дела намеренно завысили стоимость работ с 50 миллионов рублей, указанных исполнителем — Научно-производственным объединением «Наука», — до 96,1 миллиона рублей. 25 февраля этой структуре было выделено 48 миллионов рублей для исполнения госконтракта. Как считает следствие, 16 миллионов из них были похищены, так как исполнителю переведены не были, а остались на счету «Авиаприбор-Сервиса».

Защита обвиняемых утверждает, что выплаченные деньги до сих пор находятся на счетах коммерческой компании, потому не могут считаться похищенными. Кроме того, адвокаты указывают на то, что дело базируется только на нескольких справках и рапортах оперативных сотрудников ФСБ, без подкрепления надлежащими проверками и результатами экспертиз.

Впоследствии Одинцев через пресс-службу Управделами президента заявил о необоснованности претензий со стороны следственных органов. «Указанные в публикациях денежные средства перечислены исполнителю в соответствии с договором. Все работы по ремонту агрегатов фирмой-исполнителем проводятся в установленные в документации сроки. СЛО "Россия" гарантирует, что никакого финансового ущерба бюджету Российской Федерации нанесено не было», — цитировались слова гендиректора.

Однако уже в конце апреля круг обвиняемых расширился.

В частности, в СМИ появились сообщения, что к делу привлечены сразу 11 новых фигурантов, среди них — семь сотрудников «России». Вместе с Коваленко и Поздняковым в следственный изолятор был доставлен инженер предприятия Сергей Чернухин; женщинам из конкурсной комиссии авиаотряда — Елене Шестаковой, Ольге Дорожко и Елене Ивановой — назначили иную меру пресечения: домашний арест.

Остальные обвиняемые — владельцы и руководители коммерческой фирмы «Авиаприбор-сервис», выступавшей посредником в сделке. Помимо Меницкого, под следствием оказались гендиректор Игорь Щетинин и два его заместителя — Владимир Латышев и Юлия Бубнова.

Большинство фигурантов дела почти сразу заявили о своей невиновности. Частично признали вину женщины: они объяснили, что нарушения ими были допущены ради того, чтобы необходимый ремонт был выполнен, так как в случае срыва этого госконтракта следующий мог быть заключен не ранее чем через 200 дней, и все это время самолеты первых лиц не смогли бы выполнять полеты.

«Авиаприбор-Сервис» — одно из старейших предприятий по ремонту воздушных судов, существующее еще со времен СССР, имеющее техническую площадку, штат опытных сотрудников и все необходимые сертификаты и лицензии.

Абсолютное СЛО

О начальнике службы закупок Игоре Коваленко известно, что он выпускник Балашовского высшего военного летного училища, заслуженный летчик России, вышедший на пенсию в звании капитана и имеющий ряд госнаград.

Про Одинцева нет информации в открытых источниках.

Алексей Меницкий также связан с авиацией. Он сын Валерия Меницкого, скончавшегося несколько лет назад Героя Советского Союза, летчика-испытателя, шеф-пилота ОКБ им. А.И. Микояна. В разное время Меницкий-младший занимал пост главы авиакомпании «Атлант-Союз» и гендиректора компании «Аэро-Камов».

Специальный летный отряд «Россия» — государственное предприятие в составе Управления делами президента, обеспечивающее перевозку воздушным транспортом первых должностных лиц России. Согласно действующим нормам, авиаотряд перевозит президента страны (в том числе избранного, но не вступившего в должность), премьер-министра, глав Совета Федерации и Госдумы, председателя Конституционного суда, Генпрокурора, главу Следственного комитета, министра иностранных дел, главу администрации президента. Кроме того, к нему приписан Объединенный авиационный отряд специального назначения ФСБ, перевозящий руководство службы.

Авиапарк отряда насчитывает около 60 воздушных судов, включая 15 вертолетов Ми-8, а также глубоко модифицированные самолеты Ил-96-300ПУ, Ту-204, Ту-214. Есть в парке авиаотряда и зарубежные самолеты Airbus и Falcon, однако президент их не использует, предпочитая отечественные лайнеры.

< Назад в рубрику
Другие материалы рубрики