Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Эльвира Набиуллина и Герман Греф

Разгребательницы Почему непопулярных чиновников заменяют женщинами

Эльвира Набиуллина и Герман Греф

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Приход Анны Кузнецовой на должность уполномоченного по правам ребенка — второй случай за месяц, когда непопулярного чиновника сменяет женщина. В последние годы таких примеров было немало. «Лента.ру» вспомнила самые громкие назначения представительниц прекрасного пола за минувшие десять лет и сравнила их эффективность с предшественниками.

В конце прошлой недели Павел Астахов был освобожден от должности по собственному желанию, а ему на смену пришла Анна Кузнецова — исполнительный директор Ассоциации организаций по защите семьи, президент пензенского благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства «Покров», а также по совместительству глава регионального исполкома Общероссийского народного фронта (ОНФ). Бывший детский омбудсмен похвалил мудрое решение главы государства и пожелал преемнице Божьей помощи на сложном поприще.

Двумя неделями ранее кресло министра образования и науки заняла Ольга Васильева, работавшая замначальника управления администрации президента по общественным проектам. На этом посту она сменила министра образования Дмитрия Ливанова.

«У Путина, судя по всему, женский период в кадровой политике. Действительно, обилие женщин, которые занимают государственные посты, впечатляет», — отметил генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

О работе Кузнецовой на посту детского омбудсмена пока говорить рано, а вот Ольга Васильева успела сделать некоторые заявления. В Общественной палате она выступила против натаскивания школьников на ЕГЭ, предложив использовать внеурочное время для их воспитания — чтобы они «действительно стали гражданами нашей страны».

Уже по первым откликам можно сказать, что вновь назначенные женщины оказались как минимум симпатичнее экспертному и профессиональному сообществу, чем их предшественники Астахов и Ливанов. Но были и более громкие примеры.

«Женщина с острым умом»

Татьяна Голикова, назначенная министром здравоохранения и социального развития в сентябре 2007 года, заняла место раскритикованного со всех сторон Михаила Зурабова. На пост главы Минздравсоцразвития ее назначили как дотошного и компетентного финансиста, объясняли тогда в кулуарах, тем более что в период работы Зурабова в его зоне ответственности случались громкие коррупционные скандалы. Так, по подозрению во взяточничестве и нецелевом использовании бюджетных средств был арестован директор Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Андрей Таранов.

Несмотря на критику работы министерства, эксперты и коллеги Голиковой отмечали, что она намного внимательнее относится к проблемам простых смертных, чем ее предшественник. Например, во время осетинского конфликта она посетила больницы во Владикавказе, а в разгар кризиса выступала за увеличение базовой части пенсии на 30 процентов.

В мае 2012 года Минздравсоцразвития разделили на два ведомства — Министерство труда и соцзащиты и Министерство здравоохранения (второе тоже возглавила женщина — Вероника Скворцова). Через год Голикова пришла на пост председателя Счетной палаты вместо Сергея Степашина.

Он покинул должность из-за законодательного запрета руководить палатой более двух сроков подряд, и по сравнению с Зурабовым Степашин выглядел на порядок более авторитетной фигурой. В период его работы были устранены финансовые нарушения на 131,6 миллиарда рублей, при нем СП проверила законность приватизации 1993-2003 годов, по результатам которой выявила ущерб в 45 миллиардов рублей. А в 2006-2007 годах Степашин разоблачил ряд коррупционеров внутри Счетной палаты.

И хотя эффекта «низкой базы», оставленной предшественником, не было, Голикова справилась и на этот раз, полагают большинство экспертов. «Татьяна Голикова женщина с острым умом, она глубоко вникает в детали. А в ведомстве, во главе которого она сейчас стоит, это немаловажный фактор», — считает Алексей Мухин и отмечает, что на фоне развернувшейся борьбы с коррупцией Голикова на этому посту «просто незаменима».

Ответила на санкции

Заслуженный экономист России Эльвира Набиуллина тоже сменяла мужчин на высоких должностях дважды: в 2007 году — Германа Грефа на посту министра экономического развития и торговли, в 2013 году — Сергея Игнатьева, бывшего главу Центробанка России.

Набиуллиной повезло с предшественниками — оба считались достаточно эффективными управленцами, но и отличиться на их фоне было сложнее.

При Грефе-министре экономика росла самыми быстрыми темпами за всю новейшую российскую историю — в среднем на 7,2 процента. Высокие цены на нефть тянули вверх и остальные показатели.

О своей преемнице Греф отзывался исключительно положительно, характеризуя ее как одного из самых квалифицированных экономистов и талантливых менеджеров. Бизнес-омбудсмен Борис Титов называл Набиуллину «лучшим министром экономики за последние годы с точки зрения бизнеса».

Среди самых значимых ее достижений — успешное завершение переговоров по вступлению России в ВТО, которые длились около двух десятилетий. Отвечать за экономическое развитие Набиуллиной пришлось в глубоко кризисные времена, но после этого министерства ее бросили на еще более проблемные сектора.

Она появилась во главе Центробанка в период санкций, падения цен на нефть, ослабления национальной валюты. «Многие ругают Набиуллину за девальвацию, резкое падение курса рубля. На мой взгляд, это, наоборот, достижение», — считает политолог Алексей Чадаев. По его мнению, «ответ на санкции был болезненным, но наилучшим» в сложившихся обстоятельствах, как и поведение ЦБ.

Что касается критики повышения ставок и отсутствия дешевых кредитов, то тут «большого зла» нет: качественные программы кредитования все равно отсутствуют, полагает Чадаев.

Бэтмен-вумен вместо волшебника

В напряженный период перешла на работу из аппарата уполномоченных в руководство Центризбиркома Элла Памфилова. В марте, когда ее назначили главой ЦИК вместо «волшебника» Владимира Чурова, до выборов оставалось чуть менее полугода.

Эксперты отмечали, что одна из задач нового руководства — изменить представление общества о ЦИК и избирательной системе в целом. «У Эллы Александровны устоявшийся и заслуженный имидж человека эффективного, порядочного и честного. К тому же имиджевая функция будет выполнена просто потому, что новый начальник вызывает доверие», — отмечал политолог Дмитрий Орешкин.

Памфиловой, которую Михаил Федотов, глава Совета по правам человека при президенте России, назвал «русским Бэтменом», доверяют в том числе благодаря ее богатому опыту в правозащитной деятельности. По словам Федотова, на посту уполномоченного по правам человека Памфилова всегда приходила на помощь тем, кто в этом нуждался. Даже первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников признал, что хотя Памфилова и является их идейным оппонентом, она не раз результативно вмешивалась в решение резонансных вопросов.

При Памфиловой уже принят ряд заметных решений, в том числе отмена муниципальных выборов в Барвихе, отставка руководства региональных избиркомов. Кроме того, как говорила сама бывший омбудсмен, в ЦИК наметили проблемные с точки зрения нарушений избирательного процесса регионы. А поскольку при назначении главой Центризбиркома эксперты прочили Памфиловой «неограниченный мандат» от президента на проведение честных выборов, критика со стороны ЦИК может повлечь серьезные последствия в субъектах.

Авторитет и влияние

Валентина Матвиенко сразу после назначения на должность главы Совета Федерации заявляла, что намерена укрепить авторитет верхней палаты парламента и усилить ее влияние как внутри страны, так и за ее пределами. По словам директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, ей это удалось.

«Валентина Ивановна, со слов самих сенаторов, произвела на них более сильное впечатление, чем Миронов, — отметил Минченко. — Она сделала Совет Федерации более независимым. Если при Миронове на правительственном часе была практика “не задавайте острых вопросов”, то Матвиенко, напротив, поощряла активность». В целом, по его мнению, «сам по себе СФ стал более активным и даже более влиятельным органом».

При ее предшественнике Сергее Миронове уровень влияния был явно ниже. Бывший сенатор называл свою отставку «сугубо политическим решением», а петербургские единороссы (Миронов был представителем законодательного собрания Северной столицы в Совфеде) заявляли, что он не наладил связь с руководством и парламентом города.

В ходе опроса ВЦИОМ, проведенного после решения об отставке Миронова, половина респондентов сказала, что практически не знают о бывшем председателе Совета Федерации, около 20 процентов опрошенных вообще впервые услышали о нем от социологов. Матвиенко, напротив, регулярно фигурирует в списках самых узнаваемых политиков страны.

Вес нынешнего спикера Совфеда на политической арене косвенно признают и за рубежом, о чем свидетельствует ее включение в санкционные списки США как одного из российских парламентариев, способствовавших воссоединению Крыма с Россией.

В кабинет ворвется, на столб загонит

Не обошлось без женщин-управленцев и в региональной политике. Одна из самых опытных губернаторов слабого пола — глава Владимирской области Светлана Орлова, бывший заместитель председателя Совфеда и депутат Госдумы двух созывов. В сентябре 2013 года она переехала из Москвы во Владимир, чтобы заменить губернатора Николая Виноградова, который руководил регионом 16 лет, если учитывать трехлетний период управления администрацией области.

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев отмечает, что к тому моменту Виноградов уже «выдохся». «Виноградов не был плохим губернатором, но он был человеком, который уже пересидел [на этой должности], уже не мог быть драйвером развития региона, — считает эксперт. — А Орлова с ее сумасшедшей энергетикой как раз и пытается играть роль этого драйвера, и, по мнению многих, у нее это получается».

За 3,5 года руководства Светланы Орловой Владимирская область, к примеру, поднялась на десять пунктов в рейтинге инвестиционного климата регионов и впервые вошла в десятку лучших.

«Орловой удалось внушить жителям Владимирской области уверенность в том, что она человек, во-первых, требовательный по отношению к чиновникам нижестоящим, во-вторых, не заискивающий и не пасующий перед чиновниками вышестоящими, — объясняет Калачев. — Есть убежденность у жителей Владимирской области, что Светлана Орлова может ворваться в кабинет любого министра и получить то, что ей нужно».

На минувшей неделе, кстати, губернатор пригрозила загнать на столб директора филиала «Владимирэнерго», если он не восстановит подачу электричества в селе.

***
К женщинам на высоких государственных должностях вскоре могут присоединиться и видные парламентарии прекрасного пола. В списках партий на выборах в Госдуму фигурируют, в частности, прокурор Крыма Наталья Поклонская и политик Ирина Хакамада. И обе — на довольно высоких позициях.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше