Последний звонок

Почему подмосковные дети рискуют остаться неучами

Дом

Фото: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

На днях председатель комитета государственного стройнадзора Москвы Олег Антосенко заявил, что за первую половину 2016 года его ведомство выдало 745 разрешений на строительство объектов, общая площадь которых составит порядка 7,5 миллиона квадратных метров.

В госстройнадзоре отмечают, что большинство объектов составляют жилые дома. С одной стороны, за небывалые ранее темпы развития столичного стройкомплекса можно только порадоваться.

С другой же, многие девелоперы довольно безответственно подходят к возведению новых объектов, не обеспечивая их должной инфраструктурой — в том числе, и школьной. В особенности это касается не столько Москвы, сколько Московской области.

7,5 миллиона «квадратов» — это почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда разрешения на строительство были выдано на объекты общей площадью 3,9 миллиона квадратных метров. В начале этого года столичный градоначальник Сергей Собянин с уверенностью заявил, что только в 2016 году в Москве будет возведено более трех миллионов квадратных метров недвижимости. В свою очередь, глава департамента градостроительной политики Сергей Левкин констатировал, что по сравнению с прошлым годом темпы ввода нового жилья в столице увеличились более чем на 61 процент.

Активно строится и Подмосковье. Только за 2015 год в столичном регионе было возведено почти 13 миллионов квадратных метров недвижимости, из них 7,8 миллиона — в области. Сейчас в столичном регионе строится 50 миллионов квадратных метров недвижимости, из которых более половины площадей — 27 миллионов — составляют жилые помещения. Активнее всего застраиваются наиболее близкие к Москве города: Балашиха, Химки, Красногорск, Одинцово и другие.

Цены на недвижимость в городах ближайшего Подмосковья делают местные новостройки привлекательными, в том числе, как первое жилье для молодых семей. Но насколько комфортно будет жить в этих городах, учитывая растущую нагрузку на местную инфраструктуру — школы, детские сады, поликлиники, магазины, дороги и так далее?

Активно развивающимися районами Подмосковья, в которых особенно остро чувствуется нехватка инфраструктуры, являются на сегодняшний момент Красногорск (в особенности один из новых городских микрорайонов — Павшинская пойма), Химки и Балашиха.

Красногорск

За последние шесть лет население города увеличилось втрое — до 144 тысяч человек, а плотность населения составила порядка пяти тысяч человек на один квадратный километр. Несмотря на серьезное увеличение численности населения, обусловленное приходом в город крупных московских застройщиков, состав инфраструктуры здесь не претерпел существенных изменений. Жители Красногорска заявляют, что последние годы они, по сути говоря, живут на одной большой стройке гигантских жилых комплексов.

При этом они отмечают, что по мере строительства новых домов транспортная инфраструктура перестает справляться с увеличивающимися потоками людей и машин. «С утра до вечера Красногорск стоит в одной большой пробке, — рассказывает "Дому" риелтор агентства недвижимости "Доминель" и житель города Наталья Устинова. — Проблему смогло бы решить строительство новых развязок. К примеру, в зоне густонаселенного микрорайона "Изумрудные холмы" можно было бы возвести развязку через Опалиху на Новую Ригу. К тому же в городе много светофоров, некоторые из которых для улучшения транспортной ситуации можно было бы убрать, сделав подземные переходы для пешеходов».

При этом стоит отметить, что многие жители города ездят на работу в Москву. Добраться до столицы из Красногорска можно на автомобиле по двум шоссе — Волоколамскому и Новорижскому. Однако и то, и другое постоянно стоят в пробках, и для того, чтобы доехать до Москвы более-менее быстро жители города вынуждены вставать в 5-6 утра. По словам красногорцев, для того, чтобы попасть в электричку в часы пик нужно иметь весьма приличное физическое здоровье.

Местные также жалуются на острую нехватку парковочных мест. «Особенно не хватает паркингов в Павшинской пойме и в районе "Изумрудные холмы". Даже с учетом одного автомобиля на квартиру», — жалуется местный житель Михаил.

Кроме того, горожане отмечают дефицит поликлиник, детских садов и прочих социальных объектов. «В Красногорске убрали единственную аптеку с рецептурно-производственным отделом, которая делала лекарства по рецептам врачей. Это затронуло родителей с детьми со слабым здоровьем, инвалидов и пожилых людей. Теперь приходится ездить в Москву по нескольку раз, отдавать рецепты на лекарства, потом еще раз ездить за ними. Очень неудобно, этим затягивается лечение», — сокрушается красногорец Анатолий.

Непростая ситуация также с детскими садами и поликлиниками. Красногорск — один из лидеров по очереди в дошкольные образовательные учреждения. «Получение путевок в детский сад сейчас в Красногорске очень проблематично, очереди — огромные», — говорит Устинова. Похожая ситуация сложилась и вокруг местных поликлиник.

Все инфраструктурные проблемы Красногорска имеют место и в его самом динамично развивающемся районе — Павшинской пойме. Тем не менее, эксперты отмечают, что транспортная ситуация там хоть и тяжелая, однако, легче, чем в некоторых других районах города.

«Главное преимущество Павшинской поймы перед остальным городом — близость к МКАД и наличие станции метро рядом, поэтому и транспортная доступность здесь лучше», — объясняет эксперт красногорской риелторской компании «Эверест» Сергей Хозейченков. Однако в случае возможного закрытия станции метро «Мякинино», о возможности которого не так давно заявляли московские власти, в районе наступит полный коллапс. «Те, кто раньше пользовался метрополитеном в этом случае поедут наземным транспортом в Тушино, что окончательно парализует и так загруженное Волоколамское шоссе», — поясняет Хозейченков. По его мнению, властям региона стоит подумать о расширении дорог и соединении пронизывающих город шоссе, например, Волоколамского и Новорижского.

Стоит отметить и отсутствие в Павшинской пойме собственной поликлиники. При этом на территории района она была построена еще в 2014 году, однако срок сдачи в эксплуатацию постоянно переносился. По последним данным, открыть лечебное учреждение для местных жителей планируется в конце 2016 года.

Что касается школ, то ситуация с ними не столь острая, как с другими объектами социальной инфраструктуры. «В принципе, в школу наш ребенок попал достаточно легко», — говорит Наталья Устинова. В той же Павшинской пойме на данный момент действует несколько средних учебных заведений, а первое сентября открывает свои двери еще одна школа на 900 мест. Тем не менее, некоторые жители Павшинской поймы предпочитают отдавать своих детей в московские школы, расположенные в соседних районах Митино и Мякинино. По мнению родителей, учат в них лучше, чем в учебных заведениях Красногорска.

Химки

Непростая ситуация сложилась и в 240-тысячных Химках, население которых за последние годы выросло на 60 тысяч человек. Строительный бум последних 10-15 лет в городе также создал проблемы с обеспечением местных жителей необходимыми транспортными и социальными объектами. В 2013 году горожане создали общественное объединение «ХимСовет», которое пыталось обратить внимание властей области на сложившееся положение. По словам активистов движения, строя многоквартирные дома, девелоперы не заботятся о необходимой инфраструктуре: детских садах, больницах, школах, дорогах и парковках. Оставшаяся же инфраструктура, по их мнению, подходит для снесенных ранее пятиэтажных домов, но никак не для новых 25-этажных жилых комплексов, выросших на их месте.

Тем не менее, отмечают эксперты, ситуация в этом городе хоть и нелегкая, но заметно лучше, чем в других крупных городах Подмосковья. Так, по словам Марины Клэтинич, генерального директора агентства недвижимости «Милый дом» и жителя Химок, ситуация в городе не такая серьезная, как говорят многие. «Наибольшие затруднения, как и везде, наблюдаются в часы пик. Есть также проблемы в плане парковки, потому что многие горожане привыкли ставить свои транспортные средства куда попало. Имеет место и такая схема: человек покупает место в паркинге, сдает его другим, а сам ставит свой автомобиль на улице во дворе. Такое явление действительно не лучшим образом сказывается на наличии парковочных мест. Но, в принципе, если сделать пару кругов вокруг дома, то свободное пространство всегда можно найти», — говорит Клэтинич.

Действительно тяжелая ситуация с транспортной инфраструктурой, по мнению эксперта, сложилась в районе Левобережье, единственным выездом откуда является одна узкая тонкая дорога, выводящая на МКАД: «Также страдают Новые Химки, Сходня. Если говорить о последней, то неудовлетворительная транспортная ситуация там обусловлена малой пропускной способностью двухстороннего Новосходненского шоссе. Поток с широкой "Ленинградки" на тонкое Новосходненское достаточно большой, поэтому это место часто стоит в пробках».

Что касается социальной инфраструктуры, то, по мнению Клэтинич, несколько лет назад ситуация в городе была хуже, сейчас же проблема нехватки школ, детских садов, поликлиник и прочих социальных объектов постепенно решается. «Например, в одном из самых сложных районов на северо-западе города рядом с торговым центром "Мега" проблема действительно разрешается, строятся новые школы», — отмечает риелтор.

Тем не менее, в городе по-прежнему сохраняется значительный дефицит средних учебных заведений. Так, в Старых Химках на текущий момент не хватает более 400 учебных мест. Район располагает девятью школами, которые из-за увеличения количества жителей с детьми работают на пределе возможностей. Гораздо более сложная ситуация складывается в Новых Химках, которые располагают 13 учебными заведениями. Несмотря на это, району не хватает более трех тысяч учебных мест. Что касается Левобережья, то дефицит здесь составляет порядка двух тысяч учебных мест при наличии всего лишь двух школ.

Для решения проблемы нехватки средних учебных заведений в генеральном плане развития города до 2035 года предусмотрено строительство и реконструкция 48 школ с более чем 13 тысячами мест. Однако тот же генплан предусматривает очередной этап масштабного жилищного строительства в городе. Поэтому вполне возможно, что построив новые школы, Химки через пару десятков лет продолжат испытывать дефицит учебных мест из-за увеличившегося к тому моменту городского населения.

Что касается медицинских заведений, то, по словам Клэтинич, дело с ними обстоит хуже, чем со школами и детскими садами.
Тем не менее, говорит гендиректор агентства «Милый дом», даже не смотря на определенные инфраструктурные проблемы, а также не самую благоприятную макроэкономическую ситуацию в целом, спрос на квартиры в Химках среди потенциальных покупателей весьма высок. «Городские квадратные метры довольно активно скупают из-за разумного соотношения цены и качества», — поясняет Клэтинич.

Балашиха

Другой точкой инфраструктурной напряженности является крупнейший населенный пункт Подмосковья — Балашиха, которая, по словам губернатора Московской области Андрея Воробьева, «застроена безбожно». За последние годы темпы жилищного строительства в этом 420-тысячном городе значительно опережали темпы развития как транспортной, так и социальной инфраструктуры. Стоит отметить, что на работу в столицу ездят более половины жителей Балашихи, а существующие в своем нынешнем виде главные транспортные артерии города — Носовихинское, Горьковское (трасса М7, превращающаяся после МКАДа в Шоссе энтузиастов) и Щелковское шоссе уже не справляются с наплывом автотранспорта и нуждаются в серьезной модернизации. «Ждем скорейшего окончания реконструкции Шоссе Энтузиастов», — говорит местный житель Денис.

Тяжелая ситуация складывается и с парковочными пространствами. «Парковок не хватает, — рассказывает специалист по недвижимости агентства "Сидоров и партнеры" Ольга Маркова. — Очень мало строится подземных паркингов. Девелоперы выкупают пятачок земли и возводят новые микрорайоны, пытаясь застроить земельный участок как можно плотнее, проезды во всех новых жилых микрорайонах слишком узкие».

Эксперт оценивает как неудовлетворительное и состояние социальной инфраструктуры в городе. «У нас больше строят торговых центров, чем действительно нужных социальных и спортивных объектов. Единственный новый микрорайон, где об этом подумали, – это "Жемчужина Виктории", где открывается спорткомплекс с бассейном. Детские сады и школы тоже в дефиците», — сокрушается она.

В соответствии с нормами, Балашиха при своем населении нуждается в 90-100 детских садах, однако на данный момент город обладает лишь 54 дошкольными детскими учреждениями.

Нелегкая ситуация складывается в городе и со школами. Но, в то же время, власти за последние пару лет значительно продвинулись в решении этой проблемы. По некоторым данным, только в этом году бюджет на строительство школ в Подмосковье составил порядка 20 миллиардов рублей, при этом 15,3 миллиарда — средства частных инвесторов. По словам чиновников, столь масштабные финансовые вложения позволять продвинуться в решении проблемы нехватки учебных мест в области.

Касается это, в том числе, и Балашихи. Так, к примеру, в начале июля закончилось возведение школы на одну тысячу мест в городском районе Лукино. Помимо всего прочего, в здании имеются современные лаборатории, творческие мастерские, кабинеты профильных специалистов и другая необходимая инфраструктура.

А вот в соседнем с Балашихой Ногинске из-за недостатка школьных учебных заведений ввели занятия аж в третью смену. Как отметили недавно местные активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ), в школах центра Ногинска не хватает почти 700 учебных мест. Активисты привели в пример улицу Комсомольская, на одном из участков которой, в соответствии с Генпланом 2004 года, было запланировано строительство школы на 850 мест. Вместо этого, заявили они, там сейчас планируется возведение очередных многоэтажных высоток.

Иван Прошкин

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности