Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Елена Исинбаева

«Никому не позволю навязывать мне свое мнение» Последняя исповедь Елены Исинбаевой

Елена Исинбаева

Фото: Dominic Ebenbichler / Reuters

Двукратная олимпийская чемпионка в прыжках с шестом Елена Исинбаева на специальном брифинге в Рио-де-Жанейро объявила о завершении карьеры. Сделав громкое заявление, спортсменка около часа общалась с журналистами, отвечая на самые неудобные вопросы: о твите канадского пловца Марка Тьюксбери, о «чистых» и попадавшихся на допинге спортсменах, о сильной воле Томаса Баха и многом другом.

Исинбаева: Сегодня я нахожусь немного в непривычной для себя ипостаси: вечером пройдет финал соревнований в секторе для прыжков с шестом, но вы меня там не увидите. Я не смогу побороться за золотую медаль, но… ничего страшного. Вы все прекрасно знаете причины, из-за которых я сижу здесь. Тем не менее я бы хотела внести некоторую ясность: меня не допустили до Игр не из-за того, что я отношусь к числу спортсменов, у которых «грязное прошлое». За 20 лет ни одна моя проба не дала положительного результата. Меня не допустили только из-за каких-то вопросов господ из IAAF к нашей федерации. К сожалению, я оказалась жертвой обстоятельств.

Жизнь очень сложная, и частенько она бумерангом возвращает людям заслуженное. Прилетев в Рио, я сказала, что никого не прощу и никогда не забуду, но потом я изменила свое решение. Я не судья, я не бог. Если президент и члены IAAF считают, что они поступили честно по отношению ко мне и другим «чистым» спортсменам из России, то Бог им судья. После этого заявления мне стало даже чуточку легче.

Раньше мне казалось, что правила для всех одинаковы, но сегодня… Сегодня я не готовлюсь к соревнованиям в секторе для прыжков в высоту, так как господа из IAAF выдвинули заведомо невыполнимые требования к нашей федерации и спортсменам. Самый главный из них — жить и тренироваться за пределами России. Но так не бывает. Ни один человек на земле не может запретить другому жить и тренироваться в своей стране. Это в принципе невозможно.

Хуже всего, что они это придумали за два месяца до начала Олимпиады, чтобы у нас не было времени даже теоретически решить все вопросы в судебной инстанции. Скажи они нам это хоть пару лет назад, мы бы успели выполнить все требования. И, конечно, удивительно, что нас заставляли полгода сдавать допинг непонятно зачем: только я пять раз сдавала анализы. Они сами нас попросили, мы выполнили, но и этого оказалась недостаточно. Мне очень жаль, что игра ведется по нечестным правилам. Мне бы хотелось, чтобы справедливость восторжествовала. Уверена, что ни у кого нет ко мне никаких вопросов: все-таки я на протяжении 20 лет росла и всего добивалась на ваших глазах.

Наглядным подтверждением моих слов стали вчерашние голоса спортсменов, избравших меня в комиссию атлетов МОК. Для нас это огромная проблема. Я даже не могу ее полностью оценить, ведь меня не выбирали чиновники или политики — меня выбрали спортсмены, которых я видела каждый день. И я им благодарна. Они показали, что для них значит Лена Исинбаева. Я приложу все силы, чтобы защищать «чистых» спортсменов. Нельзя, чтобы за ошибки людей страдали те, кто оказались более порядочными. Я благодарна президенту Томасу Баху, он сильный человек, ведь он смог принять очень сложное и объективное решение, допустив сборную России до Игр в Рио.

«Лента.ру»: Канадский пловец Марк Тьюксбери, олимпийский чемпион 1992 года, обвинил вас в употреблении допинга накануне, написав об этом в Twitter. Что бы вы ему ответили?

В качестве ответа я хотела бы призвать всех спортсменов мира: не позволяйте себя использовать в любых политических целях. Удалив твит, он, кстати, подтвердил этим, что оклеветал меня. Еще раз призываю нормальных атлетов не уподобляться канадцу и вести себя достойно. Как гласит олимпийская хартия: «Победитель должен определиться в честной игре».

Что вы думаете о перспективе Игр-2020 в Токио?

Я уверена, что Игры в Токио будут шикарными. Мне посчастливилось выступать в Йокогаме, где проходили соревнования при заполненных трибунах. Приятно, что японцы любят легкую атлетику. Я уверена, что Игры 2020 года поразят всех своей торжественностью и уровнем проведения состязаний.

Ричард Макларен в своем отчете написал о существующей в России допинговой программе, которая поддерживается на самом высоком уровне. Как вы относитесь к этой информации?

Вопрос немного не по адресу. Здесь я пока еще действующий спортсмен. Вот покину это кресло — тогда буду заниматься другими вопросами. Наша федерация выполнила все условия, которые были перед ней поставлены, чтобы вернуть членство в IAAF. Уверена, после Игр состоится исполком этой организации, где нашу страну восстановят в правах. Теперь слово за IAAF.

Что вы думаете об отчете Ричарда Макларена? Как вам удается уходить от использования вашего имени в политических целях?

Все обвинения Макларена построены на предположениях, а не на фактах и доказательствах. Почему-то его слов хватило, чтобы поставить вопрос о недопуске россиян к Играм в Рио. Все-таки хотелось бы услышать больше фактов, больше конкретных доказательств против конкретных спортсменов. Зачем обобщать? Его доклад недоделанный, недоработанный. Основываться на его исследованиях, чтобы отстранять целую команду, категорически нельзя.

Что касается спорта и политики, то у меня ответ прост: я никому не позволю навязывать мне чужое мнение. Если я в чем-то сомневаюсь, я просто не буду говорить. Я призываю всех спортсменов быть выдержаннее, быть достойными звания олимпийского чемпиона, а также помнить, что олимпийский чемпион — это очень влиятельная фигура. Хотелось бы, чтобы атлеты все свои силы направляли на развитие спорта, а не на грязные игры.

Елена, вы сказали, что готовы простить некоторых людей. Кого?

Конечно, сказанные в аэропорту слова — это эмоции. Сейчас у меня другое мнение. Прежде всего, я прощаю президента IAAF Себастьяна Коэ и членов исполкома МОК. Если они думают, что поступили честно, пусть это решение будет на их совести. Не суди, да не судим будешь. Вчера меня избрали в комиссию спортсменов МОК, я состою и в комиссии спортсменов IAAF. Так вот, после моего избрания меня поздравил всего один человек, за что ему огромное спасибо. Конечно, мне обидно, ведь мы — команда на бумаге, а на деле… Я так и не поняла, почему поздравления до сих пор не поступили.

Елена, насколько возможна перспектива, что вы возглавите ВФЛА?

Мне поступило такое предложение. Оно, конечно, замечательное, но очень серьезное. Вернусь в Москву, буду беседовать с главой ВФЛА, обсуждать перспективы моей работы на посту президента этой организации. Безусловно, мне очень интересно. Мне кажется, я бы смогла вернуть нашу федерацию в IAAF. Но прежде чем согласиться, надо хорошо подумать и соизмерить свое желание с возможностями.

Перед Играми вы заявили, что победитель Игр в Рио все равно будет вторым.

Посудите сами: 21 июня в Чебоксарах на чемпионате России я прыгнула 4 метра 90 сантиметров. На тот момент это был лучший результат в мире. И чтобы вы поняли серьезность моего прыжка, напомню, что это были мои первые соревнования после декрета и трехлетнего перерыва. Тогда я верила, что нас допустят до Игр. Вместе с тренером мы настраивались прыгнуть в Рио 5 метров 10 сантиметров. Я поставила все на эти Игры, я верила в свою победу. Как вы думаете, честно, что сегодня меня не будет в секторе? Конечно, девочки не виноваты. Тем более что для всех цель номер один — победить Исинбаеву. Без меня победа в Рио неравнозначна олимпийскому золоту. Конечно, я поздравлю победителя, но уверена, что и у него будет осадок от такой победы. Кое-кто лишил интриги мировой спорт. Обидно, что на этой Олимпиаде много спортсменов с «грязной» историей, а я — «чистая» — вынуждена смотреть с трибун. Если они хотят, чтобы легкая атлетика была чиста, то пусть они занимаются очищением легкой атлетики во всем мире. Любую победу в соревнованиях, где нет наших атлетов, я бы назвала триумфом с горчинкой.

Вы планируете участвовать в Олимпиаде-2020 в Токио?

Я пригласила вас прежде всего для того, чтобы объявить о завершении спортивной карьеры. Даже если бы я хотела поехать в Токио, сделать этого не смогу по ряду причин. Во-первых, возраст. Уже сейчас, например, девочки, которые вечером выступят в секторе для прыжков с шестом, младше меня на десять лет. Во-вторых, по регламенту членство в МОК невозможно для действующего спортсмена. Но я человек непредсказуемый, так что через четыре года может произойти все что угодно.

Дыма без огня не бывает. В России существуют проблемы с допингом?

Да, у нас есть проблемы с допингом, но это не проблема только нашей страны. Допинг используется повсеместно, везде и всюду. Задача всех функционеров и спортсменов — бороться с допингом во всем мире, а не только в России. Чистый спорт существует. Я не единственный пример. Допинг — это выбор и ответственность каждого спортсмена. Пока я не могу ответить на этот вопрос. Когда стану президентом ВФЛА — возможно, смогу ответить объективно.

Президент России Владимир Путин поздравил вас с избранием в комиссию спортсменов МОК?

Пусть это будет тайной (смеется).

Какие у вас отношения с президентом IAAF Коэ?

У нас с Коэ были замечательные отношения — раньше. Я его поддерживала, когда он выдвигался на пост президента IAAF. Он — спортсмен, выиграл золото в Москве в 1980 году. Но, к сожалению, ситуация изменилась. Сегодня он со мной не разговаривает и избегает встречи. Когда он все-таки захочет поговорить, я задам ему только два вопроса: почему мне не сделали исключение и не дали возможность выступить в Рио и есть ли у Коэ претензии лично ко мне. Если он будет ссылаться на критерии, предъявленные к ВФЛА, то их невозможно выполнить даже сейчас.

За последние полчаса вы несколько раз сказали, что уходите, а потом рассуждали о спортивном настоящем. Так все-таки уходите или нет?

По знаку зодиака я Близнецы (смеется). Поэтому простите мне мои формулировки. Я собрала вас здесь, чтобы объявить об окончании профессиональной карьеры. Я думала, что мне будет грустно. Думала, буду плакать, но после избрания в члены МОК все изменилось. Я прощаюсь только с дорожкой, шестами, соперниками. Сейчас я счастлива, ведь я смогла реализовать себя целиком: выиграла все медали, которые могла, завоевала доверие и любовь болельщиков по всему миру. Это предел моих мечтаний.

Ранее вы говорили, что поддерживаете идею пожизненной дисквалификации для тех, кто попался на допинге. Не передумали?

Нет. Я поддерживаю эту идею. Это было бы эффективно в борьбе с допингом. Каждый спортсмен бы сто раз подумал, прежде чем принимать запрещенный препарат. Он будет понимать, что стоит на кону его жизнь и карьера.

Как оцените выступление сборной России в Рио?

Наше четвертое место в командном зачете — огромное достижение. Наши спортсмены радуют каждый день. Все ребята настоящие бойцы. Жаль, что не могу им помочь и вынуждена лишь орать с трибун и махать флагом. Чего только стоит победа наших гандболисток над олимпийскими чемпионами из Норвегии! Мы в очередной раз показали миру: что не убивает нас, то делает сильнее. Готовиться, выходить и побеждать здесь в условиях жесточайшего прессинга — это подвиг. Я горжусь всеми нашими атлетами.

Как вы оцениваете организацию Игр в Рио?

Меня все устраивает. Для такой экзотической страны как Бразилия — это колоссальный опыт. Мы открыли для себя Бразилию и бразильских болельщиков. После церемонии закрытия мы будем с ностальгией вспоминать эти Игры. Эта Олимпиада навсегда останется в моей памяти.

Шестовик сборной Бразилии Тьяго да Силва с результатом 6,03 метра оказался сильнее всех в соревнованиях по прыжкам с шестом. Что вы думаете о его перспективах? Ведь вас тренировал один и тот же тренер — Виталий Петров.

Я не удивлюсь, если Тьягу на следующей Олимпиаде побьет мировой рекорд. Я видела, как он тренировался, когда только пришел к Петрову. У него замечательная техника: один в один как у Сергея Бубки, с которым также работал Петров. Я рада, что он не сломался под прессом бразильских фанатов. На этой Олимпиаде мир увидел рождение новой мировой звезды.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше