Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Патимат Гаджиева (справа)

Достаточно одного лайка Студентку медвуза осудили за репост материалов ИГ во «ВКонтакте»

Патимат Гаджиева (справа)

Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

В Московском окружном военном суде состоялись слушания по уголовному делу 20-летней студентки пятого курса Медицинского университета имени Сеченова Патимат Гаджиевой. Она оказалась на скамье подсудимых за репост во «ВКонтакте» двух материалов запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Девушка частично признала свою вину. По ее словам, она разместила эти тексты, чтобы обсудить деятельность ИГ с друзьями. Суд ей поверил и приговорил к штрафу в 400 тысяч рублей. Подробности дела — в материале «Ленты.ру».

Двухдневный процесс завершился мягким приговором. В своем последнем слове подсудимая заявила, что не поддерживает деятельность «Исламского государства». «Ситуация, с которой я столкнулась, — результат небрежного использования социальных сетей. Я не задумывалась, что это противозаконно. У меня не было цели оправдать терроризм», — сказала студентка. Вместо четырех лет в колонии-поселении, о чем просил гособвинитель, суд наказал ее рублем: 400 тысяч за перепост двух экстремистских материалов на своей странице в социальной сети. Патимат освободили из-под стражи в зале суда.

О пользе телевизора

В зале суда уроженка Дагестана Патимат Гаджиева появилась в хиджабе. Ее обвиняли в публичных призывах к терроризму (статья 205.2 УК РФ) и разжигании религиозной розни (статья 282 УК РФ). По версии следствия, 11 и 24 июля 2015 года она разместила на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» два материала о деятельности «Исламского государства». Один из них — стоп-кадр видеозаписи казни с текстом об оправдании убийства неверных. Второй содержал призыв к молитве на арабском языке в поддержку ИГ.

Прокурор Павел Емельянов сообщил в суде, что эти экстремистские материалы находились на странице Патимат больше месяца. После чего девушка их удалила.

На процессе подсудимая частично признала свою вину. По ее словам, она хотела обсудить с друзьями тему ИГ, пишет BFM.ru.

«С тех пор как возникла эта организация, появились те кто за, а кто-то против. Мне хотелось понять с точки зрения ислама, правильны их действия или нет», — объяснила Патимат судьям. Она утверждает, что не знала о решении Верховного суда России, который в декабре 2014 года признал ИГ экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории страны, поскольку не смотрит телевизор.

«Меня заинтересовали эти материалы, и чтобы их обсудить с друзьями, я сделала репост», — заявила студентка.

Патимат рассказала о своей привычке копировать большие тексты и выкладывать их на своей странице, чтобы потом ознакомиться с ними. По ее словам, после того как она изучила опубликованную ею информацию, удалила ее. «Никто ничего мне не говорил. Это было лично мое решение», — сказала подсудимая.

«Вину признаю частично. Я признаю факт размещения. Но разжигать рознь и призывать к террору я не собиралась. Я даже не подозревала, что за свои действия могу быть привлечена к уголовной ответственности», — отметила она.

В ответ на это председательствующий на процессе судья Михаил Кудашкин рассказал, что когда в суд стали поступать подобные дела, он своим детям строго-настрого запретил размещать подобные картинки в соцсетях.

«Я им сказал: не вздумайте. Мой младший сын, он младше вас, ответил: "Я что, дурак?" Они почему-то знают, что размещать подобное на своей странице во «ВКонтакте» законом запрещено. Это я к тому, что, по вашим словам, прогрессивное человечество и "все нормальные люди", как вы говорите, должны обсуждать таким способом», — пояснил судья.

Когда же он поинтересовался у обвиняемой, посещали ли ее страницу другие пользователи, та уклончиво ответила «возможно», сообщает газета «Коммерсантъ».

И добавила, что ее посту периодически ставили «лайки». «Для квалификации ваших действий нам хватит и одного "лайка"», — откликнулся судья.

Отрицание Гаджиевой умышленного призыва к терроризму прокурор расценил как попытку уйти от ответственности. Он считает, что обвиняемая всех вводит в заблуждение. «В ее айфоне и ноутбуке были обнаружены другие материалы экстремистского характера. В частности, оскорбительное для всех россиян стихотворение с призывами к поддержке боевиков ИГ, убийствам и унижениям "неверных". К тому же, по данным полиции Дагестана, один из братьев обвиняемой состоит на учете как лицо, подозреваемое в поддержке бандподполья», — сообщил прокурор.

На это студентка ответила, что ноутбук принадлежал не ей, а сестре. А содержимое своего айфона она «не припоминает».

Уникальное дело

Тимур Алиев

Тимур Алиев

Адвокат подсудимой Тимур Алиев рассказал «Ленте.ру», что в ноябре 2015 года Патимат вызвали в деканат, где ее ждали оперативники. После допроса со студентки взяли подписку о невыезде.

«Патимат по ошибке призналась в том, что именно она разместила эти материалы, и ей сразу предъявили обвинение. Если бы она не призналась, то у следствия не было доказательств. Ее публикацию перепостили несколько раз, человек двадцать», — сказал защитник. Вскоре Гаджиеву арестовали, и с тех пор она содержалась в женском изоляторе №6 в Текстильщиках.

По словам адвоката, правоохранительные органы мониторят соцсети, изучают контакты пользователя, опубликовавшего нечто запрещенное, проверяют всех по цепочке. «Видимо, так на нее и вышли», — полагает Алиев.

Защита студентки настаивала в суде на том, что гособвинение не представило доказательств приверженности обвиняемой идеям и целям ИГ.

«Учитывая то, что она добровольно прекратила совершение преступления без всякого давления со стороны, мы просили в прениях о прекращении уголовного дела», — сказал Алиев.

«Ее дело уникальное, потому что в других аналогичных случаях репост шел вдобавок к чему-то более серьезному — участию в экстремистской организации, показаниям свидетелей о том, что обвиняемые поддерживают экстремистов», — говорит адвокат. Он привел в качестве примера приговор Верховного суда Чечни в отношении гражданина, открыто призывавшего присоединиться к ИГ, склонявшего молодых людей к отъезду в Сирию для участия в боевых действиях на стороне террористов.

Дело Гаджиевой передали на рассмотрение в Солнцевский суд, но затем перенаправили в Московский окружной военный суд. Как объяснил защитник, Уголовно-процессуальный кодекс РФ предписывает военным судам рассматривать дела о преступлениях, имеющих террористическую направленность, в том числе и об оправдании терроризма, даже когда по ним проходят гражданские лица.

Популярная соцсеть

Самая популярная для поиска экстремистов соцсеть — «ВКонтакте», на ее пользователей приходится порядка трети всех приговоров, рассказывал «Ленте.ру» год назад директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский.

Он называл тому две причины: привязанность националистов к отечественному ресурсу и лояльность администрации соцсети к правоохранительным органам.

«Большей частью это случайный выбор, но иногда обращают внимание на различных активистов. Чаще всего — националистов и исламистов, — говорит директор центра "Сова". — Если конкретному активисту хотят предъявить обвинение, то найти его аккаунты в соцсетях несложно, но чаще происходит случайная выборка, просто для статистики. Это еще проще. Вы заходите во "ВКонтакте", набираете "бей хачей" — и пожалуйста, у вас огромный выбор». По его словам, репост — один из наиболее частых поводов для привлечения к уголовной ответственности.

По данным центра «Сова», в 2015 году за экстремистские высказывания было вынесено не менее 233 обвинительных приговоров, примерно 90 процентов из них приходится на публикации в интернете.

По информации правозащитной организации «Агора», за последние четыре года преследование за высказывания в сети ужесточилось, до 2012 года реальные сроки получали единицы.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше