Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Мечи о латы затупить, бычка на вертеле зажарить О прелестях, рисках и философии исторической реконструкции фулл-контакт

Фото: Сергей Лютых

В подмосковном Зарайске провели один из крупнейших российских фестивалей исторической реконструкции. За пару дней Зарайский кремль посетили не менее 20 тысяч гостей — немногим меньше всего населения города. Шесть лет назад этот средневековый праздник задумывался для детей из военно-патриотического движения «Русь», а теперь участие в «Зарайском ратном сборе» приняли более 30 клубов любителей глубокой старины. «Лента.ру» побывала на месте событий, чтобы узнать, кто и зачем сражается в тяжелых стальных латах на 30-градусной жаре и жарит целого быка на вертеле.

Погружение в старину

Зарайск находится в 140 километрах к юго-востоку от Москвы — за Окой, в стороне от федеральных трасс. Главная достопримечательность городка с населением около 23 тысяч человек — хорошо сохранившийся кремль, выстроенный из красного кирпича в начале XVI века по наказу Василия III.

Власти устояли от соблазна застроить территорию вокруг крепости, что позволило организаторам и участникам ратного сбора дополнить аутентичную средневековую атмосферу палаточными лагерями. Прилегающие улицы превратили в пешеходные зоны. Гости с неподдельным интересом изучали палатки и быт реконструкторов. Несмотря на жару, многие из них были одеты по средневековой моде — в плотные одежды, войлочные и меховые шапки.

К стенам Зарайского кремля съехались представители более трех десятков клубов исторической реконструкции, не только из Центральной России, но и с Урала, из Сибири и даже заграничные — из Казахстана, Белоруссии и Германии.

«Историческая реконструкция — это прежде всего хобби, — рассказал «Ленте.ру» один из организаторов фестиваля, руководитель ассоциации реконструкторских клубов Подмосковья Павел Одиноков. — Среди нас есть люди абсолютно разных профессий. Для части сообщества (мастеров и торговцев) реконструкция — еще и заработок. Типичному современному реконструктору примерно 19-25 лет, он амбициозен, целеустремлен, спортивен и активен в общественной жизни».

По словам Одинокова, в реконструкции существует специализация по историческим периодам (IX-XI, XIII-XIV, XV-XVI века) и этногеографическим направлениям (Европа, Русь, Скандинавия, Степь, Византия).

«Множество реконструкторов пришло в движение из ролевых тусовок (по мотивам «Властелина колец», «Игры Престолов» — прим. «Ленты.ру»). Многие до сих пор иногда ездят на ролевые игры, чтобы отдохнуть, повеселиться, девочек поклеить», — поясняет Одиноков.

В основе реконструкторского движения лежит работа с археологическими находками, анализ письменных и изобразительных источников. Занимающиеся этим люди постепенно все глубже погружаются в исследование предметов быта определенных эпох, стремятся восстановить аутентичные рецепты, технологии крашения, прядения, ткачества, ковки и так далее. Погружение происходит годами — у первых российских реконструкторов, начинавших в 1980-х, уже подрастают дети и даже внуки, перенимая увлечения родителей с малых лет.

Кремлевский бык

Первое, что видели люди при входе в крепость, — два огромных вертела над раскаленными углями, на которых жарились туши барана и быка. Это зрелище производило на гостей сильное впечатление.

«Особенно прочувствовали Средневековье, когда ночью возвратились в кремль с улицы. Массивная арка ворот, проходя через которую попадаешь на площадь, заполненную народом, веселящимся в отблесках костров, — написал в соцсетях гость фестиваля Сергей Силаев. — Со сцены раздаются звуки барабанов, приправленные волынкой и другими старинными инструментами. И в ноздри ударяет запах зажаренного на вертеле целиком быка! Это не передать словами, надо прочувствовать самому. Закончилось все пиром для всех участников фестиваля».

Вдоль кремлевских дорожек разместились лавки «средневековых» ремесленников. Здесь же, на территории кремля, построили сцену для выступления фолк-групп и большую детскую площадку.

На лужайке огородили ристалище для исторического фехтования на точность ударов. Здесь проводился чемпионат России по турнирам «Свободный выбор» и «Мастер копья». Ближе к стенам поставили большие сбитые из дерева ринги для «средневековых» боев без правил M1-Medieval. Рядом подготовили площадку для игры в «Зарайскую килу» — аналог регби, только вместо мяча набитая шкура барана, а игроки, разумеется, в доспехах. За крепостными стенами обустроили тир для стрельбы из лука и площадку для конных выступлений.

По словам участников «Зарайского ратного сбора», это первый фестиваль, который поддерживает реконструкторов материально.

«Мы оплачиваем выступления музыкантов, частично — проезд участников, бесплатно кормим участников фестиваля, — пояснил Одиноков. — Учредили немалый призовой фонд. Только по раннему Средневековью он составляет 350 тысяч рублей, а в общей сложности приближается к 500 тысячам».

Мастера железной рубки

По понятным причинам наибольший интерес вызвали бои без правил в рыцарских доспехах. Ратники бились в формате один на один, в разных весовых категориях. А затем были сражения пять на пять: клуб против клуба.

Клинки — самые настоящие, только незаточенные. При ближайшем рассмотрении хорошо заметны зазубрины. Соперники лупят друг друга что есть силы мечами, щитами и ногами. А по возможности пытаются и бросок провести. Упавших здесь не щадят, а «добивают». Победа по итогам трех раундов присуждается по количеству заработанных очков или после нокаута (часто технического).

На большой деревянный ринг выходят один за другим два закованных в железо с ног до головы бойца с мечами и щитами. У одного из бойцов щит совсем маленький, едва закрывает руку. У другого щит значительно больше. Команда «Бой!» — и бойцы сходятся на середине ринга.

Один из них пытается фехтовать на расстоянии, но тот, что с маленьким щитом, идет напролом. Он предугадывает движение соперника и метит мечом в то место, куда тот должен сместиться через секунду. И попадает. Град ударов — и ратник зажат в углу. Противник несколько раз бьет его ребром щита прямо в шлем, и тот, не выдерживая давления, падает.

Победитель зарабатывает безоговорочную победу. Судья объявляет, что это непобедимый чемпион чемпионов Сергей Уколов из столичного клуба «Баярдъ». Его поверженный соперник — молодой боец из Сибири Павел.

После сражения сибиряк лежит на траве возле ринга, его поливают водой. Поединок происходил на самом солнцепеке, а на каждом из воинов толстая стеганая поддевка, а сверху — латы весом под 20 килограммов.

«Зимой драться хуже. Сначала взмокнешь, потом замерзнешь. Еще и поскользнуться можно, — рассказал «Ленте.ру» Сергей Уколов, чиня свои доспехи в перерыве между боями. — А летом мышцы постоянно в разогретом состоянии».

Голову Сергея уже заметно тронула седина, но на ринге ему по-прежнему нет равных. «В таких рыцарских боях многое зависит от опыта. Нужно научиться двигаться в доспехах, пользоваться мечом и щитом. Требуются регулярные многолетние тренировки», — объясняет он.

Уколов руководит одним из московских клубов, занимающихся полноконтактными средневековыми боями. В последние годы, по словам Павла Одинокова, этот вид реконструкторства развивается активнее прочих.

От обычных боев без правил средневековые битвы отличаются снаряжением, достать которое довольно сложно даже в Москве. «Всего одна нормальная мастерская в городе, которая способна сделать легкие, удобные и прочные латы. Причем все это, естественно, делается на заказ», — поясняет Уколов.

Опытные российские ратоборцы знают друг друга в лицо. Денег в этом виде единоборств еще нет. Главное первенство — международная «Битва наций», в котором участвуют представители многих десятков стран и уже, наверное, всех континентов, по словам Уколова, оплачивается из кошелька одного русского мецената.

Правда, в последние годы свои коррективы внесла политика. После известных событий на Украине возникли проблемы во взаимоотношениях с украинскими бойцами — главными конкурентами на ратном поприще. То есть между самими ратниками никакого конфликта нет, но вот украинская фанатская среда русских бойцов на дух не переносит. Встречи приходится проводить на нейтральной территории — в третьих странах.

Кстати, в среде историков-реконструкторов отношение к российско-украинскому противостоянию философское. По их мнению, общество со Средних веков качественно не изменилось, а тогда подобные распри между родственными кланами и княжествами были нормальным, хоть и не желательным явлением. Все, считают они, поправимо.

«Конфликты внутри тусовки случаются, но они возникают не на религиозной или идеологической, а на личностной почве, — говорит руководитель «Радогоста» Павел Одиноков. — Кто-то кого-то обидел словом или сильно ударил в поединке, неадекватно отреагировал на шутку. В общем, все как и в других социальных группах».

Дети героев

«Зарайский ратный сбор» создавался для детей из Военно-патриотического клуба «Русь». Автор идеи фестиваля и руководитель клуба — Игорь Волокитин — потомственный военный из забайкальских казаков. Своих предков знает до седьмого колена. «Мой прапрапрадед ходил с Ерофеем Хабаровым из якутского острога через Нерчинск основывать хабаровский острог, — рассказывает он. — Среди моих однокашников, десантников, были большие потери в Чечне. Один из них — Виктор Романов — Герой России посмертно из легендарной шестой роты псковских десантников. Коломенский отряд клуба "Русь" назван в его честь».

По словам Волокитина, все началось с желания помочь матерям в воспитании детей погибших товарищей. Затем движение стало развиваться. В разных регионах, от Забайкалья до Новгорода, появлялись все новые и новые отряды, присоединялись уже существующие клубы. За каждым отрядом закрепилась шефская воинская часть. Сегодня ВПК «Русь» — крупнейший и наиболее авторитетный в своем роде. В ноябре клуб отпразднует свое 18-летие.

К идее проводить в Зарайском кремле средневековый фестиваль Игоря Волокитина подтолкнули впечатления, полученные им самим в юности, когда, будучи сыном военного, он жил в Германии.

«Это было в конце 1970-х. Нас как-то пригласили в замок Вартбург в Тюрингии, где подобные фестивали проводятся регулярно, — говорит Волокитин. — Много позже я узнал, что для Западной Европы подобные мероприятия — важная часть народной жизни и воспитания подрастающих поколений. Причем там дорожат и гордятся историей каждого городка и старинного поселения».

Волокитин сожалеет, что сегодня мы мало знаем о Галицкой Руси, Великом княжестве Литовском, острове Буяне. По его мнению, Рюрикам, Киевской и Владимирской Руси уделяется слишком много внимания, а малые ветви отечественной истории незаслуженно остаются в тени.

«Где-то там, в глубине веков мы, русские, оставили традицию самобытной и независимой региональной жизни, начали встраиваться в вертикаль с единственно верной идеологией и единственным центром, закрепившим за собой право на все самое лучшее и значительное в духовной и материальной сфере, — рассуждал в беседе с «Лентой.ру» историк-реконструктор из Тульской области Николай Рокотов. — Отсюда, думаю, вечное стремление в Москву».

Такое вот, пусть и временное, возвращение в эпоху уделов, по мнению историка, позволяет вновь обрести гордость ремесленника за свое малое, но уникальное творение, за свой малый, но родной город, который можно создать своими руками и передать детям.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше