Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Кошелек сжимается Минфин признал нехватку денег на зарплаты и пенсии

Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Минфин предупреждает: у государства действительно нет денег. Без структурных преобразований оно не сможет перечислять зарплаты бюджетникам — резервы тают, а социальные обязательства слишком велики. Но реформы неизбежно приведут к повышению финансовой нагрузки на россиян: о будущих пенсиях, например, им придется думать самостоятельно.

Без зарплат, но с проблемами

«Если ничего не менять, то к концу следующего года у нас не будет ни резервов, ни возможности выплатить зарплаты, у нас будут серьезные экономические проблемы», — предупредила замминистра финансов России Татьяна Нестеренко 30 июля.

«Наша экономика в таком масштабе, в каком есть сейчас, не отвечает тем нашим обязательствам, которые мы набрали и которые мы обязаны исполнять», — констатировала Нестеренко.

1 августа аналитики ВШЭ спрогнозировали, что бюджет в 2016 году недополучит 1,8 триллиона рублей из-за падения цен на нефть. Если данный сценарий воплотится в жизнь, Резервный фонд будет исчерпан уже в этом году. Для покрытия бюджетного дефицита придется использовать Фонд национального благосостояния (ФНБ), сообщили эксперты.

При этом еще в начале года министр финансов Антон Силуанов говорил, что Резервный фонд и часть средств ФНБ могут быть потрачены в 2016 году, если не принять мер по оптимизации бюджета.

Из слов Нестеренко следует, что для спасения финансовых ресурсов государства требуются пожарные меры. Выход из сложившейся ситуации по рецепту Минфина — увеличение трудоспособного возраста россиян «любыми путями», а для этого необходимо менять пенсионную политику.

Похоже, в министерстве всерьез обеспокоились неблагоприятной демографической ситуацией, при которой число работающих сокращается, а граждан, находящихся на иждивении бюджета, становится все больше.

«Без увеличения госдолга и дальнейшей приватизации не так уж и много возможностей решить проблему. Разве что через увеличение налогов и увеличение пенсионного возраста вместе с радикальным изменением расходных статей. Но на это лекарство мало кто подпишется в нынешней ситуации», — комментирует директор аналитического департамента инвестиционной компании «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.

Суверенные фонды России

По состоянию на 1 июля объем Резервного фонда был равен 2,46 триллиона рублей.

В Фонде национального благосостояния, который по факту является фондом будущих поколений или пенсионной подушкой безопасности, хранилось 4,48 триллиона рублей.

Оба фонда являются частью золотовалютных резервов государства. Их объем на 22 июля — более 26 триллионов рублей.

Действительно, грубыми методами — простым повышением налогов или увеличением пенсионного возраста — бюджет сегодня не наполнишь. Власти неоднократно давали понять, что подобные серьезные решения могут быть приняты после 2018 года. Но при этом государство не отказывается от мягкого повышения финансовой нагрузки на россиян. Самый яркий пример — новая пенсионная система, призванная в первую очередь сэкономить правительству деньги.

Отжать незаметно

Как уже было сказано, в условиях сжимающейся экономики у государства остается только один прямой выход — повышать фискальное бремя. Но президент России в послании к Федеральному собранию в декабре 2015 года пообещал не менять налоговые условия. Министр Силуанов также заверял россиян в том, что правительство сохранит уровень налогообложения.

Тем не менее государству нужно где-то брать деньги. В последние годы важным источником пополнения казны стали пенсионные накопления граждан. По оценке председателя совета Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ), бывшего замглавы Минэкономразвития Сергея Белякова, из-за регулярных пенсионных заморозок экономика потеряла 1,5 триллиона рублей (зато их получил бюджет). Эксперт также отметил, что будущие пенсии россиян уменьшатся на 10,5 процента.

Основной целью нескольких заморозок пенсионных накоплений была как раз экономия государственных средств. Предполагалось, что деньги будут изъяты и отправлены в Пенсионный фонд России (ПФР) — таким образом бюджет сохранит часть денег на постоянных трансфертах в ПФР (из-за демографических проблем он постоянно испытывает нехватку средств). Сбереженные деньги можно тратить на другие цели. Например, на выплату зарплат бюджетникам, о которых тревожится Татьяна Нестеренко.

Примечательно, что государству сэкономить не удалось. «Что касается ресурса накопительной части, то мы наблюдали, что в бюджете 2015 года она была направлена в распределительную часть (то есть на выплаты ныне живущим пенсионерам — прим. «Ленты.ру»), а в 2016 году она является резервом, часть — 150 миллиардов рублей — ушла на ВЭБ. То есть эта сумма не сократила размер трансферта из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда», — говорила глава Счетной палаты Татьяна Голикова в интервью агентству Rambler News Service.

Теперь понятно, что простой заморозкой накоплений всех проблем не решить, именно поэтому Минфин и Центробанк предложили новый формат пенсионной системы. 22 процента с зарплаты россиян удерживается в пользу ПФР. Раньше шесть процентов из них обязательно отправлялись в накопительную систему (то есть на личную пенсию гражданина), но в последние несколько лет она по факту не существует. Поэтому предлагается переформатировать ее в добровольный формат: помимо 22 процентов, которые отчисляются в общий пенсионный котел в любом случае, с россиян предлагается брать еще несколько процентов (до шести, по предварительным планам Минфина и ЦБ) на формирование так называемого пенсионного капитала — самостоятельно собранных на старость средств. Их обещают спасти от конфискации. «Эти средства не пропадут», — подчеркивал Силуанов.

Под новую систему автоматически попадут все, кто формировал пенсионные накопления, — более 30 миллионов человек. Отказаться от выплат можно, только написав специальное заявление, так что принцип добровольности формально нарушается (он бы работал, если бы все было наоборот — человек решает, что ему нужен пенсионный капитал, пишет заявление и начинает перечислять кусок своей зарплаты в частный фонд).

Ожидается, что новая система заработает в 2017-2018 годах. Она, судя по всему, и станет основной для большой бюджетной консолидации. В сочетании с возможным повышением пенсионного возраста реформа накопительного компонента позволит сократить часть расходов казны и сохранить деньги на зарплаты бюджетников и выплату государственных пенсий.

Снова печатный станок

«Если экономическая ситуация будет оставаться сложной достаточно продолжительное время, действительно существует вероятность, что все резервы будут потрачены, и у государства не будет хватать средств на зарплаты бюджетникам и на социальные выплаты», — допускает аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич.

Он перечисляет еще несколько способов пополнить казну. Первый — простой секвестр бюджета (Минфин говорит о необходимости урезать расходы на 500 миллиардов рублей, во ВШЭ уверены, что этого мало).

Второй — наращивание государственного долга. «Учитывая его низкий уровень, у России есть хорошие возможности для займов. По крайней мере, в первое время доходность облигаций будет вполне приемлемой. Оба варианта можно использовать вместе, что позволит наращивать долг невысокими темпами и сохранить расходы бюджета на приемлемом уровне», — комментирует аналитик.

Третий и самый тяжелый вариант — запуск печатного станка, денежная эмиссия в пользу тех, кто получает деньги из бюджета. Это приведет к быстрому росту цен и появлению инфляционного налога: люди будут платить все больше за товары и услуги, за счет чего бюджет и будет пополняться.

К слову, о последнем варианте предупреждал Антон Силуанов на Гайдаровском форуме в январе: говорил, что если правительству не удастся подстроить бюджет под новую экономическую ситуацию, «то произойдет то же самое, что было в 1998-1999 годах, когда население через инфляцию заплатит за то, что мы не сделали в рамках приведения бюджета в соответствие с новыми реалиями».

Как мы видим, Минфин не стал более оптимистичным за последние полгода и все еще продолжает говорить о том, что денег нет, — даже несмотря на вполне оптимистичные заявления других ведомств.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев, к примеру, уверяет, что экономика России в ближайшее время выйдет в положительную плоскость. Глава Минтруда Максим Топилин заявлял, что зарплатный кризис закончился. Пока разные министерства говорят совершенно разные вещи, глава правительства Дмитрий Медведев обещает, что государство исполнит все социальные обязательства.

Но оно пока так и не предложило конкретного плана действий по эффективному увеличению доходов и сокращению трат. Пока все ограничивается либо крайним пессимизмом (Минфин), либо странным оптимизмом (Минтруд). Борьба мнений продолжается. Между тем главный источник дохода казны — нефть Urals — в январе-июле 2016 года в среднем стоила менее 39 долларов. В бюджет же заложена цена 50 долларов за баррель.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше