Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Не брат ты мне! Расовый вопрос и генетическое отчуждение

Кадр из фильма «Путь дракона»

Существуют ли расы на самом деле и можно ли провести четкие границы между различными популяциями людей? Споры об этом давно перестали быть только научными и перешли в политическую и социальную сферу. Однако только научный подход позволяет сохранять хладнокровие. «Лента.ру» выяснила, является ли расоведение наукой и могут ли генетики определить расу человека по ДНК.

Перед учеными уже давно стоит вопрос, какие гены отвечают за черты лица человека. Обычный человек запросто отличит европейца от австралийского аборигена по внешним различиям, однако генетик столкнется с существенными проблемами: нет гена, который принадлежал бы только азиатам или только представителям негроидной расы. Именно поэтому многие западные антропологи склонны считать само понятие «раса» устаревшим и неприменимым в современной науке. Вмешивается и общественно-политический вопрос. Люди, далекие от науки, считают разделение человечества на отличные друг от друга подгруппы граничащим с расизмом. Хотя множество исследований говорят о том, что между отдельными человеческими популяциями нет и не может быть четких границ, нельзя не признать, что на Земле существуют большие группы людей, отличающиеся комплексом признаков.

По мнению российских антропологов, в частности Станислава Дробышевского, современное расоведение (не путать с расологией — псевдонаучной концепцией о превосходстве одних рас над другими) переживает кризис, вызванный модой на политкорректность. В престижных журналах выходят статьи ученых, имеющих смутное представление о современном уровне развития этого направления в науке. Они критикуют расоведение XIX века и предлагают пересмотреть его положения, не зная, что, в сущности, изобретают велосипед. Так, в феврале 2016 года в Science вышла статья, в которой авторы опровергают существование рас на основании того, что между ними не существует четких отличий. Вместо понятия «раса» они предлагают оперировать термином «популяция».

Что же называется расой в современной науке? Раса — это группа популяций, обладающая только ей присущим набором наследуемых биологических признаков и сформировавшаяся в определенном географическом регионе. Ни один серьезный расовед не станет говорить о том, что существуют гены азиатов или гены негроидов, что одни расы более «продвинутые», чем другие. Так как в само определение «расы» уже входит понятие «популяция», то предложение авторов статьи в Science заменить одно на другое выглядит странным. Скорее всего, подобное желание продиктовано теми же мотивами, какими руководствовалась антирасист Элизабет Мартинес, которая предлагала переименовать негроидов в конгоидов.

Опасения ревностных сторонников толерантности и политкорректности могут быть развеяны: одно из основных положений современного расоведения заключается в том, что человечество является единым биологическим видом, а конкретная раса, по мнению некоторых ученых, не может считаться даже разновидностью Homo sapiens. Нет никаких биологически обусловленных препятствий для создания плодовитого потомства у пары европеоида и монголоида. Метисы — потомство людей из популяций, относящихся к различным этносам и расам, — не страдают от умственных расстройств, повышенной заболеваемости или смертности. Некоторые из тех, кто в силу незнания биологии опасается метисации, указывают на пигмеев (негрилли) — низкорослый африканский народ. Логика такова: если европеец и пигмей заведут общего ребенка, он тоже будет карликовым. Однако низкорослость пигмеев как раз является результатом отсутствия метисации и изолированности района их проживания. Значительная доля населения Центральной Африки является метисами негрилли и негроидов нормального роста.

Однако межрасовые браки не способствуют и улучшению здоровья потомства (гетерозиса). Дело в том, что появлению наследственных заболеваний способствует гомозиготное состояние. Оно возникает, когда в клетках присутствуют две одинаковые копии одного и того же гена. Если эти копии дефектные — иными словами, в них присутствует вредная мутация, — человек будет страдать от генетической болезни. Если же организм гетерозиготен, то поврежденный ген будет компенсироваться работой исправной копии. В такой большой группе популяций, как раса, частота гомозигот уже довольно низка, и их доля составляет несколько процентов.

В вопросе влияния метисации на детей существует один нюанс. Дело в том, что некоторые расовые признаки являются адаптивными к той среде, в которой развивалась данная популяция людей. Например, темный цвет кожи, богатой меланином, у негроидов является приспособлением против интенсивной солнечной радиации в экваториальных широтах Земли. Метисы европеоидов и негроидов отличаются более светлыми оттенками кожи, что увеличивает воздействие на нее ультрафиолета. Поэтому потомство белых и темнокожих людей, проживающее в Африке, может быть более подвержено риску развития рака кожи.

Таким образом, если и можно говорить о вредных последствиях межрасовых браков, то только в аспекте того, что потомство может быть не адаптировано к условиям среды, в которых будет проживать.

Современная наука, однако, отрицает адаптивность многих расовых признаков. Считается, что в популяции закрепился и получил широкое распространение случайный набор характерных внешних черт. По одной из версий, это произошло в результате появления земледельческих культур, из-за чего отдельные популяции людей резко увеличили свои размеры. На первый план вышли социальные и технологические факторы, а не биологические. В то же время остались небольшие группы людей, которые не вошли в состав больших рас, такие как американские индейцы или австралийские аборигены. Они оказались более подверженными естественному отбору и другим механизмам биологической эволюции.

Одним из явных неадаптивных расовых черт считаются светлые волосы. Эта черта возникала несколько раз независимо в разных популяциях людей: у европейцев, аборигенов Австралии, кавказских народов и других групп населения. Характерная складка у внутреннего угла глаза у монголоидов — эпикантус — скорее всего, тоже не дает ее обладателям никаких преимуществ. Мнение, что она защищает глаза от пыли или ветра в условиях суровых холодов, не нашло научного подтверждения. Многие народы без эпикантуса веками проживали в подобной среде, а некоторые группы монголоидов обитали в умеренной и субтропической зонах.

Исследования расовых черт и обуславливающих их генов продолжаются. Например, недавно китайские ученые опубликовали в репозитории bioRxiv препринт статьи, в которой описаны результаты поиска генетических факторов, определяющих характерные черты лица у европейцев и китайцев. Был проведен полногеномный поиск ассоциаций, чтобы связать определенные фенотипические признаки с геномными вариантами. Объектом исследования выступили уйгуры — небольшой народ, который в большинстве своем проживает на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района в Китае. Он произошел от смешанных браков между европейцами и жителями Восточной Азии. Лица уйгуров представляют собой непрерывный спектр изменений от выраженных европейских черт до азиатских. Всего было исследовано 694 представителя народа.

Результаты позволили выявить шесть генов, варианты которых отвечают за различные внешние черты, в том числе расстояние между уголками глаза, форму рта, щек и носа, округлость лица и курносый нос. Ученые разработали компьютерную модель, которая позволяет по вариациям в генах предсказать, каким будет лицо. По мнению исследователей, модель поможет по анализам крови определить, к примеру, внешность потенциального преступника.

Подобные исследования дают дополнительную силу утверждениям, что нельзя найти гены, которые бы точно определяли, какой расе принадлежит человек. Допустимо найти совокупность генетических признаков, характерных для популяции. Именно поэтому главными антирасистами можно считать ученых, поскольку они демонстрируют общественности всю бессмысленность расовых теорий.