Россия
00:10, 1 июля 2016

Инфраструктура постиндустрии О том, как технологии меняют жизнь мегаполиса

Фото: Наталья Гарнелис / ТАСС

Внедрение новых технологий и стандартов благоустройства легло в основу глобального изменения уличного пространства Москвы. По словам специалистов, широкие гранитные тротуары, новые зеленые насаждения и современное освещение — это лишь первая, видимая часть перемен. Другие изменения станут заметны со временем: в городе снизится уровень шума и загрязнения воздуха. Однако наиболее важные изменения коснутся сознания горожан, которым предлагается покинуть замкнутое личное пространство и населить своими идеями развернувшуюся в их сторону городскую среду. Об этом, как и многом другом говорили на открывшемся вчера Московском урбанистическом форуме (МУФ), где работают корреспонденты «Ленты.ру».

Прорывы и барьеры

Москва вслед за ведущими мировыми столицами несколько лет назад включилась в работу по целостному благоустройству городского пространства. Общественное пространство, которое в предыдущие годы существовало в Москве на самом зачаточном уровне, заняло центральную позицию в стратегии развития города и теперь активно впитывает в себя западные интерактивные и адаптивные технологические платформы.

«Для нас самый актуальный вопрос не технологическая революция в новом строительстве, а как должен меняться старый город, учитывая новые технологии», — отметил на одной из панельных дискуссий урбанистического форума заместитель мэра Москвы по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Петр Бирюков.

Основная мысль Бирюкова в том, что технологический прорыв обеспечивается не только за счет каких-то инновационных технических средств, но и посредством внедрения новых стандартов работы с уже имеющимся оборудованием.

В качестве примера он привел историю войны Голландии с Испанией в начале XVII века, когда именно новые стандарты в подготовке фламандских солдат позволили маленькой стране одержать верх над мощной империей.

В Москве на пути передовых подходов к благоустройству и реализации проекта умного города встали административные барьеры. При подготовке к масштабной реконструкции улиц выяснилось что за различные участки работ здесь отвечает 15 служб и управлений. В Бостоне или Нью-Йорке, для сравнения, — в три раза меньше.

«Есть трудности в коммуникации специалистов из разных областей, — подчеркнул заммэра. — Люди порой не понимают друг друга, говорят на разных языках, отстаивают свои ценности. Во многом такая же ситуация возникает при общении представителей разных департаментов».

И вот в этих порой конфликтных условиях в каждое из этих управлений и ведомств приходят новые технологии. И везде они служат разным целям, иногда даже противоположным, что сказывается на их эффективности.

«Где-то акцент сделан на энергосбережении, где-то — на повышении безопасности за счет большей освещенности, — отмечает Бирюков. — В одном месте говорят об интенсификации малого бизнеса, в другом — об увеличении транспортно-пропускной способности за счет сокращения парковок».

Техническое перевооружение, по его словам, — процедура довольно затратная. И только единство подходов в работе всех задействованных в благоустройстве структур может гарантировать, что деньги не потратят впустую.

Внедрение новых стандартов благоустройства — революционный шаг в сторону совмещения векторов тяги различных структур. Отсюда скорость и масштаб нынешних перемен.

«Для каждого из десяти типов улицы по расположению, значению, интенсивности использования свой стандарт, — подчеркнул Бирюков. — Он регулирует все — от вида бордюрного камня до полосы дорожного движения, от частоты пешеходных переходов до типа освещения».

Логика каждого стандарта соответствует опыту мировых столиц. Их использование позволяет экономить и облегчает контроль за работами. Теперь правительство города планирует расширить практику применения стандартов благоустройства с улиц вообще на все общественное пространство.

Перерытые в этом году улицы (их 52), по словам Петра Бирюкова, будут полностью готовы к 1 сентября. В том, что работы завершатся в срок, он не сомневается и даже привел в пример строительную «спецоперацию» на Тверской улице, когда движение на ней полностью перекрыли на 48 часов.

«Необходимо было сделать 15 поперечных переходов, — рассказывает Бирюков. — Пройти через фундаменты старых зданий, проложить 12 ниток канализаций для кабельных линий. И сделать одну поперечную штробу. Мы сосредоточили на месте 3200 рабочих, 1500 единиц техники. Действовали в круглосуточном режиме. И через 47 часов открыли городское движение».

Осенью на Тверской улице появятся около ста лип. Деревья украсят также Арбат и Садовое кольцо. «А есть ли у нас специалисты по уходу за такими крупными деревьями? Им ведь по 20-25 лет. Эту проблему нужно решать», — заключил заместитель градоначальника.

Отложенный эффект

Стратегия развития Москвы направлена на то, чтобы в будущем общее уличное городское пространство на 30 процентов принадлежало пешеходам (вместо нынешних 10). Личному и общественному транспорту достанется 65 процентов, а оставшиеся 5 — велосипедам.

Еще одна задача нынешнего глобального благоустройства, как известно, — создание такой городской среды, которая бы отвечала запросам научного и экономического развития. Как заявил на открытии форума мэр Москвы Сергей Собянин, новые улицы — это инфраструктура новой постиндустриальной экономики города. Сегодняшние изменения дадут эффект спустя годы.

«При разработке стандартов мы закладывали в них не только те решения, которые можно оценить здесь и сейчас, но и заделы на будущее, — рассказала на форуме директор проектов КБ «Стрелка» Екатерина Малеева. — Решения, которые позволят преодолеть две серьезные проблемы: высокий уровень шума и загрязнение воздуха. Помимо шумозащитных холмов и панелей, это поглощающие звук экраны, гасящие звуковую волну. А еще специальные датчики, излучающие обратную волну и тем самым не позволяющие шуму распространяться».

Кроме того, в дорожном строительстве применяются специальные покрытия, снижающие загрязненность воздуха на 20-30 процентов. Существуют и технологии использования геотермальной энергии для борьбы с гололедом.

«Мне кажется, все эти решения целесообразно применять на вылетных магистралях, где большие потоки машин и пешеходов, потому как вдоль них находятся жилые районы и станции метро», — резюмировала Малеева.

Оживление мертвого

На Западе, который остается для Москвы донором идей и технологий (правда, существенно перекраиваемых под российские реалии), продолжают генерировать новые концепции развития городской среды.

На форуме свою модель озеленения мертвых подземных тоннелей в Нью-Йорке представил основатель проекта The Lowline Джеймс Рэмси (James Ramsey). Как известно, в городе Большого Яблока уже с успехом реализовали проект, превративший в умный парк брошенные железнодорожные эстакады — High Line. Теперь взялись за подземку.

Идея Ramsey в том, чтобы соединить достижения современной науки в области освещения и живую биологическую основу растительности. Проект позволяет моделировать самые разные природные зоны, время суток и климатические условия. Это обширная площадка для экспериментов, результаты которых, возможно, в будущем возьмут на вооружение даже колонизаторы других планет.

Дан Бараш (Dan Barash), приехавший в Москву из Великобритании, говорил о том, что благоустройство в дизайнерской его части должно служить основой совместной деятельности горожан. Без особых фантастических технологий. Такое творчество без авторства. Многим вспомнились клумбы и птицы из старых автомобильных покрышек во дворах на окраине Москвы. Но Бараш привел пример с конструкцией из воздушных шаров.

У него есть идеи и в области освещения. Так, каждый дом (здесь речь идет об индивидуальной застройке) может добавить свой цвет в уличное освещение, тем самым отразив психологическое состояние своих хозяев: радость, грусть и т.п.

Город будущего по-прежнему будет балансировать на грани личных и общественных интересов. Каждый горожанин станет частью общего ментального пространства и в идеале должен иметь возможность его расширять.

Сергей Лютых

< Назад в рубрику