Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Настоящий детектив Криминальное чтиво для отпуска

Фото: Vadymvdrobot / Depositphotos

Роман-альтернативная реальность, любовно-психологический детектив и настоящий кровавый триллер — «Лента.ру» выбрала три криминальных сюжета для чтения в отпуске.

Мариша Пессл «Ночное кино» (перевод А. Грызуновой, изд-во «Иностранка»)

Подобно тому, как про криминальный сериал Ника Пиццолатто понимаешь, что это хорошее кино, не сразу, а где-то с четвертой серии, так и роман Мариши Пессл поначалу требует читательского терпения. Не только из-за обилия материалов и фактов, которые читателю хорошо бы держать в голове, но и из-за способа их подачи. «Ночное кино» — в полном смысле слова альтернативная реальность.

Роман открывается ксерокопией заметки в «Нью-Йорк Таймс», сообщающей, что найдена мертвой 24-летняя Александра Кордова, дочь легендарного кинорежиссера Станисласа Кордовы. Девушка покончила с собой. Заподозрить в частной трагедии нечто большее журналиста Скотта Макгрэта заставляет в первую очередь личность отца Александры. Неслучайно Станисласа Кордову называют «повелителем теней». Он — кто-то вроде Хичкока, Кубрика и Сэлинджера разом. Снимал великие, но по-настоящему жуткие фильмы, выворачивающие наизнанку и зрительскую, и актерскую душу.

С Сэлинджером Кордову роднит бегство от мира — в 1977 году он дал свое последнее интервью и больше не появлялся на публике. В 1987-го, после того, как его десятый по счету фильм был заклеймен Американской ассоциацией киноиндустрии и спровоцировал пикеты защитников христианской морали, Кордова перестал снимать, а его фильмы можно было увидеть только на подпольных показах, организованных «кордовитами» — поклонниками работ режиссера.

Вплетенные в корешок подшивки статей из американской прессы, скриншоты страниц сайта, посвященного Кордове и его фильмам, справки и досье по делу гибели Александры Кордовы, ее фотографии, наконец — все это вполне успешно убеждает читателя в том, что перед ним не детективный роман, а реальная история гибели дочери известного кинорежиссера. Столь успешно, что рука тянется погуглить имя Кордовы. Кстати, роман и правда завязан на сайт nightfilmdecoder.com и соответствующее мобильное приложение. Но можно и без них.

Автор вообще довольно ловко манипулирует читателем: то сваливает на него ворох фактов, заставляя чуть ли не вооружиться карандашом и блокнотом для заметок, то позволяет расслабиться. То погружает в культ вуду и атрибуты черной магии, и когда ты уже совсем поверил, что перед тобой не детектив, а мистический роман густого замеса, Пессл ловко переворачивает зеркало и показывает, что предыдущие сто страниц были не более чем игрой чужого воспаленного воображения.

Как и положено хорошему детективу, финал непредсказуем. Оправдаются только два предположения — что Кордова и правда всех обманул, а Александра, увы, умерла не по своей воле. Но воплощение этих прозрений все равно удивит.

Роберт Гэлбрейт «На службе зла» (перевод Е. Петровой, изд-во «Иностранка»)

Если Мариша Пессл заставляет читателя с головой нырнуть в расследование жизни культового кинорежиссера и гибели его дочери, то у Роберта Гэлбрейта (читай Джоанн Роулинг) детективная интрига служит чем-то вроде локомотива, но все главное везут вагоны.

Напомним, что мужской псевдоним на обложке детективного романа стал для создательницы эпопеи про Гарри Поттера способом доказать себе и публике, что она умеет писать не только волшебные истории и не только для детей. Эксперимент, в общем, удался: первый роман «Зов кукушки» из серии о частном сыщике Корморане Страйке и его юной помощнице Робин неплохо продался и получил хорошую для дебюта прессу. Но даже в первой книге восхищение юной Робин своим брутальным боссом и связанная с этим ревность ее жениха держали читателя в гораздо большем напряжении, чем те преступления, которые они расследовали. Что уж говорить о третьей.

Хотя сюжетная канва вроде располагает. Робин получает по почте отрезанную женскую ногу. Посылку приносит курьер. Пережив первый шок и осознав, что следующей жертвой может стать она, девушка выпивает чашку чаю, вдрызг ссорится с женихом и настаивает на том, чтобы включиться в расследование этого дела. Обстоятельства указывают на то, что убийца как-то связан с самим Страйком. Выбрав четверых самых мерзких знакомых из прошлой жизни, одного Страйк отдает на проработку полиции, а троих оставляет себе. И они с Робин начинают слежку за тремя подозреваемыми разом.

Все преступники оказываются по-настоящему омерзительными типами с нестабильной психикой, криминальной биографией и склонностью к насилию, однако триллер из-под пера Гэлбрейта-Роулинг никак не выходит. А выходит вполне мастеровитый любовный — в крайнем случае, психологический — роман о том, что девушки часто подпадают под обаяние харизматичных начальников, а их женихам стоило бы с бОльшим уважением относиться к их работе и интересам.

Это не значит, что роман не удался. К третьей книге у героев Гэлбрейта появилось немало поклонников. Просто назвать его собственно детективом было бы натяжкой.

Жан-Кристоф Гранже «Лонтано» (перевод Р. Генкиной, изд-во «Азбука»)

Другое дело — романы Гранже. Они строго для любителей больших сюжетных скоростей. Не успел всерьез подумать об одной зацепке в расследовании — как новая глава принесла уже целую россыпь улик и несколько новых подозреваемых. Новая книга «Лонтано» исполнена в лучших традициях его «Багровых рек», только с бОльшим мастерством.

На военной базе погиб курсант. Все указывает на то, что юноша отправился в самоволку или даже попросту сбежал и случайно погиб. Но въедливый инспектор-мизантроп зачем-то требует провести все лабораторные исследования. Улика за уликой убеждают полицейского в том, что это не случайная гибель не справившегося с испытаниями юнца, а жестокое убийство, встраивающееся в череду других, не менее жутких. Только предыдущими жертвами были женщины.

В воронку событий окажутся втянуты инспектор, его брат — наркоман и финансист, ищущая себя сестра — актриса, подрабатывающая проституткой, отец — большой полицейский босс и его жена — бывшая хиппи, а также африканский период истории их семьи и люди, с которыми они тогда были связаны. В «Лонтано» изощренные ритуальные убийства на грани древнего африканского культа и актуального искусства соединяют историю и современность, военных и гражданских, полицейских и объекты их расследований, Европу и Африку, магию и атеизм.

Не всегда концы сходятся с концами, но скорость сюжетных поворотов и авторская изобретательность по части придумывания девиаций главным злодеям искупают логические нестыковки. И самое приятное: финал указывает на то, что продолжение следует…

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15